Почему греются тормозные диски: причины и способы решения проблемы

Перегрев тормозных дисков - распространенная проблема автовладельцев. Давайте разберемся в причинах этого явления и способах борьбы с ним.

Причины перегрева тормозных дисков

Основной причиной перегрева дисков является трение, возникающее при взаимодействии диска и накладки во время торможения. Чем чаще приходится интенсивно тормозить, тем сильнее перегрев. К числу других распространенных причин относятся:

  • Несовершенство системы охлаждения дисков
  • Деформация и неравномерный износ поверхности дисков
  • Установка некачественных или неправильно установленных колодок
  • Заедание тормозного суппорта
  • Неисправность ступичного подшипника колеса
  • Некорректная прокачка тормозной системы после замены деталей

Почему греются тормозные диски? Один из самых частых вопросов автовладельцев при обращении в автосервис. Давайте подробнее разберемся в причинах.

Сильно деформированный перегретый тормозной диск автомобиля с явными признаками перегрева.

Трение дисков о колодки

Как уже отмечалось, основной причиной является выделение тепла при торможении за счет трения. Это естественный физический процесс преобразования кинетической энергии в тепловую. Чем выше скорость движения перед торможением и чем резче само торможение, тем интенсивнее трение и перегрев.

При городских условиях и частых "старт-стопах" диски практически постоянно находятся в разогретом состоянии и не успевают остывать.

Кроме того, на перегрев влияют и другие факторы - состояние дорожного покрытия, нагрузка автомобиля, исправность тормозной системы в целом.

Недостатки системы охлаждения

Современные дисковые тормоза оборудуются специальными каналами и отверстиями для обдува и отвода нагретого воздуха. Однако при очень интенсивных нагрузках система охлаждения может оказаться недостаточно эффективной.

Кроме того, со временем может нарушаться герметичность системы, засоряться вентиляционные каналы, что приводит к снижению охлаждающего эффекта.

Механик детально осматривает перегретый тормозной диск автомобиля в перчатках.

Другие причины

Помимо вышеперечисленного можно отметить такие причины нагрева дисков как:

  • Установка некачественных колодок, не соответствующих данной модели автомобиля
  • Неправильный монтаж и регулировка колодок
  • Нарушение геометрии и зазоров в тормозном механизме
  • Неисправности в гидравлической или пневматической частях привода

Все эти факторы могут привести к неравномерному прилеганию колодок к дискам, что вызовет локальный перегрев.

Как определить перегрев тормозных дисков

Для своевременного выявления проблемы водителю важно знать основные признаки перегрева дисков:

  1. Изменение цвета рабочей поверхности диска на синий, фиолетовый или даже черный
  2. Резкий запах горящих тормозных колодок
  3. Появление дыма из-под колеса
  4. Резкий скрежещущий звук при торможении
  5. Вибрация рулевого колеса или кузова автомобиля при нажатии на тормоз
Цвет диска Температура
Желтый Норма
Синий 300 градусов
Черный 500 градусов и выше

Если вы заметили один или несколько из этих признаков у своего автомобиля, стоит как можно скорее остановиться и дать возможность дискам остыть, а затем обратиться в автосервис.

Перегрев дисков чреват серьезными последствиями как для самой тормозной системы, так и для безопасности движения в целом.

Ухудшение эффективности торможения

Во-первых, при перегреве значительно снижается коэффициент трения между колодками и дисками, что приводит к увеличению тормозного пути.

При температуре свыше 300°С тормозной путь может увеличиться в несколько раз!

Кроме того, перегретые диски деформируются и теряют идеальную геометрическую форму, из-за чего нарушается равномерность прилегания колодок по всей площади трения.

Повреждения дисков и колодок

При температуре свыше 500°С может начаться оплавление и задиры на поверхности дисков, их растрескивание и коробление. Такие диски подлежат замене.

Колодки при перегреве теряют свои эксплуатационные свойства значительно быстрее положенного срока службы.

Нарушения в работе других систем

Из-за перегретых дисков могут срабатывать датчики АБС, которая начнет работать некорректно. Также возможны сбои в работе системы курсовой устойчивости.

"почему греются тормозные диски" - вопрос напрямую связан с последствиями перегрева для безопасной эксплуатации автомобиля.

Способы предотвращения перегрева дисков

Чтобы не допустить перегрева тормозных дисков, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Плавное вождение, избегание резких торможений
  2. Своевременная замена изношенных дисков и колодок
  3. Регулярное техобслуживание тормозной системы
  4. Использование качественных материалов дисков и накладок

Также полезно усовершенствовать штатную систему охлаждения дисков дополнительными воздуховодами или установкой вентиляторов.

Плавное вождение

Один из основных советов для предотвращения перегрева дисков - максимально плавное вождение, особенно в городских условиях, избегание резких разгонов и торможений.

Своевременное техобслуживание

Регулярная проверка состояния тормозной системы, диагностика люфтов в подвеске и износа деталей поможет вовремя обнаружить возможные неполадки и устранить их.

Греются диски гораздо быстрее при наличии каких-либо неисправностей в тормозном приводе или из-за неправильной регулировки механизма.

Действия при перегреве тормозных дисков

Если вы почувствовали признаки перегрева тормозных дисков во время движения, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Немедленно остановиться в безопасном месте
  2. Дать дискам возможность остыть в течение нескольких минут
  3. Проверить визуальное состояние дисков и колодок
  4. Осторожно протестировать работу тормозов на малой скорости
  5. Обратиться в автосервис для проверки и ремонта тормозной системы

Немедленная остановка

Как только вы почувствовали запах гари, услышали визг тормозов или заметили дым из-под колеса, нужно, не доводя диски до критического перегрева, остановить автомобиль в безопасном месте обочины или парковки.

Охлаждение дисков

Прежде чем продолжать движение, необходимо дать дискам как следует остыть в течение нескольких минут. Сразу после остановки диски еще горячие, и при повторном торможении перегрев может усилиться.

Осмотр и проверка

Затем следует визуально осмотреть диски и колодки, обращая внимание на их цвет, состояние рабочей поверхности, следы задиров, наличие трещин и сколов. Также попробовать на малой скорости задействовать тормоза и оценить их работу.

Обращение в автосервис

Даже если после остывания и проверки вы смогли продолжить движение, обязательно как можно скорее обратитесь в автосервис для полноценной диагностики тормозной системы с целью выявления и устранения неисправности.

Правила эксплуатации тормозных дисков

Для предотвращения перегрева и преждевременного выхода дисков из строя рекомендуется придерживаться следующих правил эксплуатации:

  • Соблюдать периодичность замены дисков согласно регламенту
  • Не эксплуатировать диски с превышением износа
  • Периодически проверять работу системы охлаждения

При необходимости можно модернизировать штатную систему охлаждения или установить более совершенные диски из современных материалов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.