Аккумуляторная батарея - важнейший элемент электрооборудования любого транспортного средства. От ее исправности и степени заряженности напрямую зависит запуск двигателя и бесперебойная работа других потребителей электроэнергии. Однако в процессе эксплуатации автомобиля случаются ситуации, когда аккумулятор перестает заряжаться. Давайте разберемся, по каким причинам это может происходить.
Признаки того, что аккумулятор не заряжается
Прежде чем начинать поиск неисправностей, необходимо убедиться, что батарея действительно не принимает заряд. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- Быстрый разряд аккумулятора при неработающем двигателе;
- Затрудненный или неудачный запуск мотора;
- Низкое напряжение на клеммах батареи во время движения.
Для измерения напряжения понадобится вольтметр. В норме его значение должно находиться в диапазоне 13,5-14,5 В. Если стрелка прибора опускается ниже 13 В – можно констатировать частичную или полную недозарядку.
Возможные причины, почему аккумулятор не заряжается
Почему не заряжается аккумулятор автомобиля? Во-первых, проблема может крыться в самой аккумуляторной батарее. Со временем в ней происходят необратимые химические и механические изменения, которые снижают емкость и мощность. В итоге АКБ теряет способность аккумулировать и отдавать электрический заряд.
Кроме того, зарядке может помешать такое явление, как сульфатация пластин. Оно возникает при глубоком разряде батареи и выражается в отложении сульфата свинца на электродах. Этот изолирующий слой препятствует нормальному протеканию электрохимических реакций, необходимых для зарядки.
Почему не заряжается аккумулятор автомобиля? Еще одна распространенная причина – замыкание пластин в одной или нескольких банках. Оно может возникать при механических повреждениях, перегреве, деформации сепараторов. Замкнутая секция становится неактивной и резко снижает общую емкость АКБ.
Кроме внутренних поломок самого аккумулятора, есть ряд внешних факторов, мешающих его зарядке:
- Окисление клемм и нарушение контакта;
- Обрыв или проскальзывание приводного ремня генератора;
- Неисправность генератора;
- Неработающий регулятор напряжения;
- Утечки тока по цепи из-за дефектов проводки.
Эти факторы нарушают нормальную работу системы генерации и распределения электроэнергии в автомобиле. В итоге на аккумулятор поступает ослабленный или вовсе отсутствующий зарядный ток от генератора и других источников.
Последствия отсутствия зарядки аккумулятора
Длительная эксплуатация автомобиля с неработающей системой подзарядки АКБ чревата серьезными последствиями:
- Быстрый и глубокий разряд батареи;
- Повреждение пластин и ускоренное "старение" аккумулятора;
- Отказ стартера и невозможность запуска двигателя;
- Выход из строя электронных блоков управления из-за падения напряжения;
- Снижение мощности и динамики автомобиля.
Кроме того, при полной разрядке батареи возникает опасность замерзания электролита зимой. Это приведет к деформации пластин и выходу АКБ из строя.
Как проверить зарядное устройство и аккумулятор
Для устранения неисправностей, мешающих зарядке, необходимо выяснить их причину. Сначала следует проверить исправность самого зарядного устройства. Есть несколько способов это сделать:
- Измерить напряжение на выходных клеммах без подключения к АКБ. Оно должно соответствовать заявленному производителем;
- Подключить прибор к заведомо исправной батарее. Если заряд идет нормально – зарядка в порядке;
- Перезарядить проблемную АКБ на другом зарядном устройстве. Если она воспринимает заряд – значит, первая зарядка была неисправна.
Если с зарядным устройством все в порядке, а батарея по-прежнему не заряжается, следует тестировать сам аккумулятор. Для этого потребуются:
- Мультиметр или вольтметр для контроля напряжения;
- Ареометр для измерения плотности электролита (у сервисных АКБ);
- Нагрузочная вилка для проверки емкости батареи под нагрузкой.
При обнаружении дефектов аккумулятора (низкое напряжение, обрыв цепи, сульфатация пластин) потребуется замена батареи.
Что делать, если аккумулятор автомобиля не заряжается: алгоритм действий
Итак, вы убедились, что батарея вашего автомобиля не принимает заряд от генератора или зарядного устройства. Чтобы решить проблему, необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Проверить напряжение на клеммах АКБ во время движения. Тестером или мультиметром замерить величину и сравнить с нормальным значением 13,5-14,5 В;
- Осмотреть контактные соединения на наличие окисления. При необходимости зачистить штыри и затянуть клеммы;
- Проверить состояние и натяжение приводного ремня генератора. Отрегулировать или заменить при обнаружении дефектов;
- При отсутствии внешних неполадок проверить регулятор напряжения и диоды генератора на автомастерской;
- Проверить и при необходимости заменить аккумуляторную батарею.
После устранения выявленных неисправностей следует обязательно проверить процесс зарядки на всем маршруте электроэнергии и убедиться, что аккумулятор батарея вновь заряжается в штатном режиме от генератора автомобиля.
Диагностика генератора и регулятора напряжения
Чтобы понять, почему аккумулятор не заряжается от генератора, нужно провести диагностику самого генератора и регулятора напряжения. В автосервисе это делается с помощью специального диагностического оборудования, но можно выявить и самые распространенные неисправности.
Признаки неполадок генератора:
- Повышенный шум при работе;
- Течь смазки из уплотнений;
- Запах гари из корпуса;
- Низкое или нестабильное напряжение на выходе.
Признаки отказа регулятора напряжения:
- Повышенное или пониженное напряжение на клеммах АКБ;
- Перегрев генератора и регулятора;
- Частое срабатывание лампы разряда аккумулятора;
- Отсутствие реакции напряжения на изменение нагрузки.
