Фонвизин в своей знаменитой комедии «Недоросль» затрагивает вечную тему - проблему воспитания подрастающего поколения. Эта проблема не теряет актуальности и в наши дни. Давайте разберемся, почему автор выбрал именно ее и что хотел этим сказать.
Исторический контекст написания комедии
Комедия «Недоросль» была написана в 1781 году, во времена правления императрицы Екатерины II. Это была эпоха реформ и преобразований в России, но в то же время сохранялись многие пережитки феодализма.
«Злонравия достойные плоды»: излишняя избалованность, потакание лени, стремление оградить ребенка от всех тягот всегда приводят к подобному финалу. Нельзя воспитать чуткого и честного человека, уважающего своих родителей и окружающих его людей, не став для него образцом чести и доброты.
Это цитата из текста хорошо иллюстрирует нравы того времени. Воспитание дворянской молодежи было важной государственной задачей. Отсюда и пристальное внимание Фонвизина к этой теме.
Главные герои комедии и их роль
В комедии две противоположные семьи. С одной стороны - семья Простаковых с матерью, отцом и сыном Митрофаном. Это отрицательные, комические персонажи. Вот как мать объясняет сыну зачем ему учиться:
Учи, сударь, для виду, а не для ума. Благородному достаточно знать четыре правила арифметики, да уметь расписаться, а там пускай приказчики за нас со счетами возятся.
Митрофан, воспитанный в духе праздности и безнравственности, становится настоящим «недорослем» - ленивым невеждой. Ему противопоставлены положительные герои: Стародум с воспитанницей Софьей. Их идеалы чести, достоинства, знаний резко контрастируют с ценностями семьи Простаковых.
Основные ошибки в воспитании Митрофана
Фонвизин акцентирует внимание на тех ошибках в воспитании Митрофана, которые привели к плачевным результатам:
- Чрезмерное потворство капризам и прихотям ребенка;
- Полное отсутствие каких-либо требований и обязанностей;
- Пренебрежение к образованию и развитию;
- Жестокое обращение матери с крепостными на глазах у сына.
Мать без конца хвалила Митрофанушку, называя его «мое сокровище» и «ангелом». В итоге это привело к полной деградации личности.
почему автор именно эту проблему затронул в своей комедии недоросль
Идеалы воспитания от Стародума
Противоположная модель воспитания воплощена в образе Стародума и его племянницы Софьи. Вот какие наставления он дает девушке:
Науки и художества до того сердце человеческое образуют, что отличают его от скотов, которые, кроме чувственных впечатлений, никакого не имеют понятия.
Здесь мы видим призыв к знаниям, к развитию личности. И как результат - Софья получается совсем не похожей на избалованного и невежественного Митрофана.
Митрофан | Софья |
Лень | Трудолюбие |
Невежество | Образованность |
Так Фонвизин противопоставляет два подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность для современного общества
Хотя комедия «Недоросль» была написана почти 250 лет назад, затронутая в ней проблема воспитания не потеряла актуальности и в наши дни. Многие современные дети страдают от избалованности и вседозволенности со стороны родителей.
Родители часто уделяют недостаточно внимания воспитанию детей, потакая их капризам. Это приводит к эгоизму, лени, праздности - тем же порокам, которыми страдал Митрофан.
Как избежать ошибок родителей Митрофана
Чтобы не повторять ошибок Простаковых, современным родителям стоит:
- Не потакать всем капризам ребенка;
- Прививать трудолюбие и ответственность;
- Следить за образованием и развитием ребенка;
- Быть для ребенка положительным примером в отношениях с людьми.
Наследие Фонвизина для потомков
Фонвизин не просто критиковал недостатки своего времени. В уста Стародума он вкладывает важнейшие истины:
Гораздо более ценным подарком, который можно оставить своему ребенку, является достойное воспитание, хорошее образование и тяга к знаниям, а не большое наследство.
почему автор именно эту проблему затронул в своей комедии недоросль
Этими словами автор призывает читателей к правильному воспитанию детей. И действительно, что может быть важнее для будущего страны и общества?
Причины выбора Фонвизиным данной темы
Итак, почему автор выбрал именно проблему воспитания в качестве центральной в своей комедии? Этому есть несколько причин:
- Актуальность темы для общества того времени.
- Связь с социальными реформами Екатерины II.
- Возможность резкой сатиры и комизма положений.
Благодаря мастерству Фонвизина, эта комедия не потеряла злободневности и спустя века. И воспитание остается по-прежнему вечной темой для каждого нового поколения.
Развитие личности - ключ к прогрессу
Именно правильное воспитание и образование делают человека личностью, открывая ему путь к нравственному и интеллектуальному развитию. Автор затронул эту тему, потому что видел в ней залог прогресса всего общества.
Невежество и духовная деградация грозят застоем и регрессом. Поэтому так важно уделять пристальное внимание тому, как мы воспитываем наших детей сегодня - залог успешного будущего для всей нашей страны.
Роль просвещения в решении проблемы
Фонвизин показывает, что просвещение играет ключевую роль в преодолении пороков воспитания. Только образованные, интеллектуально развитые люди способны стать достойными родителями и наставниками для подрастающих поколений.
Поэтому так важно распространение идеалов Просвещения, книжной культуры, всеобщей грамотности. Недаром положительный герой комедии Стародум так много говорит о значении наук и искусств в становлении личности.
Роль литературы в решении общественных проблем
Создавая свою комедию «Недоросль», Фонвизин стремился не только развлечь публику, но и указать на существующие пороки общества через сатиру и юмор.
Это показывает силу литературы в осмыслении насущных социальных и этических вопросов, с которыми сталкивается общество. Писатели берут на себя роль просветителей и критиков.
Пагубность невежества
Через образ невежественной семьи Простаковых Фонвизин показывает, к каким плачевным результатам приводит невежество, злонравие и жадность, передаваемые из поколения в поколение.
Это язва, которая разъедает общество изнутри и грозит ему регрессом и деградацией. Фонвизин бичует подобные пороки сатирой, чтобы предостеречь общество от их губительных последствий.
Злободневность темы воспитания
Несмотря на то, что комедия «Недоросль» написана почти 250 лет назад, тема воспитания не теряет своей злободневности и по сей день. Многие ошибки и пороки, осмеянные Фонвизиным, к сожалению, живы и в наше время.
Это еще раз подтверждает мудрость писателя, который затронул вечную и всеобщую проблему - проблему воспитания новых поколений, от которых зависит будущее любого общества.