На днях студия GFAGAMES разослала блогерам и игровым журналистам демоверсию MMO-шутера PIONER. Это не только самая ожидаемая игра от российских разработчиков в 2025 году, но и один из самых перспективных проектов в принципе. Правда, далеко не все в нем гладко. Да, если верить обзорам, общая концепция подтвердилась - это действительно Extra-Action в открытом мире с PvPvE контентом. Но в то же время разработчики наделали массу ошибок, на которые им стоит обратить внимание до релиза.
Для чего здесь выбор пола

Сразу же отмечу, что я не буду гадать на кофейной гуще, будет ли влиять пол на сюжет и игровой процесс - этого мы не знаем, так как демоверсия сильно ограничена. Я даже не буду упоминать, что в игре от 1-го лица вы не сможете наслаждаться своим персонажем за пределами инвентаря. Лично меня беспокоит другой вопрос: а кем разработчики видят тех, кто играет за девушку?
Мне всегда казалось, что за представительниц прекрасного пола играют либо девушки, которые хотят полностью вжиться в роль персонажа, либо парни, которые видят в главной героине эдакую вайфу. Думаю, многие со мной согласятся. А теперь вопрос: зачем разработчики сделали так, что герой в начале игры предстает совершенно обнаженным перед каким-то потным мужиком?
Вы серьезно думаете, что подобная сцена способствует погружению? Или вы считаете, что геймеры - это люди с психическими отклонениями? Вы сделали более-менее хороший редактор персонажа, где можно создать героиню мечты, чтобы в первую же секунду геймплея ее опорочить? Я не вижу адекватных причин в этой сцене. Любой здравомыслящий человек будет вынужден играть за мужчину.
Что не так с графикой

Художник, который создавал арт дизайн, ты просто кудесник! Наконец-то мы увидели действительно что-то уникальное. Никакого тебе Unreal Engine 5 и трассировки лучей. Проект полностью самобытный и выглядит просто бомбезно. Но все-таки в графике есть моменты, которые откровенно раздражают.
Во-первых, кому пришла в голову идея сделать затемнение по краям? На скриншотах это выглядит прикольно, но в самой игре у тебя начинают болеть глаза. Вы ведь попросту сужаете обзор игрока! У меня нет синдрома тоннельного зрения, так что можно, пожалуйста, мне нормальную картинку?
Во-вторых, зачем здесь такая контрастность? Темные места получились слишком темными, а яркие артефакты - максимально кислотными. У вас ведь мрачный мир, так не бойтесь приглушить картинку. Но в то же время не нужно делать ее темной, чтобы игрок не мог ничего разглядеть.
«Ну шо, народ, погнали на...»

Ни для кого не секрет, что в игре с рейтингом PG-18 может присутствовать нецензурная лексика. А поскольку игра полностью переведена на русский язык, в выражениях актеры озвучки не стеснялись. Но не поймите превратно, дело тут не в самом мате, а его количестве в тексте в некоторых местах.
К примеру, в перестрелках вы будете слышать фразу «ну шо, народ, погнали на...» примерно каждые 5 секунд. И я сейчас не утрирую. Это реально какой-то переспам. Может, разработчики плохо тестировали игру во время перестрелок или тестировщику просто показалось, что это звучит прикольно?
Что касается озвучки за пределами перестрелок, то никаких претензий нет. Студия GFAGAMES подобрала великолепный актерский состав, голоса которых вам известны еще с детства. Правда, есть один нюанс, который напрочь портит повествовательную часть игры.
Ужасная лицевая анимация

Попробуйте прямо сейчас приподнять верхнюю губу не используя рук, как будто вы демонстрируете кому-то верхние зубы. А теперь скажите любую фразу, не меняя мимики. Поздравляю, теперь вы знаете, как разговаривают NPC игры PIONER.
Казалось бы, что проблемы с лицевой анимацией наблюдались и в других играх. Но настолько критично это никогда не воспринималось. Такое ощущение, что все персонажи злорадствуют в разговоре с главным героем.
Сюда же стоит отнести тот факт, что во время разговора NPC совершенно не в тему жестикулируют. Даже в каком-нибудь Oblivion, который вышел почти 20 лет назад, все эти взмахи руками выглядели более естественно.
Оператор вышел из зала

