Философия Древнего Востока является уникальным пластом мировой культуры, вобравшим в себя религиозные, научные и мифологические представления древних народов. В статье мы подробно разберем особенности философии Китая и Индии, проанализируем взгляды великих мыслителей и то, как их идеи повлияли на развитие региона.
Зарождение философии на Востоке
Первые ростки философской мысли появились в Древнем Египте, Месопотамии и Вавилонии, где уже в IV-III тысячелетии до н.э. возникла письменность. Однако о систематизированных философских учениях говорить еще рано. Полноценная философия зародилась в I тысячелетии до н.э. в Древнем Китае и Индии.
На ее формирование повлияли географические, политические и культурные факторы. Китай отличался деспотически-монархическим строем, где безоговорочному подчинению императору учили с детства. В Индии преобладали теократические государства. Обе цивилизации возникли в плодородных речных долинах (Хуанхэ, Янцзы, Инд и Ганг) и изолированности от внешних вторжений способствовали выработке уникального мировоззрения.
Первые философские идеи черпали вдохновение в мифах и религиозных верованиях. Например, космогонические мифы легли в основу представлений о сотворении и устройстве мира. Однако постепенно рациональное начало взяло верх над иррациональным.
Общая характеристика восточной философии
Несмотря на различия, философские системы Китая и Индии объединяет ряд характерных черт:
- Жизненная ориентация. Главная цель - обрести гармонию с миром, а не его активное преобразование.
- Целостность мировоззрения. Единство природного, духовного и телесного в человеке.
- Интуитивно-мистическое постижение истины в процессе созерцания и единения с Абсолютом.
- Путь к совершенству через самопознание и индивидуальную работу над собой.
Особенности философии Древнего Востока проявлялись в особом стиле мышления, отличном от рационализма и прагматизма Западной философии.
Особенности языка и мышления
Восточное мировосприятие неразрывно связано с языком. В отличие от алфавитного письма на Западе, иероглифы отражали целостный, неделимый образ. Понятие было слито со своим символическим изображением. Это задавало особый склад мышления.
Если западная логика базировалась на принципе "одно и другое", то восточная - "одно в другом". Мир рассматривался как единое, нераздельное целое. Такой холистический подход лежал в основе "просветления".
Кроме того, истина считалась многогранной. Разные философские школы выражали лишь разные ее грани. Любой путь к совершенству был верен, если вел к высшему духовному единению с мирозданием.
Философия Древнего Китая
Ярким воплощением особенностей восточной философии стали учения древнекитайских мыслителей.
Конфуций: иерархия, ритуалы, золотая середина
Конфуций (551-479 до н.э.) считал, что общество должно брать за основу семейные ценности. Младшие почитают старших, а те заботятся о них. Такой иерархический принцип призван был гармонизировать социальные отношения.
Государственный строй необходимо выстраивать, принимая за образец семейную жизнь, в которой младшие должны слушать и подчиняться тем, кто старше – родителям и монархам, однако в свою очередь, старшие должны следить и заботиться о младших.
Ритуалы и строгое следование внешним правилам также призваны были поддерживать стабильность общественного устройства. Конфуций призывал к умеренности во всем, ибо крайности разрушительны.
Лао-цзы: Дао, небытие, недеяние
Еще одним знаменитым китайским философом был Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.). В центре его учения находилось понятие Дао - вечного закона, лежащего в основе всего сущего. Согласно Лао-цзы, именно из хаоса "небытия" постоянно возникают новые формы бытия благодаря действию Дао. Поэтому небытие первичнее.
Человек должен стремиться к гармонии с Дао через "недеяние" (у-вэй). Этот принцип пассивного созерцания и следования естественному ходу вещей лежал в основе не только философии, но и всего уклада жизни на Востоке.
Легизм: власть закона, жесткие наказания
Основателем легизма считается Шан Ян (390-338 до н.э.). Он выступал за установление в государстве жестких, не подлежащих обсуждению законов, четко регламентирующих все сферы общественной жизни. Легисты верили, что строгие наказания - залог процветания империи.
Хотя подходы конфуцианцев, даосов и легистов разнились, но все они стремились обосновать оптимальную модель общественного устройства, что и легло в основу политической философии Древнего Китая.
Особенности философии древнего востока во взглядах Лао-цзы
Учение Лао-цзы как нельзя лучше иллюстрирует специфику восточного мышления. Рассмотрим его основные положения.
- Пустота как источник бытия. Согласно Лао-цзы, Дао порождает все сущее из первичного хаоса "небытия", подобно тому как горшок образуется из глины. Поэтому пустота, или ничто, первичнее конкретных вещей и явлений окружающего нас мира. Такой парадоксальный взгляд характерен для восточной диалектики.
