Поговорим о том, что такое воспитание в дошкольном возрасте. Ребята не способны хитрить, лукавить, они искренне проявляют свои эмоции. Именно в детском саду можно увидеть, как одного упавшего малыша окружают сверстники, которые пытаются ему помочь.
Задача воспитателя
Нравственное воспитание в младшем дошкольном возрасте предполагает формирование бережного отношения к природе, окружающим людям. Для этого во многих дошкольных учреждениях разрабатывают экологические программы, в рамках которых малыши не только знакомятся с окружающим миром, но и учатся бережно относиться к живой природе. Дошкольное образование основывается на игровой деятельности. В каждой группе формируется свой живой уголок, в котором размещают цветы, растения, аквариум с рыбками.
Воспитатель устанавливает специальный график, согласно которому каждый малыш принимает активное участие в уходе за растениями и животными. Ребята ответственно подходят к поручениям, которые дает им педагог.
Любовь к родному краю
Для того чтобы понять, что такое воспитание активной гражданской позиции в дошкольном возрасте, отметим, что начинается данный процесс с уважительного отношения к своим бабушкам и дедушкам. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение поставленной задачи.
Воспитание дошкольников в данном направлении предполагает ряд мероприятий. Остановимся подробнее на некоторых из них.
Педагог предлагает малышам задание – рассказать о семейной реликвии, которую передают из поколения в поколение его родственники. Такой проект позволяет вовлекать в совместную деятельность сразу несколько поколений, формировать у подрастающего поколения уважительное отношение к семейным традициям.
Активная гражданская позиция
Для того чтобы понять, что такое воспитание маленького гражданина, остановимся на воспитательной деятельности дошкольного учебного заведения, осуществляемой в данном направлении.
У малышей к шестилетнему возрасту формируется чувство собственного достоинства, желание добиваться справедливости. Они получают первый опыт коммуникативного общения, навыки публичной защиты своей позиции.
Не все родители понимают, что такое воспитание важно именно в 5-6-летнем возрасте. В данный период педагог старается вовлекать малышей в экологические акции, способствующие формированию у дошкольников уважительного отношения к живой природе.
Дети в шестилетнем возрасте готовы к выполнению конкретных поручений педагога. Воспитателю важно не упустить этот момент, продумать систему своей работы. Например, в качестве акции можно предложить уборку приусадебного участка от листьев. Совместная деятельность способствует формированию у дошкольников коммуникативных навыков, позволяет педагогу формировать в своих воспитанниках активную гражданскую позицию.
Для привития у малышей любви к родному краю, уважительного отношения к людям других национальностей, в воспитательные программы включатся встречи с ветеранами, участниками боевых действий, которые рассказывают малышам о том, что в их понимании – любовь к Родине.
Среди особенностей, характерных для дошкольников, выделим подражание. Детям сложно выделить правильные варианты поведения взрослых, поэтому они стараются полностью копировать то отношение к окружающим людям, обычаям, культуре, традициям, которое существует в их семье.
Для того чтобы в сознании дошкольников не зафиксировался отрицательный жизненный опыт, педагог должен оградить ребенка от ситуаций и субъектов подражания, которые несут безнравственность поведения.
Важно обучить ребенка простым истинам: доброжелательности, уважительному отношению к старшему поколению, культуре поведения, приветливости.
Получив такие навыки, ребенок по мере взросления, будет осмысливать свои поступки и поведение. Для него это станет нормой жизни.
Значимость нравственных принципов в воспитании дошкольников
Для их прочного закрепления в сознании ребенка, педагог в детском саду обязан обучать детей на конкретных примерах. Для проявления ребенком интереса к процессу обучения, важно в максимальной степени использовать игровую технологию, вовлекая детей в подобную деятельность.
Театральные постановки, совместная инсценировка сказок, просмотр мультфильмов – все это способствует формированию у подрастающего поколения положительных эмоций.
Заключение
В настоящее время происходит серьезное обновление содержания воспитательной и развивающей деятельности в детских дошкольных учреждениях.
Вопрос нравственности в обязательном порядке включаются в систему работы педагогов, они выражаются в организации творческой деятельности, физического труда. Например, в ходе создания индивидуальных или коллективных аппликаций, оригинальных композиций из природного материала дети учатся бережному отношению к живой природе, формируется позитивное отношение к окружающим явлениям.