Антифриз - важнейшая рабочая жидкость в системе охлаждения двигателя. От его правильного уровня и качества напрямую зависит тепловой режим мотора. Поэтому автовладельцам очень важно регулярно контролировать количество антифриза в расширительном бачке.
В статье подробно разбираются наиболее распространенные причины, по которым может пропадать антифриз из системы охлаждения автомобиля. Рассматриваются как видимые внешние течи из-за повреждений шлангов или радиатора, так и скрытые внутренние утечки из-за неисправности прокладок или теплообменников. Объясняются возможные последствия игнорирования проблем с уходом антифриза, даются рекомендации по своевременной диагностике и ремонту.
Основные причины ухода антифриза
Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда антифриз необъяснимо "уходит" из системы охлаждения. Чаще всего это происходит по одной из следующих причин:
- Протечки в элементах системы из-за нарушения герметичности
- Неисправности в пробке расширительного бачка
- Повреждения прокладки головки блока цилиндров
- Поломки теплообменников
- Естественное испарение воды из состава антифриза
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных причин.
Протечки в элементах системы охлаждения
Если герметичность системы охлаждения по какой-то причине нарушена, антифриз сразу начинает уходить, образуя характерные лужи и пятна под автомобилем. Чаще всего такая ситуация возникает из-за:
- Трещин в радиаторе
- Износа шлангов и патрубков
- Ослабления хомутов или прокладок в системе
На машинах с большим пробегом причиной утечек нередко становится коррозия металлических элементов. В любом случае, протечку желательно как можно быстрее устранить путем замены поврежденных деталей.
Неисправности расширительного бачка
"Почему уходит антифриз из расширительного бачка?" - частый вопрос автовладельцев. Все дело в том, что бачок закрывается специальной пробкой со встроенным клапаном сброса давления. Если пробка вышла из строя или клапан заклинило, система перестает быть герметичной и антифриз начинает вытекать наружу.
К сожалению, визуально определить такую поломку не всегда удается. Поэтому при резком снижении уровня ОЖ, но отсутствии видимых подтеков под машиной, в первую очередь стоит проверить исправность пробки бачка.
Повреждения прокладки головки блока
Еще одна типичная "невидимая" причина ухода антифриза - трещины или прогары в резиновой прокладке между головкой блока цилиндров и самим блоком.
В таком случае охлаждающая жидкость попадает непосредственно в моторное масло, не оставляя характерных внешних следов. При этом начинает "свистеть" двигатель, появляется белый дым из выхлопной трубы, моторное масло приобретает вид эмульсии.
Диагностика подобной поломки довольно простая, а вот устранение ее уже потребует разборки головки блока и замены прокладки.
Выход из строя теплообменников
В современных двигателях за теплообмен между различными системами (в том числе охлаждения и смазки) отвечают специальные устройства - маслоохладители и масляные радиаторы.
При выходе теплообменника из строя происходит взаимное смешивание эксплуатационных жидкостей, что приводит к уходу антифриза в масло. При этом внешние течи по-прежнему отсутствуют.
Диагностировать данную поломку можно по изменению цвета и консистенции моторного масла, а также наличию отложений в охлаждающей жидкости.
Естественное испарение воды
Небольшое понижение уровня антифриза раз в несколько лет эксплуатации является абсолютно нормальным явлением. Это связано с тем, что антифриз представляет собой водный раствор этиленгликоля, а вода со временем испаряется.
Типичный темп естественного расхода для большинства автомобилей составляет около 100-200 мл за год. Если же антифриз "уходит" гораздо быстрее, скорее всего, присутствуют какие-то неисправности системы охлаждения.
"Почему уходит антифриз" - вопрос, который рано или поздно задается каждым автовладельцем. Как мы видим, причин этому явлению может быть несколько.
Важно понимать, что игнорирование данной проблемы чревато перегревом и серьезными поломками двигателя. Поэтому при обнаружении снижения уровня ОЖ следует провести тщательную диагностику с целью обнаружения и устранения неисправностей.
Диагностика причин ухода антифриза
Так почему уходит антифриз? Диагностику целесообразно проводить в несколько этапов.
- Тщательный внешний осмотр на наличие течей
- Проверка давления в системе охлаждения
- Анализ состояния охлаждающей жидкости и масла
- Поиск скрытых неисправностей с помощью специального оборудования
Внешний осмотр автомобиля
Прежде всего, следует внимательно осмотреть состояние шлангов, патрубков, прокладок, радиатора и других видимых элементов системы охлаждения. Наличие подтеков и луж антифриза укажет на повреждение герметичности.
Обязательно проверьте состояние пробки расширительного бачка - течь антифриза из неисправной пробки тоже довольно распространенное явление.
Проверка давления в системе
Далее с помощью компрессора проверяют давление в системе охлаждения на холодном и горячем двигателе. Определить точное место утечки поможет специальный флюоресцентный состав, добавляемый в ОЖ.
Анализ технических жидкостей
"Почему пропадает антифриз" - ответ можно найти путем анализа его внешнего вида, а также состояния моторного масла. Наличие в антифризе частиц ржавчины или отложений говорит о внутренних проблемах в системе. Попадание ОЖ в масло также легко определить визуально.
Поиск скрытых дефектов
Если внешний осмотр и анализ жидкостей не выявили причину ухода антифриза, возможно, имеют место скрытые неисправности вроде трещин головки блока, выхода из строя теплообменников и т.п.
