Экспериментальный метод широко применяется в психологических исследованиях. Однако насколько объективны получаемые с его помощью результаты? Попробуем разобраться и рассмотреть сильные и слабые стороны данного подхода.
Основные понятия
Что же из себя представляет экспериментальный метод в психологии?
Экспериментальный метод в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.
Суть данного метода заключается в активном воздействии исследователя на объект с целью выявления причинно-следственных связей.
Различают несколько основных видов психологических экспериментов:
Вид эксперимента | Особенности |
Лабораторный | Проводится в специально созданных условиях с максимальным контролем переменных |
Полевой | Проводится в естественных условиях без ведома участников |
Формирующий | Направлен на развитие определенных качеств у испытуемых |
В эксперименте задействованы следующие участники:
- Экспериментатор
- Испытуемые
- Ассистенты
Ключевыми параметрами являются:
- Независимая переменная – фактор, который изменяет экспериментатор
- Зависимая переменная – реакция испытуемого на воздействие независимой переменной
- Дополнительные переменные – другие влияющие факторы, которые необходимо контролировать
Преимущества метода
К достоинствам экспериментального метода в психологии можно отнести:
- Возможность выявлять причинно-следственные связи между различными психологическими факторами. К примеру, в знаменитом эксперименте Милгрэма была показана зависимость поведения человека от внешних воздействий в виде команд авторитетного лица.
- Контроль условий и активная позиция экспериментатора. В отличие от наблюдения, метод эксперимента позволяет управлять ситуацией и в случае необходимости ее воспроизводить.
- Обоснованность результатов, которая подтверждается воспроизводимостью, объективностью данных и использованием научного инструментария.
Таким образом, данный метод дает исследователю широкие возможности для изучения психологических явлений.
Недостатки и ограничения
Однако у экспериментального подхода в психологии есть и существенные недостатки:
- Сложность в точном воссоздании реальных условий. Лаборатория отличается от обыденной обстановки, что влияет на поведение участников.
- Невозможность полностью контролировать ситуацию. Всегда присутствуют неконтролируемые переменные.
- Дороговизна экспериментальных исследований и затратность по времени.
Также существуют этические ограничения. Эксперимент может оказывать вредное воздействие на психику участников. Например, в случае формирующего эксперимента, когда преднамеренно изменяются личностные характеристики человека.
Таким образом, при работе с методом эксперимента необходимо учитывать его сильные и слабые стороны для получения объективных и этичных результатов.
Особенности видов экспериментов
Рассмотрим более детально особенности различных видов психологических экспериментов.
Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, чаще всего в рамках научной лаборатории. Это позволяет максимально контролировать ситуацию и воздействовать только теми факторами, которые интересуют исследователя.
При организации лабораторного эксперимента осуществляют:
- Контроль дополнительных переменных
- Стандартизацию условий для всех испытуемых
- Равноценность групп участников
Полевой эксперимент
В отличие от лабораторного, полевой эксперимент проводится в естественных условиях без изменения привычной для человека обстановки. Это позволяет изучать реальное поведение людей.
Однако возможности контроля ситуации при этом сильно ограничены. Учитывается только влияние независимой переменной, в то время как прочие факторы остаются вне контроля экспериментатора.
Формирующий эксперимент
Данный вид эксперимента направлен на активное воздействие с целью формирования у испытуемого новых или развития уже имеющихся качеств и характеристик.
Проведение формирующего эксперимента включает:
- Разделение испытуемых на экспериментальную и контрольную группы
- Воздействие на экспериментальную группу с помощью заданий или упражнений
- Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп
Такой подход широко используется, к примеру, в педагогической психологии при разработке развивающих методик.
Патопсихологический эксперимент
Данный вид эксперимента применяется в патопсихологии и направлен на выявление нарушений познавательной и эмоционально-волевой сфер человека.
Отличие патопсихологического эксперимента от традиционного тестирования:
- Отсутствие временных ограничений на выполнение заданий
- Анализ способа достижения результата, а не только самого результата
- Возможность оказания помощи в ходе тестирования
- Учет эмоциональных и речевых реакций испытуемого
Такой подход позволяет более точно и глубоко диагностировать имеющиеся отклонения в развитии или поведении человека.