Грамматические ошибки в русском языке: примеры

Грамматические ошибки совершают даже грамотные люди. Нетрудно заметить, что одни правила русского не вызывают сложностей, а на других регулярно спотыкается большинство. Дело не столько в том, что эти правила сложны. Скорее, они просто неудобны, а некоторые имеют столько исключений и особенностей применения, что их изложение занимает целый лист - кажется, что их невозможно выучить, не будучи академиком.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки в русском языке, совершаемые не школьниками, а достаточно грамотными людьми.

грамматические ошибки

Что считается грамматической ошибкой?

Грамматическая ошибка - это нарушение общепринятой устоявшейся нормы. Грамматическими называют любые ошибки, касающиеся словообразования (например, для образования слова использован не тот суффикс), морфологии (например, неправильное склонение глагола), синтаксиса (например, несогласованный с основым предложением деепричастный оборот).

Следует отличать грамматические ошибки от орфографических или речевых.

Самые распространенные ошибки связаны с пунктуацией:

1. Многие привыкли выделять "однако" запятыми и очень удивляются, когда Word подчеркивает запятую после него, как ошибку. Более внимательные замечают, что ошибкой запятая после "однако" считается лишь тогда, когда оно стоит в начале предложения. Действительно, если значение этого слова аналогично "все-таки", "тем не менее", и оно стоит в середине предложения, то оно считается вводным, и его нужно выделить запятыми. Если же оно означает "но", как, например, в предложении "Однако она его не понимала" (= "Но она его не понимала"), то запятую ставить не нужно.

грамматическая ошибка это

2. Нередко возникает путаница со знаками "тире" и "двоеточие". Многие, сталкиваясь со сложными предложениями, в которых пропущен союз, интуитивно понимают, что нужно поставить более "солидный" знак, нежели запятая. Но какой именно? Правило на самом деле достаточно простое. Нужно подобрать наиболее подходящие слова вместо пропущенного союза.

Если по смыслу подходят такие слова, как "что", "потому что", "а именно", то нужно ставить двочеточие. А также двоеточие ставится, если первое предложение оканчивается на слова, обозначающие восприятие и предполагающие, что после них будет идти описание. Это могут быть слова: видеть, понимать, чувствовать и т. п.

Примеры:

Помню (что): был вечер, играла тихая свирель.

Он был сложным человеком (а именно): вспыльчивым, желчным, угрюмым.

Я сразу его узнал: (потому что) на нем был один желтый ботинок.

Вижу: плывет баржа, на ней босой мальчик, загорелый, незнакомый, но сверкает улыбкой и уже в следующу секунду машет мне рукой.

Если вы можете вставить такие слова, как "а", "но", "и", "словно", "это", "поэтому", "словно", то нужно использовать тире.

Широко шагнул (и) - штаны порвались.

За морем телушка (это) - полушка, да рупь перевоз.

Подул ветер - (поэтому) застонал, заскрипел старый бор.

Тире ставится также тогда, когда в начале предложения можно добавить слова "если" или "когда".

Примеры:

(Когда) Подумал о Грише - он тут как тут.

(Если) Получу гонорар - махнем на море!

грамматическая ошибка пример

Грамматические ошибки, относящиеся к морфологии

Сложности вызывают "нн" в суффиксах (хотя стеклянный, оловянный, деревянный помнят все), особенно трудно разобраться с двойным "н" в наречиях. А также многих смущает употребление частиц не/ни. Немало образованных людей, незаметно для себя, ошибаются в управлении. Как правильно, "контроль за" или "контроль над"? Путаница между ними - это еще одна популярная грамматическая ошибка. Пример:

  • контроль за качеством исполнения;
  • контроль над исполнением приказа;
  • контроль уровня воды.

Какой вариант правильный? Все. Тот или иной вид управления в данном случае подбирается в зависимости от особенностей последующего слова. Например, "контроль над" употребляется перед отглагольными существительными (исполнить - исполнение). Есть и другие тонкости.

В этой статье упоминаются далеко не все распространенные грамматические ошибки. Вполне можно научиться не совершать их, изучив правила. Надеемся, нам удалось продемонстрировать, что познание тайн родного языка - дело увлекательное, и порой достаточно поверхностного знакомства с правилом, чтобы осознать всю его логику и целесообразность. Надеемся также, что вы заметили варианты употребления описанных выше правил в самой статье, а не только под заголовками "примеры".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
У вас в_Что считается грамматической ошибкой_неправильное СКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА написано.Хоть и пишу комментарий,но - без комментариев.
Копировать ссылку
0
Я учусь в 11 классе. Написала сочинение , одно предложение звучало так :"Вера в жизни человека играет очень важную роль,делает его более активным в достижении его цели". Мне подверкнули красной ручкой слово "его" в обоих случаях,и подписали , что это грамматическая ошибка. Я до сих пор не понимаю, почему нельзя так говорить , почему это считается ошибкой. Может кто-то поможет понять?
Копировать ссылку
Дело не в грамматике, а в стилистике. Лучше было бы так: "Вера в жизни человека играет очень важную роль: она делает его более активным в достижении жизненных целей" или просто целей. Вам засчитали ошибку, потому что плохо звучит "его" и "его". Я бы вообще предложение переписал, оно корявое слегка.
Копировать ссылку
Можно так: "Вера в жизни человека играет очень важную роль: она позволяет ему достигать целей". Мне кажется, так лучше.
Копировать ссылку
Может быть, учитель увидел нарушение синтактических норм, нарушение в построении предложения, согласно справочным материалам, такие ошибки тоже считаются грамматическими. Я же говорю, предложение корявое стилистически: повторение "его" и "его" явно лишнее. Возможно, учитель увидел нарушение в управлении. Я с утра плохо соображаю.
Копировать ссылку
Можно было написать так: "Вера очень важна в жизни человека: она позволяет ему достигать поставленных целей". Или так: "Вера в жизни человека играет очень важную роль: она позволяет ему достигать поставленных целей".
Я бы это вообще убрал"играет важную роль". Ваше предложение кажется канцелярским. Ну, оставим это. Надеюсь, ситуация слегка прояснилась.
Копировать ссылку
По стилистике ошибка, а не грамматика я б сказала. Ну не звучит это "его" несколько раз в одном предложении.
Копировать ссылку
Ну да, но я уточнял: ошибки в согласовании и управлении в школе считаются (а может быть, не только в школе, хе-хе, а в принципе) за "грамматические ошибки". Для меня это тоже стилистика прежде всего. В любом случае это уже дебаты о толковании и тонкостях теории.
Копировать ссылку
0
не очень
Копировать ссылку
0
Уважаемый Владимир Вольфович! Написала бы Вам но боюсь сделать сделать грамматические ошибки. А так много надо Вам сказать и попросить. С уважением Людмила
Копировать ссылку
0
Айрат, судя по вашему негодованию, вы готовы исправить "ошибки" Создателей словарей Русского языка. Или ваша задача саксонизировать Великий и Могучий?
Согласитесь, что устали от многообразия Правил, и желали бы УПРОСТИТЬ систему письма до "как слышу - так и пишу". Какой разговор? Вступайте в общество "писарей", что пол Интернета заполонили. В их числе взрослые люди с 2-мя "верхними" образованиями (порой гуманитарными) подражают юным пользователям в их ИГРЕ СЛОВ. Причём тут Лингвистика? Нравится
Копировать ссылку
0
есть одно но, к твоему замечанию, Славик: язык первичен - правила вторичны, правила писались под язык, а не язык конструировали по правилам, вот почему идёт постоянный конфликт между живым языком и мёртвыми правилами, и на передовой, именно, юные пользователи
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.