Рисование неслучайно называют любимым занятием детей. Ведь именно с помощью карандашей, красок и кисточек ребенок учится выражать себя, свои мысли и чувства. Но рисование - это не только развлечение. Это мощнейший инструмент для развития моторики, речи, воображения, интеллекта и творческих способностей ребенка. А главное – это увлекательное путешествие в мир искусства, которое откроет маленькому художнику новое видение окружающей действительности.
Развитие мелкой моторики
Рисование тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Чтобы нарисовать красивый рисунок, ребенку нужно научиться ловко держать карандаш, кисть, фломастер. А для этого важно развивать подвижность пальцев, координацию движений.
Вот несколько упражнений, которые можно выполнять вместе с ребенком во время рисования:
- Раскрашивание мелких деталей рисунка
- Обводка контуров изображений
- Рисование узоров, геометрических фигур
- Штриховка - заштриховывание определенных участков
- Работа с мелкими деталями при нетрадиционных техниках рисования (крупа, бисер и т.д.)
Родителям стоит обратить внимание, правильно ли ребенок держит карандаш или кисть. Лучше всего, когда указательный палец прижат к карандашу сверху, а остальные - снизу для устойчивости. Такая хватка помогает контролировать линии при рисовании.
Чем больше мелких движений совершает ребенок при рисовании, тем ловчее становятся его пальчики. А это залог не только успехов в изобразительном искусстве, но и облегчения письма в школе.
Развитие речи и мышления
Занятия рисованием благотворно влияют не только на моторику, но и на развитие речи ребенка. Во время рисования полезно задавать малышу вопросы, предлагать описать то, что он изображает. Это активизирует словарный запас, учит связно формулировать мысли.
К примеру, можно попросить ребенка:
- Рассказать, что или кого он собирается нарисовать
- Описать детали изображения
- Придумать по рисунку историю
- Дать название своему произведению
Такие творческие задания развивают воображение и логическое мышление. Ребенку нужно обдумать замысел, начать рисовать с главного элемента, дополнять работу деталями. А рассказы по собственным рисункам учат выстраивать связное повествование.
Что рисуем | Методы активации речи |
Домик | - Кто в нем живет? Какая у него крыша? Сколько окон? |
Кошка | - Как зовут кошку? Чем она любит играть? Придумай про нее историю |
Машина | - Какая это машина? Куда она едет? Сколько в ней пассажиров? |
Такие вопросы и задания стимулируют детскую фантазию, активизируют мыслительную деятельность. А главное – превращают процесс рисования в увлекательную игру!
Развитие воображения и творчества
Рисование - это всегда простор для детской фантазии и воображения. В процессе создания картины ребенок придумывает сюжет, дополняет работу различными деталями, экспериментирует с цветом и формой. Так развивается его творческая индивидуальность.
Чтобы стимулировать полет фантазии, можно использовать такие методы:
- Предлагать необычные темы для рисования ("Нарисуй, что тебе приснилось")
- Использовать нетрадиционные техники рисования (пальчиками, ладошками, свечой)
- Комбинировать и смешивать художественные материалы
- Организовывать выставки детских рисунков на тему "Страна фантазий"
Одна из самых известных нетрадиционных техник - рисование мыльными пузырями. Сначала ребенок рисует на листе контур будущего изображения. Затем в мыльный раствор добавляется гуашь или акварель, взбивается пена. При помощи трубочки или венчика на контур наносятся разноцветные мыльные пузыри. Когда рисунок подсыхает, лопнувшие пузыри сдуваются, и остается яркая, неповторимая картина. Такая техника всегда вызывает восторг у детей!
Рисование в детском саду стимулирует эмоциональное развитие
Занятия рисованием в детском саду - это всегда яркие эмоции и открытия для ребенка. Рисуя, малыш учится выражать свои чувства, переживания, настроение. Например, предложите нарисовать то, что вызывает радость или грусть, страх или волнение. Такое задание заставит задуматься о собственных эмоциях.
Кроме того, в процессе творчества дети чувствуют себя раскованно, сбрасывают эмоциональное напряжение. Это особенно важно для робких, замкнутых малышей. Похвала, одобрение рисунков, их обсуждение и выставки в детском саду повышают уверенность в себе.
Формирование эстетического вкуса с помощью рисования в детском саду
Занятия изобразительной деятельностью воспитывают художественный вкус ребенка, его эстетическое восприятие. Рассматривая репродукции картин известных художников, копируя полюбившиеся произведения, дошкольник учится различать красивое и безобразное.
Чтобы сформировать тонкое цветовосприятие, полезно проводить сравнение оттенков ("Какого это цвета - малиновый или бордовый?"). Можно предлагать подбирать цвета по настроению, по временам года, по музыкальным произведениям. Такие игры развивают колористическое чувство.
Копируя шедевры, ребенок пропускает их через свое восприятие, осмысливает композицию, колорит. А значит, учится видеть прекрасное в окружающей действительности.
Рисование в детском саду формирует навыки общения и сотрудничества
На занятиях рисованием в детском саду малыши учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми. Они с интересом рассматривают работы сверстников, обсуждают их, учатся высказывать свое мнение.
Также полезно организовывать коллективные формы творчества - создание общих панно, рисование по кругу или по цепочке. Это учит дошкольников договариваться, распределять роли, соблюдать очередность. Так незаметно формируются навыки общения и сотрудничества.