Следующая проблема игры PIONER затрагивает операторскую работу. Для начала: в игре присутствует трясучка камеры в моменты передвижения. Таким приемом обычно злоупотребляют не слишком опытные кинорежиссеры, которые снимают экшен-сцены. Но зачем это было добавлять в игре, да еще и в таком большом количестве - непонятно. Пожалуйста, сделайте эту трясучку хотя бы опциональной, иначе половина игроков начнет жаловаться на укачивание.
Но более серьезная проблема с операторской работой связана с сюжетно-постановочными сценами. Камера то и дело норовит показать тебе окружающее пространство. Зачем нужен такой странный прием - непонятно. Ведь есть отработанные шаблоны, по которым годами работают операторы. Это ведь не сюжет, чтобы пытаться здесь изобрести велосипед. Вы итак сделали игру в уникальном жанре - этого достаточно, чтобы проект воспринимался самобытным.
Практически безупречная боевая система

Но давайте пока закончим с критикой и немного похвалим разработчиков. Прежде всего хочется отметить великолепные перестрелки, которые будут занимать у вас добрую половину геймплея. Такое ощущение, что с этой частью студии GFAGAMES помогали ребята, делавшие последний Doom. Все оружие ведет себя максимально естественно, выстрелы эффектные, отдача чувствуется - все супер, молодцы!
К сожалению, похвалить остальную часть боевой системы можно лишь с большой натяжкой. Когда вы берете в руки оружие ближнего боя, то геймплей превращается в простенький Action. Увернулся от удара кнопкой "S", дождался удобного момента, подошел и ударил. Ничего сверхъестественного, но в целом работает. Если совсем скучно станет, то можно гранатами врагов забросать.
Система прогрессии

Не знаю, как будет выглядеть исследования мира на релизе, но пока все довольно неплохо, особенно если учитывать наличие букв «MMO» среди многочисленных жанров. Перед нами классический лутер-шутер, который больше всего напоминает Fallout 4, приправленный S.T.A.L.K.E.R. или Metro.
В игре есть несколько веток навыков. Причем к каждому из них разработчики не поленились нарисовать картинки, как в Fallout или Atomic Heart - выглядит мило. Навыки довольно полезные, особенно последние их версии. Также в игре есть система сбора ресурсов для крафта. Оружие можно собрать буквально из различного хлама, но лучшие образцы и модификации придется зарабатывать долгим трудом.

Единственный нюанс заключается в том, что здесь категорически мало патронов. То и дело приходится переключаться на оружие ближнего боя, которое и в половину не так эффективно, как стрелковое. Будем надеяться, что этот нюанс с менеджментом ресурсов будет исправлен к релизу.
Общие впечатления

Стоит ли ждать PIONER? Однозначно стоит! Вся критика, которую я привел в обзоре, имеет исключительно одну цель - разработчики должны обратить внимание на недостатки и исправить их до релиза. Ведь если верить статистике вишлистов в Steam, данный проект ждут сотни тысяч геймеров. Разумеется, основная поддержка исходит из России и СНГ, но и на Западе игру тоже заметили. Будет очень обидно, если тайтл выйдет в сыром виде.
Также нельзя не отметить того факта, что мы пока не знаем ничего о системе монетизации. Понятное дело, что в игре будут присутствовать косметические предметы за донат. Но что по боевым пропускам, которые напрямую влияют на геймплей? На этот вопрос разработчики так до сих пор и не дали внятного ответа. Учитывая то, что в роли инвесторов выступает китайский конгломерат Tensent, который умеет возвращать вложенные деньги, боюсь, что мы можем столкнуться с системой Pay to Win во всей красе. Будем надеяться, что я ошибаюсь.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание