Почему кипит аккумулятор в машине: основные причины

Аккумулятор является одним из важнейших компонентов автомобиля. От его исправной работы зависит запуск двигателя и питание бортовой электросети. Поэтому любые неполадки с аккумулятором, включая его кипение, вызывают обоснованное беспокойство автовладельцев. Давайте разберемся, почему кипит аккумулятор в машине.

Как устроен аккумулятор в машине

Аккумуляторная батарея автомобиля предназначена для питания стартера при запуске двигателя и электропотребителей, когда двигатель не работает.

Основные элементы автомобильного аккумулятора:

  • Положительные и отрицательные пластины
  • Электролит — раствор серной кислоты
  • Корпус с выводами для подключения
  • Сепараторы, разделяющие пластины между собой

Принцип действия аккумулятора основан на протекании электрохимических реакций между пластинами и электролитом. Эти реакции позволяют накапливать и отдавать электрическую энергию.

Электролит в составе аккумулятора представляет большую опасность, так как содержит концентрированную серную кислоту. Попадание электролита на кожу или в глаза может вызвать серьезные ожоги.

Аккумулятор в машине

Признаки кипения аккумулятора

О кипении аккумулятора свидетельствуют такие признаки:

  • Повышение температуры корпуса и электролита
  • Появление бурления внутри банок
  • Резкий специфический запах из вентиляционных отверстий

Кипение может начаться как при зарядке аккумулятора зарядным устройством, так и непосредственно во время работы на автомобиле.

Основная опасность кипения в том, что пары электролита и газообразный водород, скапливаясь внутри аккумулятора, могут образовать взрывоопасную смесь. Это чревато разрушением корпуса и разбрызгиванием едкого электролита по подкапотному пространству.

К наиболее распространенным причинам закипания автомобильного аккумулятора относятся:

  1. Перезаряд батареи током, превышающим допустимый уровень
  2. Неисправности в системе электропитания автомобиля
  3. Прямое замыкание выводов аккумулятора
  4. Естественное старение и износ батареи

Рассмотрим подробнее каждый из этих факторов.

Перезаряд аккумулятора

К перезаряду может привести как неправильная зарядка батареи зарядным устройством, так и неисправность генератора во время работы двигателя.

Избыточный зарядный ток вызывает интенсивное кипение электролита и газовыделение. Это связано с протеканием побочных электрохимических реакций, не свойственных нормальному режиму работы.

Длительный перезаряд разрушает активную массу пластин и выводит аккумулятор из строя. Кроме того, возможен взрыв банки с электролитом.

Чтобы предотвратить перезаряд от зарядного устройства, важно:

  • Правильно выбирать силу зарядного тока
  • Отключать зарядку после достижения максимального напряжения

При перезаряде от генератора причиной обычно является выход из строя регулятора напряжения. Эту неисправность можно диагностировать с помощью вольтметра.

Неполадки системы электропитания

Другой распространенной причиной перегрева батареи являются короткие замыкания, вызванные нарушением изоляции проводов.

В результате короткого замыкания нагрузка на аккумулятор резко возрастает. Батарея вынуждена отдавать очень большие токи, что и приводит к нагреву электролита.

Для диагностики подобных неисправностей электропроводки используют специальные тестеры и сканеры.

Замыкание клемм аккумулятора

Если при подключении или отключении клемм случайно произошло их замыкание, последствия могут быть печальными.

При коротком замыкании клемм через внутренние цепи аккумулятора протекает очень большой ток. Это мгновенно вызывает кипение электролита.

Никогда не кладите металлический инструмент на клеммы аккумулятора во избежание случайного замыкания!

Естественное старение аккумулятора

Со временем, в процессе эксплуатации автомобиля, емкость аккумулятора неизбежно снижается.

Это связано с естественными процессами коррозии решетки пластин, снижением активности активной массы и т.д.

Изношенный аккумулятор не может принимать достаточного заряда от генератора, что приводит к перезаряду оставшихся неповрежденных секций.

Сульфатация пластин

Опасным дефектом, возникающим при неправильной эксплуатации, является сульфатация пластин.

Сульфат представляет собой твердые белесые отложения на пластинах, затрудняющие их взаимодействие с электролитом.

При зарядке сильно сульфатированного аккумулятора он сразу начинает активно кипеть, так как зарядный ток расходуется на разложение сульфата, а не полезные электрохимические реакции.

Частое использование мощных потребителей тока

Аккумулятор и прикуриватель

Подключение к аккумулятору энергоемких потребителей типа лебедки, мощной аудиосистемы, холодильника и т.п. - еще одна распространенная причина перегрева батареи.

Во время работы стартер забирает ток порядка 100-150 А. А современные сабвуферы или лебедка могут потреблять до 300-400 А. Это выше максимально допустимой нагрузки, что нередко заканчивается закипанием или даже взрывом банок аккумулятора.

Неисправности альтернатора

В ряде случаев кипения аккумулятора причиной является выход из строя генератора (альтернатора).

Неисправный альтернатор не может полноценно заряжать батарею во время работы двигателя. И батарея постепенно разряжается, неся повышенную нагрузку.

Кроме того, опасны обрыв ремня альтернатора или его проскальзывания. Тогда вообще никакой зарядки батареи не будет.

Ошибки при эксплуатации аккумулятора

Значительная часть случаев перегрева вызвана неправильной эксплуатацией и обслуживанием аккумулятора владельцем автомобиля.

К таким ошибкам относятся:

  • Редкие и нерегулярные проверки уровня и плотности электролита
  • Пренебрежение подзарядкой батареи в зимний период
  • Использование некачественных зарядных устройств
  • Установка аккумуляторов с меньшей емкостью, чем требуется
  • Отсутствие своевременной диагностики и замены изношенного аккумулятора

Таким образом, почему кипит аккумулятор на машине - это комплекс вопросов, связанных как с его конструктивными недостатками, так и с ошибками эксплуатации.

Диагностика причин кипения аккумулятора

Чтобы выяснить конкретную причину перегрева аккумулятора в вашем случае, необходимо провести диагностику.

В первую очередь следует визуально осмотреть сам аккумулятор и проверить:

  • Наличие внешних повреждений корпуса или признаков течи электролита
  • Степень сульфатации пластин
  • Уровень и плотность электролита

С помощью мультиметра можно замерить величину напряжения аккумулятора и величину тока заряда от генератора.

Это позволит сделать вывод о возможных дефектах самой батареи или неполадках в цепи зарядки.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.