Саратовский подшипниковый завод: история и современность крупнейшего производителя

Саратовский подшипниковый завод - гигант отечественного машиностроения с богатой историей. В статье мы проследим путь предприятия от первого камня до мирового лидерства в производстве подшипников.

Рабочий у станка

Истоки. Как все начиналось (1935-1945)

Решение о строительстве нового подшипникового завода было принято правительством СССР в 1935 году. Страна остро нуждалась в подшипниках, а единственный на тот момент завод в Москве не справлялся с растущими потребностями промышленности.

Местом для строительства был выбран Саратов - как наиболее приближенный к крупным заводам-потребителям: Саратовскому и Ростовскому комбайновым, Сталинградскому тракторному. Проектная мощность определялась в 50 млн подшипников в год.

Несмотря на жесткие сроки (всего 17 месяцев), строительство затянулось из-за нехватки материалов и переделок проекта. Первый корпус был заложен только 8 апреля 1938 года.

Однако уже 11 февраля 1941 года сошел с конвейера первый подшипник. Завод получил название третий Государственный подшипниковый завод , или сокращенно ГПЗ-3.

В годы Великой Отечественной войны именно Саратовский завод стал единственным производителем подшипников для военной промышленности после эвакуации московского ГПЗ-1. За обеспечение фронта 28 октября 1944 года завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Расцвет. Новые горизонты (1945-1991)

После победы 1945 года Саратовский подшипниковый завод активно наращивал производство. В 1960-1980-х годах возводились новые корпуса, расширялся ассортимент.

Завод неизменно занимал лидирующие позиции в отрасли по освоению передовых технологий и новых типов подшипников:

  • 1965 год - первые железнодорожные подшипники в СССР;
  • 1966 год - выпуск 500-миллионного подшипника;
  • 1977 год - внедрение автоматизированных роторных линий.

В 1989 году предприятие было преобразовано в производственное объединение ГПЗ-3.

Современность. Лидер отечественного рынка

Новый этап в истории завода начался в 1991 году.

В 1994 году ГПЗ-3 был приватизирован и акционирован, получив название ОАО "Саратовский подшипниковый завод" (ОАО СПЗ).

К началу 2000-х годов завод выпускал уже более 2000 типов подшипников, в том числе:

  • высокоточные подшипники для станкостроения;
  • крупногабаритные железнодорожные подшипники;
  • комбинированные подшипники разных типов.

Продукция экспортировалась в страны ближнего и дальнего зарубежья. В 2007 году ОАО СПЗ вошло в состав Европейской подшипниковой корпорации.

Сегодня Саратовский подшипниковый завод остается безусловным лидером отечественного рынка в своей отрасли.

Производство. Как делают подшипники

Производство подшипников на заводе организовано по полному циклу.

На инструментальном участке изготавливаются уникальные шарикоформирующие диски, которые поставляются также на другие предприятия.

На литейном производятся заготовки колец подшипников.

На кузнечном и штамповочном участках происходит обработка металла давлением.

Сборка подшипников производится на шариковом и роликовом производствах с применением автоматизированных линий.

Внедрение новых технологий и жесткий контроль качества на всех этапах позволяют выпускать изделия, соответствующие мировым стандартам.

Поезд с продукцией завода

Продукция. Что производит завод

Ассортимент продукции Саратовского подшипникового завода включает:

  • шариковые радиальные и радиально-упорные подшипники;
  • роликовые радиальные подшипники;
  • роликовые игольчатые подшипники;
  • комбинированные подшипники разных типов.

Особой гордостью завода являются уникальные крупногабаритные железнодорожные подшипники для вагонов и локомотивов.

По своим техническим характеристикам продукция Саратовского подшипникового завода не уступает, а в ряде случаев и превосходит зарубежные аналоги.

Подшипники завода отличает высокое качество при относительно невысокой цене.

Коллектив. Кто работает на заводе

На Саратовском подшипниковом заводе трудится более 6000 человек. Многие рабочие династии передают свой опыт из поколения в поколение.

Администрация завода уделяет большое внимание социальной поддержке сотрудников. Действует собственная поликлиника, санаторий-профилакторий, лечебно-оздоровительный комплекс.

На предприятии работает квалифицированный инженерно-технический персонал. Подготовка кадров ведется на базе учебно-научно-технологического комплекса «СПЗ-СГТУ».

Профсоюзная организация завода отстаивает интересы работников, добивается достойной оплаты труда и соблюдения социальных гарантий.

Инновации. Технологии будущего

Руководство Саратовского подшипникового завода уделяет приоритетное внимание внедрению передовых технологий.

В последние годы реализован ряд масштабных инновационных проектов:

  • автоматизированная система учета энергоресурсов;
  • переход на газовое отопление производственных помещений;
  • биологическая очистка промышленных стоков.

Внедрение цифровых технологий позволило наладить оперативное планирование и учет на всех этапах производства.

Продолжается модернизация оборудования, позволяющая расширять модельный ряд и осваивать новые виды изделий.

Перспективы. Взгляд в будущее

У Саратовского подшипникового завода амбициозные планы по дальнейшему развитию.

Основные направления:

  • увеличение доли на внутреннем и внешних рынках;
  • расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
  • повышение производительности труда;
  • снижение себестоимости.

Реализация стратегии позволит упрочить позиции предприятия как одного из мировых лидеров подшипниковой индустрии.

Значение. Вклад в экономику

За десятилетия работы Саратовский подшипниковый завод внес неоценимый вклад в развитие отечественной промышленности.

Продукция завода используется во всех ключевых отраслях:

  • автомобилестроение;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • авиастроение;
  • железнодорожный транспорт.

Саратовские подшипники обеспечивают бесперебойную работу тысяч российских предприятий. Завод по праву гордится своим вкладом в развитие национальной экономики.

Достижения. Вершины профессионализма

За годы работы Саратовский подшипниковый завод неоднократно отмечался высокими наградами.

Основные достижения:

  • Орден Трудового Красного Знамени (1944 г.)
  • 500-миллионный подшипник (1966 г.)
  • Первенство в освоении новых технологий в отрасли
  • Международная сертификация ISO 9001
  • Звание "Лидер качества" от АвтоВАЗа

Эти награды - признание высочайшего профессионализма коллектива предприятия.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.