- Гармония Инь и Ян. Все многообразие мира порождается взаимодействием двух начал - Инь (женского, холодного, темного) и Ян (мужского, теплого, светлого). Их баланс и образует гармонию бытия. Нарушение равновесия ведет к хаосу. Эта идея единства и борьбы противоположностей - квинтэссенция восточной диалектики.
- Принцип недеяния. Стремление активно переделывать и подчинять себе окружающий мир нарушает естественное равновесие. Поэтому мудрец должен следовать принципу "недеяния" (у-вэй) - спокойно плыть по течению жизни, не пытаясь бороться с неизбежным. Такая философия невмешательства пронизывала всю восточную культуру.
В дальнейших разделах мы подробнее рассмотрим философию Древней Индии и проведем сравнение с античной мыслью.
Сравнение с античной философией
Несмотря на внешние различия, древнегреческая и древнекитайская философии имеют некоторые общие черты. Рассмотрим их подробнее.
- Сходство онтологических категорий: Ци и эфир. Основу мироздания в концепции Лао-цзы составляет первоматерия Ци, напоминающая эфир или воздух. Схожие представления были и у древнегреческих натурфилософов, которые считали, что в основе всего лежат вода, воздух или апейрон.
- Различия: активность vs созерцательность. Однако есть и важные отличия. Китайская философия призывала к смирению и следованию естественному порядку вещей, тогда как греки верили в силу человеческого разума, преобразующего природу.
Философия Древней Индии
Наряду с Китаем, колыбелью восточной философии стала и Древняя Индия. Рассмотрим ее основные особенности.
- Веды как источник знаний. Первые памятники индийской философской мысли - Веды (буквально "знание") - являют собой свод религиозных гимнов, мифов и наставлений. С их помощью жрецы-брахманы стремились постичь устройство мироздания и место в нем человека.
- Брахманизм и индуизм о сути мира. Согласно ортодоксальной ведической традиции, в основе мира лежит Абсолют (Брахман). Индивидуальные души (Атманы) также являются его частицами и стремятся слиться с ним. Эта идея переселения душ и единства мира легла в основу индуизма.
- Йога как путь освобождения и единения с Абсолютом. Одним из методов достижения освобождения души из круговорота перерождений является йога - психофизическая практика, направленная на гармонизацию тела и сознания, а через них - на единение с высшим началом.
Закон кармы
Еще одним важнейшим элементом индийской философии является закон кармы - причинно-следственной связи между действиями и их последствиями для индивида.
- Причина, следствие и перерождение. Карма определяет, в каком существе переродится душа после смерти тела - в человеке, животном, даже растении или камне. Хорошие поступки ведут к высокому рождению в будущем, плохие - к низкому. Так индийская мысль объясняла неравенство людей.
- Карма как регулятор нравственности. Осознание неотвратимости воздаяния за каждый проступок является мощным стимулом для совершенствования и воздержания от зла. Поэтому закон кармы выполняет важную регулирующую функцию.
- Освобождение из-под власти кармы. Согласно учению индуизма, окончательное освобождение из круговорота перерождений и воссоединение с высшим Абсолютом (мокша) возможно только после многих жизней. Когда все кармические долги оплачены, а душа достигает совершенства.
Буддизм
Еще одним знаменитым течением индийской философии был буддизм, основанный Сиддхартхой Гаутамой - Буддой - в VI-V вв. до н.э. Рассмотрим его ключевые положения.
Согласно легендам, принц Сиддхартха достиг просветления после долгих лет аскезы и медитаций. Открыв природу страданий и путь к освобождению от них, он стал Буддой ("пробужденным") и принялся проповедовать свое учение.
4 благородные истины и 8-мириный путь
Суть буддийской философии составляют 4 благородные истины о страдании, его причинах, о прекращении страдания и пути к этому. Последний воплощен в 8-миринном благородном пути с его этическими и медитативными практиками.
Главная цель буддиста - достичь нирваны - освобождения из круговорота сансары, прекращения циклических перерождений. Это состояние вне страданий, покоя и гармонии с мирозданием, подобное угасанию пламени свечи.
Обряды и ритуалы
Важную роль в восточных культурах играли и играют по сей день различные обряды и ритуалы - от жертвоприношений до праздников урожая.
Еще во времена ведической цивилизации сложился культ огня и ритуалы возлияния в него топленого масла. Считалось, что огонь передает человеческие дары богам. Так через обряды поддерживалась космическая гармония.