Восстановление работоспособности аккумулятора
Если причиной отсутствия зарядки оказалась неисправность самого аккумулятора, можно попытаться восстановить его работоспособность. Для этого применяют метод десульфатации пластин от сульфата свинца.
Процесс включает несколько этапов:
- Замачивание пластин в растворе питьевой соды на несколько часов;
- Пропитка пластин активирующим составом;
- Медленная зарядка малым током до нормального напряжения;
- Несколько циклов разрядки и зарядки для восстановления емкости.
Такой процесс помогает продлить жизнь батареи, но полностью не гарантирует восстановления ее характеристик.
Правила эксплуатации аккумулятора в зимний период
Зимой увеличивается риск потери аккумулятором заряда и выхода из строя. Это связано с пониженными температурами и более интенсивным расходом электроэнергии на обогрев салона.
Чтобы избежать проблем, следует придерживаться следующих правил:
- Хранить автомобиль в теплом гараже, подзаряжать АКБ периодически;
- Использовать специальное зимнее масло в двигателе для облегчения запусков;
- Проверять уровень и плотность электролита, доливать дистиллированную воду;
- Очищать клеммы и контакты от окислов для лучшей проводимости.
Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит минимизировать риск отказа аккумулятора в холодное время года.
Профилактика электрических систем автомобиля
Для предотвращения многих типовых неисправностей, влияющих на зарядку аккумулятора, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание электрооборудования автомобиля.
Сюда входит:
- Проверка натяжения и целостности ремня генератора;
- Очистка клемм и затяжка контактных соединений;
- Контроль уровня и плотности электролита;
- Тестирование выходных параметров генератора и напряжения заряда АКБ.
Проведение регулярного техобслуживания позволит своевременно выявлять и устранять неполадки в работе систем электрооборудования.
Выбор нового аккумулятора
Если проведенная диагностика и попытки восстановления показали, что старый аккумулятор непригоден для дальнейшего использования, потребуется его замена. При выборе новой АКБ следует обращать внимание на такие параметры:
- Тип и размеры, соответствующие модели автомобиля;
- Номинальное напряжение 12 В;
- Емкость не ниже заводской комплектации;
- Ток холодной прокрутки в соответствии с объемом двигателя;
- Климатическое исполнение и температурный диапазон.
Предпочтение лучше отдавать известным брендам с положительными отзывами автовладельцев и длительным сроком гарантии от производителя.
Правила безопасности при обслуживании АКБ
Работа с аккумуляторными батареями требует строгого соблюдения мер предосторожности, так как электролит является едким веществом, а короткое замыкание клемм чревато ожогами и пожаром.
Основные рекомендации по технике безопасности:
- При работе надевать защитные очки и перчатки;
- Не наклонять батарею, не допускать расплескивания электролита;
- Отключать клеммы, начиная с отрицательной;
- Исключить контакт инструмента с кузовом при замене;
- Протирать пролитый электролит водным раствором соды.
Безопасность превыше всего! Это правило особенно актуально при обслуживании и замене автомобильных аккумуляторов.
Особенности зарядки и эксплуатации современных АКБ
В последнее время на смену обычным кислотным аккумуляторам приходят батареи AGM и GEL технологий. У них есть ряд конструктивных и технологических особенностей.
Отличия зарядки от стандартных АКБ:
- Более высокие зарядные напряжения - 14,7-14,9 В;
- Требуются зарядные устройства с регулируемым напряжением;
- Обязателен контроль напряжения во время заряда.
Основные правила бережной эксплуатации:
- Избегать глубоких разрядов батареи;
- Не реже одного раза в месяц проводить подзарядку до максимального напряжения;
- Контролировать температуру батареи, не допускать перегрева свыше +45°С.
Уход за аккумулятором в летний период
Летом также не стоит забывать про правильный уход за аккумулятором. В жаркую погоду возрастает риск перегрева батареи, что снижает ее ресурс.
Рекомендации по использованию АКБ летом:
- Припарковать автомобиль в тени, а не на солнцепеке;
- Использовать светлые чехлы на батарею для снижения нагрева;
- Включать кондиционер на холостом ходу для охлаждения подкапотного пространства;
- При длительной стоянке отключать «массу» аккумулятора.
Своевременный контроль плотности и доливка дистиллированной воды также помогут избежать пересыхания и сульфатации пластин из-за выкипания электролита.
Зарядка аккумулятора от альтернативных источников
Помимо штатных способов зарядки от генератора и сетевых зарядных устройств, существуют и дополнительные варианты подзарядки АКБ в полевых условиях.
Альтернативные способы зарядки:
- От переносных солнечных батарей;
- От портативных газовых или бензиновых генераторов;
- От второго аккумулятора, установленного в другом автомобиле.
Главное при этом - правильно выбрать режим зарядки, а также следить за напряжением и температурой аккумулятора во избежание перезаряда или перегрева.
Грамотная эксплуатация - залог долгой службы
Даже при безупречном техническом состоянии автомобиля и исправности систем электрооборудования ресурс аккумулятора во многом зависит от культуры эксплуатации водителя.
Основные правила, позволяющие максимально продлить жизнь АКБ:
- Избегать частых и глубоких разрядов;
- Не допускать превышения максимальной температуры;
- Поддерживать оптимальный уровень и плотность электролита;
- Проводить своевременное обслуживание контактов и клемм.
Грамотная эксплуатация аккумулятора позволит избежать многих неприятных неисправностей и обеспечит его длительную и безотказную работу.