До ре ми фа соль ля си — вспомним музыкальный алфавит

Музыкальный алфавит - основа музыкального языка. Без знания алфавита сложно научиться понимать и создавать мелодии. Давайте вспомним историю происхождения нот, узнаем как правильно называть музыкальные звуки и зачем это нужно для развития музыкального слуха и голоса.

Откуда взялись современные названия нот

Прежде чем появились привычные нам ноты "до", "ре", "ми" и так далее, в европейской музыке использовались особые обозначения - невмы. Это были различные точки, черточки и запятые над текстом церковных песнопений. Невмы указывали лишь общее направление мелодии, но не фиксировали точную высоту звуков.

Первым предложил обозначать ноты буквами латинского алфавита философ Боэций в 6 веке. Он использовал первые 15 букв: A, B, C, D и так далее. Эта система позволяла записать звуки в пределах двух октав.

ABCDEFGHIJKLMNO — первые попытки обозначить ноты в трактате Боэция "Наставления в музыке"

Но по-настоящему революционные изменения в нотной грамоте произошли благодаря Гвидо д’Ареццо в 11 веке. Именно он ввел пятилинейный нотный стан, ноты-квадратики на линейках и в междустрочиях, ключи. А главное - названия нот!

Происхождение названий нот от гимна Св. Иоанну

Иоанн Креститель

Гвидо взял первые слоги строк латинского гимна святому Иоанну Крестителю, каждая строка которого начиналась на тон выше:

  • Ut (позднее заменено на Do)
  • Re
  • Mi
  • Fa
  • Sol
  • La

Ноту "си" добавили позднее, в 16 веке, из начальных букв последней строчки гимна "S ancte I ohannes" .

Так появились хорошо знакомые нам сегодня названия нот "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си". В английском языке вместо "си" говорят "ти", чтобы не спутать с буквой C, обозначающей ноту "до".

Другие системы

Кроме традиционных названий существуют и другие системы:

  • Буквенная (C, D, E, F, G, A, B)
  • Цифровая (номера ступеней: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
  • Сольмизация с вариантами слогов: до, ра, ми, фа, соль, ля, си

Но именно "классические" названия прижились во всем мире и стали основой для изучения нотной грамоты.

Как правильно называть ноты вслух

Для начала давайте вспомним самую простую последовательность - музыкальный алфавит в восходящем направлении:

до ре ми фа соль ля си

А теперь спустимся вниз:

си ля соль фа ми ре до

То есть, нужно четко представлять как ноты идут по порядку в обоих направлениях. А еще уметь начинать называть эту последовательность с любой ступени!

Например, от "ми":

ми фа соль ля си до ре ми

Или от "соль":

соль ля си до ре ми фа соль

Такая тренировка развивает гибкость слуха и голоса. Вы сможете быстрее определять интервалы между нотами, точнее интонировать, лучше запоминать мелодии.

Упражнения для называния нот

Существует множество игр и упражнений для тренировки "сольфеджио" - пения нот по названиям. Их можно выполнять как с инструментом, так и без:

  1. Проговаривание музыкального алфавита в разных темпах, с разной громкостью, высотой, тембром голоса
  2. Игра "Назови ноту" - кто-то играет ноту, а вы должны ее назвать
  3. Пение музыкальных отрывков с аккомпанементом, называя каждую ноту вслух
  4. "Нотный диктант" - игра в паре, один стукивает по клавише инструмента, второй называет эту ноту

Чем чаще вы будете проговаривать нотные последовательности, тем быстрее и высоту звуков.

Музыкальный алфавит - три круга

Ноты в тетради

Существует еще более сложный вариант - три основных "круга" музыкального алфавита:

  1. Прямая последовательность нот от каждой ступени туда и обратно
  2. Ноты через ступень
  3. Ноты через две ступени (кварты)

Это позволяет легко ориентироваться при чтении с листа, определять интервалы, запоминать последовательность знаков в тональностях.

Для закрепления рекомендуется как можно чаще проговаривать весь "трехкруговой" алфавит в разных темпах и направлениях - это отличная тренировка для развития музыкального слуха!

Практическое применение музыкального алфавита

Кроме обучения вокалу и слуху, знание нотных названий помогает в других практических аспектах. Например:

  • Разучивание песен, запоминание мелодий
  • Транспонирование, то есть перенос мотива в другую тональность
  • Запись музыки по слуху без инструмента
  • Чтение нот с листа, расшифровка табулатур
  • Игра на музыкальных инструментах

Если вы запомнили последовательность нот и можете легко пропеть любую гамму от любой ступени, это станет хорошей основой для дальнейшего музыкального образования.

В следующих частях статьи мы подробнее разберем, как конкретно применять знание сольфеджио на практике.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.