Почему греется машина: 9 распространенных причин перегрева двигателя

Перегрев двигателя - распространенная проблема для автомобилистов. Причин может быть много, от банального засора радиатора до серьезных поломок в системе охлаждения. Рассмотрим основные из них и способы решения.

Загрязнение радиатора

Самая частая причина перегрева двигателя - это загрязнение радиатора. На его поверхности скапливаются грязь, пыль, мошка и другие частицы, уменьшая эффективность теплообмена и охлаждения мотора. Часть загрязнений налипает намертво, поэтому требуется регулярная промывка радиатора:

  • Снимаем радиатор и промываем струей воды под давлением как снаружи, так и изнутри (у некоторых моделей для этого придется снять с радиатора ряд деталей).
  • Чистим сетку воздухозаборника бампера, диффузор и лопасти вентилятора.
  • Проверяем исправность датчиков и функционирование всех элементов системы охлаждения.

Помимо профилактических моек, в сервисах очищают радиатор с помощью специальных химических средств, удаляющих маслянистый нагар и коррозию.

Неисправность термостата

Вторая по частоте проблема - отказ термостата. Он регулирует температурный режим работы двигателя, открывая и закрывая каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Признаки неисправности термостата:

Двигатель быстро перегревается даже без нагрузки. При этом верхний бачок радиатора и шланги горячие, а нижняя часть холодная.

В таком случае жидкость циркулирует только по небольшому контуру, не проходя через радиатор. Для решения нужно заменить термостат на новый, соответствующий марке и модели автомобиля.

Воздушные пробки в системе охлаждения

Система охлаждения автомобиля полностью герметична. Если в шлангах или радиаторе появляются трещины, в систему может попасть воздух. Скапливаясь в верхних точках, он препятствует нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, провоцируя локальные перегревы двигателя:

Признаки воздушной пробки Что делать
Стрелка термометра заходит в красную зону и быстро опускается при снижении оборотов двигателя Тщательно осмотреть все шланги и соединения, устранить трещины, долить жидкость в систему охлаждения, удалить воздух

Для выпуска воздуха приоткройте пробку расширительного бачка радиатора на работающем и прогретом двигателе. Как только из отверстия польется жидкость без пузырьков - можно закрывать.

Механик чинит перегретый двигатель

Отказ вентилятора системы охлаждения

Работа вентилятора системы охлаждения критически важна для отвода избыточного тепла от двигателя. Поэтому любые неисправности в его работе чреваты перегревом:

  • Проверить исправность предохранителей в блоке электропитания вентилятора
  • Проверить целостность электрических цепей управления вентилятором и их надежный контакт
  • Убедиться в отсутствии механических повреждений крыльчатки вентилятора, при необходимости заменить вентилятор

Если автомобиль оборудован вентилятором с вязкостной муфтой, выход из строя этого элемента также будет причиной перегрева мотора.

Причина того, почему греется машина при поломке вентилятора, проста - отвода избыточного тепла не происходит и двигатель разогревается все сильнее, пока система не начинает "кипеть".

Течь охлаждающей жидкости

Еще одна распространенная причина перегрева - утечки охлаждающей жидкости. Признаки утечки:

  • Низкий уровень жидкости в расширительном бачке
  • Лужицы под машиной оранжевого цвета
  • Запах антифриза из-под капота

Утечки чаще всего происходят из-за трещин или видимых подтеков на шлангах системы охлаждения, негерметичности прокладки головки блока цилиндров, а также из-за отказа водяного насоса.

Некачественный антифриз

Почему греется машина при использовании некачественного антифриза? Дело в том, что некоторые недобросовестные производители разбавляют охлаждающую жидкость водой, снижая ее рабочую температуру. В результате двигатель быстрее перегревается и теряет ресурс.

Чтобы этого избежать, используйте проверенный антифриз известных брендов, например:

  • Mobil Antifreeze Extra
  • Castrol Radicool SF
  • Valvoline Zerex G93
Поломка авто на трассе

Езда на низких передачах с высокими оборотами

Интенсивный режим работы двигателя - еще одна типичная причина его перегрева. Это может происходить при длительном движении на низкой передаче с высокими оборотами коленвала, особенно на подъем или в "пробке". В таком случае:

  1. Перейдите на более высокую передачу, снизьте нагрузку на двигатель
  2. Включите кондиционер или отопление салона на максимум для отвода тепла от мотора
  3. При необходимости остановитесь и дайте мотору остыть

Такая интенсивная эксплуатация ведет к преждевременному износу мотора, поэтому по возможности этого стоит избегать.

