Государственный бюджет: структура, состав и назначение

Государственный бюджет играет ключевую роль в экономике любой страны. От того, насколько эффективно он спланирован и исполнен, зависит благосостояние граждан, темпы экономического роста, финансовая стабильность. Давайте разберемся в структуре и назначении этого важнейшего финансового документа.

Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет – это финансовый план формирования и расходования денежных средств государства для выполнения его функций за определенный период, как правило, за один календарный год.

Основные цели бюджета:

  • Финансирование государственных программ
  • Перераспределение национального дохода
  • Регулирование экономики и социальной сферы

Функции бюджета:

  1. Распределительная – бюджет позволяет распределять финансовые ресурсы по различным направлениям и отраслям
  2. Контрольная – бюджет устанавливает контроль за формированием и использованием государственных финансов

В бюджетной системе РФ государственный бюджет занимает ведущее место. Все остальные бюджеты – региональные и местные – формируются, исходя из его параметров.

Если государственный бюджет можно уподобить главному семейному кошельку, из которого финансируются нужды всего государства, то семейный бюджет больше похож на личный кошелек отдельно взятого человека или домохозяйства. Однако между этими финансовыми инструментами есть много общего.

Детально проработанная сцена с открытым портфелем на рабочем столе, полном денежных купюр, бухгалтерских книг, графиков и диаграмм, подсвеченных дневным освещением из окна

Структура государственного бюджета

Государственный бюджет состоит из двух частей:

  1. Доходной
  2. Расходной

Доходная часть формируется за счет следующих источников:

  • Налоговые поступления (НДС, акцизы, налог на прибыль и др.)
  • Неналоговые доходы (штрафы, пошлины)
  • Доходы от государственного имущества
  • Кредиты и займы от резидентов и нерезидентов
  • Эмиссия денег

Расходная часть включает в себя:

  • Расходы на государственное управление
  • Национальную оборону
  • Содержание правоохранительных органов
  • Социальную политику
  • Образование
  • Здравоохранение
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Топливно-энергетический комплекс
Государственный бюджет структура состоит из доходной и расходной частей. Доходы формируются в основном за счет налогов и сборов. Расходы идут на финансирование государственных функций.

Если доходы бюджета превышают расходы, то возникает профицит бюджета. При превышении расходов над доходами образуется дефицит бюджета, который покрывается за счет займов, использования резервов или эмиссии.

Уровни бюджетной системы

В Российской Федерации существует три уровня бюджетной системы:

  1. Федеральный бюджет
  2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)
  3. Местные бюджеты

Федеральный бюджет составляет и исполняет Правительство РФ, утверждает Государственная Дума. В его доходной части основную долю занимают поступления от федеральных налогов и пошлин. Из федерального бюджета финансируются общегосударственные нужды.

Бюджеты регионов формируются из налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, а также за счет финансовой помощи из федерального центра. Они предназначены для решения вопросов регионального значения в сферах образования, здравоохранения, ЖКХ, транспорта.

Местные бюджеты образуются главным образом из отчислений от федеральных и региональных налогов и используются на решение вопросов местного значения – благоустройство, дошкольное образование и др.

Панорамный вид сверху на оживленный торговый центр в летний полуденный день

Порядок формирования и утверждения бюджета

Государственный бюджет РФ формируется Правительством РФ, а утверждается Государственной Думой. Этот процесс проходит в три этапа:

  1. Первое чтение – обсуждение основных параметров бюджета
  2. Второе чтение – утверждение бюджета по разделам
  3. Третье чтение – утверждение бюджета по подразделам

После принятия Госдумой бюджет утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Таким образом, бюджет проходит все стадии законодательного процесса и приобретает силу федерального закона.

Анализ доходов и расходов бюджета РФ

Рассмотрим структура и динамику доходов и расходов государственного бюджета РФ за последние пять лет. Основу доходов российского бюджета составляют:

  • Нефтегазовые доходы – 25%
  • НДС – 18%
  • Налог на прибыль организаций – 15%
  • НДФЛ – 13%

За последние пять лет наблюдается тенденция к увеличению доли несырьевых доходов (налоги и сборы) в бюджете и снижению зависимости от конъюнктуры цен на энергоносители.

Расходная часть бюджета

Основные статьи расходов госбюджета РФ:

  1. Социальная политика – 35%
  2. Национальная экономика – 18%
  3. Образование – 10%
  4. Здравоохранение – 7%

На долю этих четырех направлений в сумме приходится 70% всех расходов федерального бюджета.

Влияние госбюджета на экономику и население

Государственный бюджет оказывает существенное влияние как на экономическую ситуацию в стране, так и на благосостояние граждан.

  • Влияние на инфляцию. Чрезмерный дефицит бюджета может привести к росту инфляции. В случае профицита инфляционное давление снижается.
  • Влияние на жизнь граждан. От параметров госбюджета зависят размеры зарплат и пенсий, финансирование социальных программ, стоимость товаров и услуг из-за инфляции.
  • Влияние на валютный курс. Дефицит государственного бюджета может оказывать давление на обменный курс рубля и провоцировать его ослабление. Профицитный или сбалансированный бюджет, наоборот, укрепляет национальную валюту.

Влияние на фондовый рынок

Устойчивый рост дефицита бюджета негативно сказывается на курсах акций российских компаний и привлекательности фондового рынка для инвесторов. Сбалансированный бюджет, наоборот, повышает инвестиционную привлекательность экономики.

Оптимизация бюджетных расходов и сокращение социальных программ могут привести к росту уровня безработицы. Увеличение финансирования инфраструктурных проектов и поддержки бизнеса, наоборот, способствует созданию новых рабочих мест.

Влияние на цены и тарифы

Рост налогов и акцизов в рамках мобилизации доходов бюджета может вызвать повышение цен и тарифов на товары и услуги. Снижение налогового бремени, наоборот, оказывает сдерживающее воздействие на инфляцию.

При высоком дефиците бюджета и инфляции Центробанк вынужден повышать ключевую ставку, что ведет к удорожанию кредитов и повышению ставок по депозитам. Более стабильная макроэкономическая ситуация, наоборот, способствует снижению стоимости заимствований.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.