Для их обнаружения применяют газовый анализ выхлопных газов, а также специальное диагностическое оборудование вроде видеоскопов.
Методы устранения течи антифриза
После того как точно установлена причина, почему уходит антифриз, можно приступать к ее устранению следующими способами:
- Замена поврежденных элементов системы охлаждения
- Ремонт или замена головки блока цилиндров
- Замена вышедших из строя теплообменников
В любом случае работы по устранению серьезных дефектов лучше доверить опытному автомеханику.
Профилактика протечек антифриза
Чтобы минимизировать вероятность возникновения течи антифриза, автовладельцам рекомендуется проводить регулярное техническое обслуживание системы охлаждения.
Осмотр и замена расходных элементов
В процессе эксплуатации автомобиля шланги, прокладки, хомуты и некоторые другие компоненты системы охлаждения подвергаются естественному износу. Своевременная замена таких деталей поможет предотвратить возникновение течей.
Контроль качества антифриза
Некачественный антифриз, также как и его недостаток или переизбыток, может негативно сказаться на работе системы охлаждения. Рекомендуется регулярно менять охлаждающую жидкость и использовать только проверенные марки антифриза.
Промывка системы охлаждения
Со временем в системе охлаждения образуются различные отложения, осадок и накипь, которые также могут привести к протечкам или другим неисправностям. Регулярная промывка позволит очистить систему от загрязнений.
Ремонт системы охлаждения в автосервисе
Если все же возникли какие-либо течи антифриза или другие поломки системы охлаждения, желательно сразу обращаться в специализированный автосервис.
Преимущества сервиса
В автосервисе диагностику и ремонт системы охлаждения выполнят квалифицированные специалисты с использованием профессионального оборудования, что позволит быстро и качественно устранить неисправность.
Гарантия на выполненные работы
Кроме того, сервисы обычно предоставляют гарантию на запчасти и выполненный ремонт. Это избавляет автовладельца от дополнительных расходов в случае повторного возникновения неисправности.
Последствия эксплуатации автомобиля с протечкой антифриза
Многие автовладельцы, обнаружив пропажу антифриза, продолжают эксплуатировать автомобиль, не устранив неисправность. Однако это чревато возникновением серьезных поломок.
Перегрев двигателя
Утечка антифриза приводит к снижению его уровня в системе охлаждения, что нарушает нормальный теплообмен. В результате возрастает риск перегрева и выхода двигателя из строя.
Повреждение прокладок и сальников
Протечки антифриза способствуют размыванию резиновых уплотнителей в двигателе. Это усугубляет ситуацию и провоцирует еще больший уход охлаждающей жидкости.
Выход из строя насосов и трубопроводов
Постоянная нехватка антифриза в системе приводит к сухому трению и задирам насосов и трубопроводов. В итоге они перестают выполнять свои функции, что чревато поломкой двигателя.
Рекомендации при обнаружении утечек антифриза
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта двигателя, при появлении первых признаков течи антифриза следует:
- Немедленно долить недостающее количество ОЖ в систему охлаждения
- Обратиться в автосервис для диагностики и ремонта
- Не эксплуатировать автомобиль до полного устранения неисправности
Алгоритм действий при пропаже антифриза
Чтобы вовремя обнаружить и устранить причину ухода охлаждающей жидкости, автовладельцам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
1. Периодический контроль уровня
Регулярно, раз в 1-2 недели, проверяйте уровень антифриза в расширительном бачке. Сразу обращайте внимание даже на небольшое понижение.
2. Визуальный осмотр на наличие подтеков
Осмотрите двигатель, шланги, патрубки, прокладки и пространство под днищем автомобиля. Наличие луж и пятен укажет на внешнюю течь.
3. Анализ состояния жидкостей
Проверьте внешний вид и уровень моторного масла. Появление в нем эмульсии свидетельствует о внутренних протечках.
4. Диагностика системы в автосервисе
Если причина не ясна - обратитесь в специализированный сервис для поиска скрытых дефектов с применением диагностического оборудования.
5. Своевременный квалифицированный ремонт
После установления неисправности, незамедлительно устраните ее в автосервисе, не допуская эксплуатацию автомобиля с утечкой.
Профилактические меры
Чтобы избежать пропажи антифриза, регулярно проводите:
- Диагностику системы охлаждения
- Замену изношенных элементов
- Очистку системы от отложений
Выбор качественного антифриза
Важным фактором надежной работы системы охлаждения является правильный выбор марки антифриза. На что обращать внимание при покупке?
Состав и концентрация присадок
Качественный антифриз должен содержать пакет присадок, защищающих от коррозии, перегрева и замерзания. Оптимальная концентрация 40-60%.
Температурный диапазон
Антифриз должен быть рассчитан на температурный режим в вашем регионе. Для средней полосы России оптимально -50...+120 градусов.
Совместимость с различными металлами
В системе охлаждения присутствуют детали из алюминия, чугуна, стали, поэтому антифриз обязан быть с ними совместим.
Соблюдение периодичности замены
Со временем антифриз теряет свои защитные и теплоотводящие свойства, поэтому требуется регулярная замена:
- Для качественных марок - 1 раз в 3-4 года
- Для бюджетных - 1 раз в 1-2 года
Рекомендуемые бренды антифриза
Наиболее качественными считаются антифризы производства:
- Mobil
- Castrol
- Zeller+Gmelin
- Pentosin