Ещё с древних времён красота изложения и простота мысли считались высшей добродетелью. Вряд ли можно найти человека, который не считал бы, что владеть словом очень важно. Можно привести в пример слова одного древнего мудреца, Аристотеля, который сказал о том, что если хочется узнать человека, то нужно просто заговорить с ним.
Ещё в конце XIX века лингвисты уже начали говорить о том, что снижается уровень культуры речи. Например, Д.Э. Розенталь считает, что на литературный язык очень сильно влияет просторечная и даже жаргонная лексика. К сожалению, уровень развития навыков коммуникации у современной молодёжи сильно снизился, соответственно, существенно снизился уровень владения речью.
Нормы литературного языка претерпевают большое количество нарушений. Их допускают даже политики и журналисты. Какие нарушения имеются в виду? Это жаргонизмы, просторечные слова, заимствованные слова.
Речевые ошибки – это нарушения употребления слов, а точнее их форм, их значений, грамматических конструкций, а также нарушения норм русского литературного языка, касающихся орфоэпии, грамматики или лексики.
К речевым недочетам можно отнести те недостатки речи, которые связаны с плохим подбором различных выразительных средств речи, имеются в виду лексические повторы или даже употребление некоторых лишних слов, а также штампы, однообразие, бедность синтаксических конструкций, неправильное употребление видовременных соотношений глаголов и так далее.
Речевые ошибки представляют собой две группы: собственно речевые и грамматические. Грамматические нарушают структуру слов, а собственно речевые нарушают правильность употребления языковых единиц в том или ином контексте. То есть это не структурные ошибки, связанные с образованием слов, а функциональные, связанные с употреблением.
Речевые ошибки можно разделить на несколько категорий:
- лексические;
- морфологические;
- синтаксические;
- стилистические;
- коммуникативные.
Давайте поговорим о некоторых речевых ошибках, встречающихся чаще всего.
Часто они возникают из-за того, что говорящий человек попросту не понимает и не знает смысла какого-то слова или даже нескольких. Это могут быть, например, заимствованные слова. Можно привести пример жизненной ситуации, когда, не зная, люди называли туристическое агентство «Фобос-С», когда это слово означает «страх». Агентство недвижимости - «Деймос», когда слово это означает «ужас». Люди даже не задумываются порой о значениях слов, которые они используют.
Следует сказать о такой ошибке, как неправильное образование форм имён существительных, например: «Фирма делает анализы экономики предприятий», - а ведь анализы делают в больнице и поликлинике. Предложение должно выглядеть так: «Фирма делает анализ экономики предприятий».
К сожалению, достаточно актуален вопрос, касающийся речевых ошибок, которые мы слышим в рекламе. Из-за этого неправильное произношение распространяется с неимоверной скоростью, повергая культуру русского языка в темноту. Речевые ошибки в рекламе – очень распространённое явление, которое, к сожалению, тяжело искоренить, потому что действительно грамотных людей с точки зрения лингвистики очень мало.