Прогар прокладки головки блока цилиндров

Со временем прокладка головки блока цилиндров теряет герметичность. Через образовавшиеся трещины охлаждающая жидкость начинает просачиваться в масло, а масло - в систему охлаждения. Это приводит к резкому снижению эффективности отвода тепла от двигателя и его перегреву.

Признаки прогара прокладки:

  • Повышенный расход масла без видимых причин
  • Появление белого дыма из выхлопной трубы
  • Резкое падение давления масла по показаниям датчика

В этом случае необходимо срочно заглушить двигатель во избежание еще больших поломок. Прокладку головки блока придется менять в сервисе при разборке двигателя.

Дефект головки блока цилиндров

Одной из причин, почему греется машина, может быть дефект головки блока цилиндров. При этом через микротрещины в алюминиевом сплаве начинается просачивание жидкостей. Кроме того, нарушается герметичность камер сгорания, из-за чего часть тепла выхлопных газов не отводится.

Дефект головки блока - серьезная поломка, требующая дорогостоящего ремонта или полной замены детали. Поэтому водителю остается лишь срочно заглушить мотор и эвакуировать автомобиль в сервис.

Неправильный ремонт и обслуживание

Неквалифицированный ремонт также может стать причиной последующих проблем с перегревом. Например, неверная регулировка зазоров в клапанном механизме приводит к прорыву газов в систему охлаждения, нарушая теплообмен.

Поэтому доверяйте обслуживание и ремонт автомобиля только профессиональным автосервисам. И используйте для заправки системы охлаждения только качественный антифриз.

Рекомендации по предотвращению перегрева двигателя

Чтобы минимизировать риск перегрева двигателя, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Регулярно промывайте радиатор от накопившейся грязи
  • Следите за уровнем и свойствами охлаждающей жидкости, своевременно меняйте антифриз
  • Не эксплуатируйте автомобиль с перегрузками, на пределе возможностей
  • Своевременно устраняйте неисправности системы охлаждения
  • Проводите регулярное ТО, не пропускайте плановые осмотры

Профилактическое обслуживание

В рамках периодического ТО обязательно нужно проверять:

  • Герметичность всех шлангов и патрубков
  • Исправность насоса (помпы)
  • Работу термостата и датчиков
  • Состояние приводных ремней
  • Легкость вращения крыльчатки вентилятора

При появлении первых признаков

Если вы заметили первые признаки перегрева - действуйте незамедлительно:

  1. Остановите автомобиль, заглушите двигатель
  2. Проверьте уровень и состояние охлаждающей жидкости
  3. Дайте мотору полностью остыть в течение не менее 20-30 минут
  4. При необходимости обратитесь в сервис

Своевременные действия помогут предотвратить серьезный ремонт или замену двигателя.

Как действовать при перегреве на ходу

Если перегрев произошел во время движения, категорически запрещается продолжать поездку в надежде доезда до пункта назначения или ближайшего сервиса. В таком режиме износ компонентов двигателя происходит просто молниеносно. Руководствуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Снизьте скорость, включите аварийную сигнализацию и при первой же возможности остановитесь в безопасном месте
  2. Отключите все нагрузки на мотор: кондиционер, вентилятор, обогрев стекла и т.д. Это немного снизит потребление мощности
  3. Приоткройте радиатор или долейте охлаждающую жидкость, но только если она не кипит!
  4. Дайте двигателю остыть не менее 20-30 минут. Не глушите мотор, пока стрелка термометра не будет в нормальной зоне, иначе можно повредить головку блока

Вызов эвакуатора

Если все предпринятые вами меры не дали результатов и перегрев не прекратился, то автомобиль необходимо эвакуировать в сервис для диагностики и замены сломанного узла системы охлаждения или двигателя. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с проблемным охлаждением чревата серьезным ремонтом или полной заменой.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.