"Горе от ума": жанр "Горе от ума" Грибоедов

Зачем нам спустя почти 200 лет перечитывать комедию Грибоедова "Горе от ума"? Вечные темы, злободневность, остроумие - вот что привлекает к этому произведению новые поколения читателей. Давайте разберемся в особенностях жанра "Горя от ума" и его месте в творчестве Грибоедова.

История создания пьесы "Горе от ума"

Работа Грибоедова над текстом пьесы началась еще в 1816 году. Согласно некоторым источникам, первые наброски появились в это время. Однако активная работа развернулась позже, уже после возвращения драматурга из Персии. К началу 1822 года были готовы первые два акта. Летом 1823 года в Москве Грибоедов завершил первый полный текст пьесы. Именно в Москве он мог пополнить свои наблюдения над нравами местного дворянского общества, что пригодилось для создания ярких характеров.

Позже, в 1824 году появляется новая версия произведения под названием "Горе и нет ума" . Это свидетельствует о том, что Грибоедов продолжал работу над текстом, совершенствуя и шлифуя свое творение.

Своеобразие жанра "Горе от ума"

Определение жанра "Горе от ума" вызвало бурные дискуссии среди литературоведов. С одной стороны, эта пьеса разрушила многие устои классицизма в драматургии. С другой - сохранила некоторые его черты. Так, в комедии присутствует единство места (действие не выходит за рамки особняка Фамусова) и времени (все происходит в течение суток).

В то же время Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на положительных и отрицательных. Его герои гораздо более реалистичны и противоречивы. Это приближает "Горе от ума" к новому на тот момент направлению в литературе - реализму.

Еще одно новшество - нарушение единства действия. В пьесе развиваются сразу два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (Чацкий против фамусовского общества).

Не случайно современники называли "Горе от ума" "высокой комедией". Это произведение поднимает важные нравственные и социальные вопросы: карьеризм, чинопочитание, невежество высшего света. При этом сохранены и комедийные элементы: комичные персонажи, забавные ситуации, остроты в диалогах.

Трактовка "Горя от ума" автором

Сам Грибоедов назвал "Горе от ума" комедией в стихах. В одном из высказываний он говорит о соотношении "умных" и "глупых" героев:

В моей комедии 25 глупцов, на одного здравомыслящего человека...

Таким образом, по замыслу автора, эта пьеса призвана высмеивать пороки дворянского общества, к которому принадлежал и сам Грибоедов. Сатирическое начало вполне уживается здесь с комедийным.

Бал в дворянском особняке при свечах

Влияние "Мизантропа" Мольера

Создавая "Горе от ума" как сатирическую комедию нравов, Грибоедов во многом ориентировался на пьесу Мольера "Мизантроп". Главного героя этой пьесы Альцеста роднит с Чацким амплуа "злого умника". Оба персонажа резко критикуют пороки общества, в котором живут. Они честны и принципиальны, что вступает в противоречие с лицемерными нравами аристократии. Так мы видим явное типологическое сходство двух произведений.

Однако у Грибоедова это сходство перерастает в более глубокое раскрытие характеров, а конфликт становится шире – общественным.

Комедия или драма?

"Горе от ума" сочетает в себе черты как комедийного, так и драматического жанра. С одной стороны, здесь немало комических персонажей вроде глуповатого Скалозуба или неуклюжего в ухаживаниях за Софьей Молчалина. Ряд сцен построены как комедия положений. Например, когда Софья пытается оправдать нахождение Молчалина в своей комнате.

В то же время у Чацкого разворачивается настоящая драма. Его возвращение к любимой оборачивается горьким разочарованием. Чувства Софьи остыли, она выбрала другого. Чацкий переживает эту личную трагедию очень остро. Так в комедии возникает драматический конфликт.

Вид Москвы с высоты при закате солнца

Трактовка пьесы современниками

Уже при жизни Грибоедова "Горе от ума" признали новаторской пьесой, которая выделялась на общем фоне драматургии того времени. Ее хвалили за реалистические характеры, злободневность, меткие высказывания. Особенно восторженно комедия была принята в среде декабристов, разделявших взгляды Чацкого.

Остроумие "Горя от ума" быстро растащили "на цитаты", по выражению Гончарова. Многие строки моментально стали крылатыми и вошли в разговорную речь. Эта пьеса и сегодня остается одним из самых цитируемых произведений русской литературы.

Влияние "Горя от ума" на драматургию

"Горе от ума" фактически подвело черту под жанром комедии в стихах, доведя его до наивысшего расцвета. В то же время эта пьеса открыла путь к новой драматургии. Реалистические персонажи, острые диалоги, актуальные конфликты - эти принципы легли в основу реалистической комедии второй половины XIX века.

Можно сказать, что именно благодаря новаторству "Горя от ума" стало возможным последующее творчество Островского и других драматургов-реалистов.

Популярность пьесы

Несмотря на запрет царской цензуры, "Горе от ума" быстро разошлось в списках и обрело широкую популярность. Пушкин, получив один из таких списков от декабриста Пущина, был в восторге от этого произведения.

Со временем слава "Горя от ума" только росла. Сегодня эта комедия входит в школьную программу, ее ставят ведущие театры. Фразы из нее понятны каждому. Спустя почти 200 лет пьеса Грибоедова не утратила актуальности и продолжает привлекать читателей своим жанром, остроумием и мудростью.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.