Многие родители забывают о нравственно-этическом воспитании. Возможно, поэтому дети не умеют себя вести, у них нет доброжелательности и элементарной вежливости. Школьники порой проявляют грубость, агрессию, жестокость.
Что такое этическое воспитание
У каждого поколения свои взгляды на многие вещи. Однако есть определенные понятия и качества человека, которые передаются из года в год. Например, гуманность, вежливость, доброжелательность, ответственность, культура поведения, понимание, уважение. Человеческие качества можно перечислять бесконечно, но они не появляются сами по себе. Только взрослые прививают их ребенку.
Основа ежедневного воспитания – положительный пример. Ведь малыш уже с раннего детства впитывает хорошее и плохое. То, каким станет ребенок, зависит от модели поведения, которую он наблюдает с раннего возраста.
Как влияют гаджеты на воспитание
Телефоны, планшеты, компьютеры очень влияют на формирование личности. Информация, которую ребенок черпает из интернета, может противоречить этическим нормам. Более того, постоянное времяпрепровождение в Сети довольно часто отделяет детей от реального мира.
Для многих детей лучший друг – гаджет. Ему они посвящают большую часть времени. Мама или папа устают от уговоров и сдаются – позволяют сидеть в играх довольно-таки продолжительное время. Как правило, ребенок идет в школу и уже там начинает вести себя негативно по отношению к окружающим. Что самое обидное, дети не виноваты в своем поведении, ведь их так и не научили обычным правилам этикета.
Конечно, гаджеты оказывают плохое влияние не на всех. Из Сети дети черпают и полезную информацию. Поэтому становятся более умными и продвинутыми людьми. Благодаря развивающим мультфильмам малыши узнают правила этикета, вежливости, хорошего тона. При помощи развивающих игр они учатся писать и читать еще до школы.
Цели и задачи
Нравственное воспитание – сложный многогранный процесс отношений между родителями и ребенком, который состоит из таких задач:
- Формировать у детей нравственность.
- Воспитывать и развивать нравственные чувства.
- Вырабатывать определенные умения и привычки поведения.
Родителям необходимо ставить цели и задачи этического воспитания еще с того момента, пока ребенок совсем маленький.
Родители и воспитатели должны показывать свою гуманность, доброту и справедливость. Чтобы не помешать этому воспитанию, необходимо порицать дерзость и грубость других детей, которые гуляют с вашим ребенком.
Цель каждого родителя должна состоять в том, чтобы малыш умел общаться с окружающими, вел себя в обществе культурно и вежливо.
Для выполнения целей и задач важно, чтобы взрослые уделяли много внимания детям, поощряли хорошие поступки, одобряли дружеские игры, оказывали помощь в трудной ситуации. Таким образом родители уже учат нравственности с младшего возраста.
Важное условие нравственного воспитания
Как уже говорилось, родители должны поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка. Одним из важных условий успешного развития нравственности – это создание веселой и жизнерадостной обстановки.
Только взрослые могут поддерживать в ребенке уверенность. Дети должны знать, что мама или папа всегда рядом. Они не обидят, а защитят своего малыша от любого негатива со стороны окружающих.
Только оптимизм родителей помогает детям просыпаться веселыми, жизнерадостными и бодрыми. Такое настроение у ребенка длится целый день, если он знает, что папа и мама его любят и не дадут в обиду.
Нравственное воспитание дошкольников
И вот ребенок пошел в детский сад. Теперь родители не могут уделять ему все свое внимание. У него появилась окружающая среда в виде детей, няни и воспитателей. Конечно, если малыша мама с папой успели научить, что такое плохо, а что такое хорошо, тогда ребенок легко будет контактировать с новыми людьми. Если же родители не научили кроху элементарным вещам, ему в садике будет очень плохо. Он не сможет себя вести как положено.
