Бьет током машина при выходе из машины: почему так происходит и как с этим бороться

Вы когда-нибудь испытывали неприятный разряд статического электричества, выходя из машины? А может, вас удивляло, почему именно в вашем авто так часто возникает эта проблема? Давайте разберемся в причинах и способах борьбы с этим явлением.

Статическое электричество в машине может возникать по двум основным причинам:

  1. Электризация кузова из-за трения о воздух при движении
  2. Электризация одежды и обивки салона при их трении друг о друга

Рассмотрим каждую подробнее.

Накопление заряда на кузове

В процессе движения кузов автомобиля трется о мельчайшие частицы, содержащиеся в воздухе. Происходит так называемая трибоэлектризация, в результате которой на металле накапливается отрицательный заряд. Этот эффект усиливается в сухие жаркие дни, особенно при сильном ветре.

При влажности воздуха более 85% проблема исчезает сама собой.

Заряд может скапливаться и на неподвижном автомобиле, например, на стоянке. Главное - чтобы дул сухой ветер. В таких условиях кузов буквально заряжается, как батарейка.

Машина бьет током при выходе

Электризация в салоне

Вторая распространенная причина - трение одежды водителя или пассажиров о покрытие сидений в процессе движения. Особенно часто такой эффект возникает, если обивка и ткань одежды имеют синтетическое происхождение. Например:

  • синтетика обивки + шерстяной свитер
  • микрофибра чехлов + полиэстер в куртке

Почему именно эти материалы? Синтетика и шерсть в данном случае выступают диэлектриками. Как известно еще со школьной скамьи, при трении диэлектриков происходит накопление электрических зарядов. Классический пример - эбонитовая палочка, которую натирали о шерсть, а затем подносили к мелким бумажкам или ватке, и те притягивались за счет статического электричества.

В нашем случае роль "палочки" играет синтетическая одежда, а "шерстью" является обивка кресел. В результате их трения электрические заряды перераспределяются между этими диэлектриками и возникает статическое напряжение.

К чему приводят удары током в автомобиле?

Казалось бы, разряд статического электричества при выходе из машины - это неприятно, но безобидно. Однако на самом деле последствия могут быть весьма серьезными.

  • Риск возгорания. Во-первых, существует опасность возгорания, особенно если искра проскакивает рядом с открытой горловиной бензобака во время заправки.
  • Повреждение электроники. Во-вторых, разряд статического электричества способен вывести из строя электронные компоненты автомобиля, если пробой происходит где-то внутри салона.
  • Ухудшение самочувствия. Ну и конечно, статическое электричество отрицательно действует на общее самочувствие, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

А представьте ситуацию, когда вы только что сели в машину, пристегнули ремень безопасности, а тут вас слагбьет током от подлокотника или ручки двери. В такой момент легко выронить ключи зажигания или случайно дернуть руль, что чревато аварией.

Так что игнорировать проблему нельзя. Давайте разберем способы борьбы с ней.

Как избавиться от статики на корпусе

Почему бьет током машина при выходе из машины? В первую очередь так думают многие автовладельцы. И правильно! Ведь чаще всего удары током случаются именно при контакте с металлическим кузовом.

Основной способ борьбы со статикой на корпусе - это качественное заземление. Для этой цели в автомагазинах продаются специальные резиновые полосы с металлическим стержнем внутри. Их вешают сзади на элементы подвески или бампер. При движении полоска касается земли, не давая скапливаться заряду на кузове.

Однако такие полосы требуют регулярного осмотра. Со временем металлический стержень внутри сотрется о дорожное покрытие - и эффективность защиты резко упадет.

Еще один бюджетный способ - использовать для разрядки ключ зажигания перед выходом из машины. Достаточно дотронуться ключом до кузова - и весь накопившийся заряд безопасно стечет на землю.

Как избавиться от статики в салоне

Если удар током происходит уже внутри салона, значит проблема в электризации обивки или одежды. Что делать в таком случае?

  1. Меняем обивку на хлопковую, из натуральной или экокожи
  2. Обрабатываем сиденья антистатическими средствами
  3. Проводим регулярную влажную уборку салона

Также помогает соблюдать правильную последовательность действий при посадке и выходе:

  1. Сесть и сначала пристегнуться
  2. Перед выходом коснуться металлической детали
  3. Не отрывая руку от машины, встать с сиденья

Это поможет безопасно снять возможный заряд статики до контакта тела с землей.

Конечно, гарантированно избавиться от статического электричества в машине на 100% вряд ли возможно. Однако соблюдение перечисленных правил поможет максимально минимизировать эту типичную проблему.

Другие способы проверки статики

Машина бьет током при выходе

Чтобы убедиться, действительно ли ваш автомобиль электризуется, можно провести несколько простых опытов.

  • Эксперимент с бумагой. Возьмите лист бумаги и эбонитовую (или пластиковую) палочку. Потрите палочку о шерсть или волосы и поднесите к кусочку бумаги. Если она начнет притягиваться - значит, палочка зарядилась статическим электричеством. Теперь попробуйте также потереть о шерсть любую пластиковую деталь вашего автомобиля - например, ручку двери. Поднесите ее к бумаге. Скорее всего, эффект будет таким же - следовательно, пластик в машине тоже электризуется.
  • Антистатический брелок. Чтобы наглядно увидеть наличие заряда, используйте антистатический брелок. В нем находится металлизированный шарик, закрепленный на резинке. Поднесите брелок к кузову автомобиля. Если шарик начнет раскачиваться или прилипать к машине - "поздравляем", у вас статика!
  • Наблюдение за оседанием пыли. Хороший тест - понаблюдать, как ведет себя пыль после мойки. На хорошо заземленном автомобиле она ложится ровным слоем и держится дольше. А вот на электризованном кузове пылинки быстро слетают, словно их что-то отталкивает.

Надеемся, теперь вы лучше понимаете, почему машина бьет током при выходе из машины. Успехов!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.