Музыкальный алфавит - основа музыкального языка. Без знания алфавита сложно научиться понимать и создавать мелодии. Давайте вспомним историю происхождения нот, узнаем как правильно называть музыкальные звуки и зачем это нужно для развития музыкального слуха и голоса.
Откуда взялись современные названия нот
Прежде чем появились привычные нам ноты "до", "ре", "ми" и так далее, в европейской музыке использовались особые обозначения - невмы. Это были различные точки, черточки и запятые над текстом церковных песнопений. Невмы указывали лишь общее направление мелодии, но не фиксировали точную высоту звуков.
Первым предложил обозначать ноты буквами латинского алфавита философ Боэций в 6 веке. Он использовал первые 15 букв: A, B, C, D и так далее. Эта система позволяла записать звуки в пределах двух октав.
ABCDEFGHIJKLMNO — первые попытки обозначить ноты в трактате Боэция "Наставления в музыке"
Но по-настоящему революционные изменения в нотной грамоте произошли благодаря Гвидо д’Ареццо в 11 веке. Именно он ввел пятилинейный нотный стан, ноты-квадратики на линейках и в междустрочиях, ключи. А главное - названия нот!
Происхождение названий нот от гимна Св. Иоанну
Гвидо взял первые слоги строк латинского гимна святому Иоанну Крестителю, каждая строка которого начиналась на тон выше:
- Ut (позднее заменено на Do)
- Re
- Mi
- Fa
- Sol
- La
Ноту "си" добавили позднее, в 16 веке, из начальных букв последней строчки гимна "S ancte I ohannes" .
Так появились хорошо знакомые нам сегодня названия нот "до", "ре", "ми", "фа", "соль", "ля", "си". В английском языке вместо "си" говорят "ти", чтобы не спутать с буквой C, обозначающей ноту "до".
Другие системы
Кроме традиционных названий существуют и другие системы:
- Буквенная (C, D, E, F, G, A, B)
- Цифровая (номера ступеней: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
- Сольмизация с вариантами слогов: до, ра, ми, фа, соль, ля, си
Но именно "классические" названия прижились во всем мире и стали основой для изучения нотной грамоты.
Как правильно называть ноты вслух
Для начала давайте вспомним самую простую последовательность - музыкальный алфавит в восходящем направлении:
до ре ми фа соль ля си
А теперь спустимся вниз:
си ля соль фа ми ре до
То есть, нужно четко представлять как ноты идут по порядку в обоих направлениях. А еще уметь начинать называть эту последовательность с любой ступени!
Например, от "ми":
ми фа соль ля си до ре ми
Или от "соль":
соль ля си до ре ми фа соль
Такая тренировка развивает гибкость слуха и голоса. Вы сможете быстрее определять интервалы между нотами, точнее интонировать, лучше запоминать мелодии.
Упражнения для называния нот
Существует множество игр и упражнений для тренировки "сольфеджио" - пения нот по названиям. Их можно выполнять как с инструментом, так и без:
- Проговаривание музыкального алфавита в разных темпах, с разной громкостью, высотой, тембром голоса
- Игра "Назови ноту" - кто-то играет ноту, а вы должны ее назвать
- Пение музыкальных отрывков с аккомпанементом, называя каждую ноту вслух
- "Нотный диктант" - игра в паре, один стукивает по клавише инструмента, второй называет эту ноту
Чем чаще вы будете проговаривать нотные последовательности, тем быстрее и высоту звуков.
Музыкальный алфавит - три круга
Существует еще более сложный вариант - три основных "круга" музыкального алфавита:
- Прямая последовательность нот от каждой ступени туда и обратно
- Ноты через ступень
- Ноты через две ступени (кварты)
Это позволяет легко ориентироваться при чтении с листа, определять интервалы, запоминать последовательность знаков в тональностях.
Для закрепления рекомендуется как можно чаще проговаривать весь "трехкруговой" алфавит в разных темпах и направлениях - это отличная тренировка для развития музыкального слуха!
Практическое применение музыкального алфавита
Кроме обучения вокалу и слуху, знание нотных названий помогает в других практических аспектах. Например:
- Разучивание песен, запоминание мелодий
- Транспонирование, то есть перенос мотива в другую тональность
- Запись музыки по слуху без инструмента
- Чтение нот с листа, расшифровка табулатур
- Игра на музыкальных инструментах
Если вы запомнили последовательность нот и можете легко пропеть любую гамму от любой ступени, это станет хорошей основой для дальнейшего музыкального образования.
В следующих частях статьи мы подробнее разберем, как конкретно применять знание сольфеджио на практике.