При верном подходе к воспитанию дошкольники легко воспринимают сложные отношения в обществе. Довольно часто дети неправильно представляют дружеские отношения, доброту, честность и справедливость. Именно поэтому возникают частые конфликты в его окружении.
Воспитание младших школьников
Даже младшие школьники не всегда понимают нормы этикета. Просто у них иногда не совсем верное представление об этом. Например, они часто путают такие понятия, как «добрый», «честный», «справедливый». Дети эти понятия связывают всего лишь с «Быть хорошим». Если такого ребенка спросить: «Что означает быть справедливым?», он ответит: «Быть добрым, ласковым и послушным». А понятие «Быть хорошим» для них означает: «Пропустить бабушку без очереди» или «Уступить место в автобусе».
Некоторые малыши могут порадовать точным и содержательным ответом. Они прекрасно понимают, что быть добрым – это поделиться игрушкой, сладостями, помочь человеку, который попал в беду. Справедливость – это быть честным по отношению к другим и не стоит взвалить свою вину на другого человека.
Когда будете формировать этическое воспитание младших школьников, не нужно от них требовать точного определения вышеперечисленных понятий. Ведь ребенок поймет содержание только тогда, когда увидит конкретный пример.
Социально-этические нормы
Социальные нормы немного отличаются от нравственных. При социально-этическом воспитании взрослые обращают внимание ребенка больше на поведение и общение в социуме. Для этого взрослые должны читать малышу такие сказки, где добро побеждает зло, а справедливость превыше всего. Книги читаются детям длительное время не потому, что они объемные, а для того, чтобы малыши все начали осознавать и усваивать. Конечно, они не будут запоминать всю информацию, но важное у них отложится в голове.
После того как дети познакомятся со сказками, произведениями, они научатся сопереживать. Конечно, читать нужно с интонацией, логическими ударениями передать основные моменты, чтобы ребенок радовался или волновался. После прочтения обсудите рассказ, но только осторожно. Ведь у малыша должны закрепиться эмоции, а не разрушится. Именно благодаря социально-этическому воспитанию ребенок становится уверенной личностью, которой будет легко в будущем.
Воспитание студентов
Подростки уже почти взрослые и их нужно готовить к будущему более ответственно. Для них социальный институт – это семья, образовательная система и вуз. Основная проблема конфликтной современной молодежи – нежелание сотрудничать со взрослыми. Подростки на любое замечание реагируют эмоционально, грубо и со злостью.
Если у подростка конфликтное поведение, он не виноват в этом. Проблему стоит искать намного глубже, например, в семье, в которой ребенок вырос. Скорее всего, не было у этих студентов нравственно-этического воспитания. Чаще всего родители забывают, что подросток еще ребенок и не разговаривают с ним, списывая на свою занятость, усталость и другие отговорки. Однако, как говорит Сухомлинский: «Дети превыше всего. Никогда не ставьте на первый план работу, родителей или супруга».
В силу занятости родителей подростками занимается образовательное учреждение, где обеспечивают социально-нравственное воспитание. Так получается, что именно преподавателям нужно эмоционально раскрепощать студентов и придавать им уверенности. Студент должен чувствовать атмосферу свободы, и тогда он станет совершенно другим человеком.
Кроме того, подростку желательно ходить на какие-то секции, где он будет участвовать в соревнованиях, конкурсах, экзаменах. Именно тогда поймет, как работать над собой и своим поведением.
Заключение
Итак, в процессе общения с детьми взрослые еще с раннего возраста формируют у детей положительное отношению к окружающему. Учится радоваться, веселиться, огорчаться. Эмоции укрепляют в людях положительные качества, которые заметны не сразу, а хотя бы в подростковом возрасте.
Конечно, не стоит преувеличивать прочность чувств, которые сформировались еще в дошкольном возрасте, но вместе с тем, необходимо помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека. Если родители не знают, как объяснить ребенку правила этикета, лучше обратиться к моральному кодексу, где все доступно описано.