Футуризм в живописи - удивительное направление, которое кардинально изменило представления о возможностях искусства. Его яркие, смелые работы, полные динамики и скорости, и сегодня вызывают интерес и восхищение. Давайте разберемся, что же такое футуризм в живописи и почему он занимает особое место в истории искусства XX века.
Возникновение футуризма в искусстве
Футуризм зародился в Италии в начале XX века под влиянием бурного технического прогресса того времени. Люди были очарованы скоростью поездов, автомобилей, самолетов и мечтали о том, каким будет мир в ближайшем будущем.
Основоположником футуризма стал итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти. 20 февраля 1909 года он опубликовал в газете "Фигаро" свой "Манифест футуризма". В нем Маринетти провозгласил новый стиль в искусстве, воспевающий скорость, технологии и разрыв с прошлым. Он писал:
"Мы хотим воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и безрассудству... Мы будем воспевать рабочих заводов, одержимых страстью к шумным механизмам, жадно поглощающих железные ритмы гигантских станков... Машина — самое прекрасное произведение искусства!"
Отсюда и название нового направления "футуризм" (от латинского futurum - "будущее"). Футуристы воспевали технический прогресс и с презрением относились к прошлому, традициям, классике.
В 1912 году в Париже прошла первая выставка работ художников-футуристов. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы - столь необычными и дерзкими были представленные картины. Зрители были шокированы яркими, диссонирующими цветами, разложением формы на геометрические элементы.
Особенности футуризма в живописи
Футуризм в живописи складывался под влиянием французского фовизма и кубизма, перенимая их приемы, но трактуя их по-своему.
Главной задачей для футуристов была передача в картинах ощущения скорости и динамики окружающей действительности. Для этого они активно использовали следующие приемы:
- Принцип симультанности - последовательное наложение фаз движения для передачи скорости
- Яркие, контрастные цвета
- Геометризация и дробление форм
- Диагональные линии, зигзагообразные композиции
В отличие от своих предшественников-постимпрессионистов, футуристы использовали аналитический подход не для разложения реальности на части, а для синтеза новых, динамичных форм, отражающих ритм современной жизни.
Основоположники футуризма в живописи
Ключевыми фигурами в зарождении футуризма в живописи стали такие итальянские художники, как:
- Джакомо Балла - автор "Манифеста футуристической живописи", экспериментировал с разложением формы на плоскости и цилиндры;
- Умберто Боччони - создавал абстрактные композиции, посвященные теме войны, революций, социальных потрясений;
- Луиджи Руссоло - писал картины, посвященные музыке, шумам; автор концепции "шумового искусства";
- Карло Карра - экспериментировал с передачей состояний человеческой души через цвет и форму;
- Джино Северини - писал динамичные композиции на тему спорта, танца, гонок.
Каждый из этих художников внес свой вклад в формирование нового стиля, основанного на идеях скорости и технического прогресса.
Футуризм в русской живописи
Футуризм в живописи проник в Россию в 1910-е годы и получил здесь быстрое распространение благодаря художнику Давиду Бурлюку.
В 1912 году Бурлюк, наряду с поэтами Маяковским, Хлебниковым, Крученых и другими, опубликовал манифест под названием "Пощечина общественному вкусу". В документе они призывали "бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности".
Таким образом, в России футуризм сформировался под лозунгами отрицания культуры прошлого и прославления современности, технического прогресса.
В русской живописи сложились такие направления, как:
- кубофутуризм
- эгофутуризм
- имажинизм
Рассмотрим особенности кубофутуризма подробнее.
Кубофутуризм
Кубофутуризм возник в 1910-е годы как синтез идей итальянского футуризма и французского кубизма. Ярким представителем этого направления был Казимир Малевич.
В своих работах кубофутуристы сочетали приемы разложения формы на геометрические элементы с футуристическими идеями динамики и скорости. Их картины были основаны на пересечении плоскостей, линий, объемных фигур, что придавало ощущение движения.
Помимо Малевича, к кубофутуристам принадлежали также Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, Ольга Розанова, Надежда Удальцова и другие художники.
Футуристическая архитектура
Идеи футуризма оказали влияние и на архитектуру. Основоположником футуристической архитектуры считается итальянский зодчий Антонио Сант’Элиа.
В 1914 году он опубликовал "Манифест футуристической архитектуры", в котором предложил свой взгляд на то, как могут выглядеть города будущего.
Его видения представляли собой гигантские многоярусные здания со сложными переходами, галереями, мостами. Футуристические небоскребы Сант’Элиа были призваны воплотить ритм, скорость и дух новой индустриальной эпохи.
Представители футуризма
Среди наиболее значимых деятелей футуризма можно выделить следующих:
- Филиппо Маринетти - основатель футуризма, автор первых манифестов;
- Умберто Боччони - художник, работал в стиле футуризма и кубофутуризма;
- Джакомо Балла - живописец, автор "Манифеста футуристической живописи";
- Казимир Малевич - видный представитель кубофутуризма;
- Антонио Сант’Элиа - архитектор, основоположник футуризма в архитектуре.
Эти люди внесли определяющий вклад в формирование нового художественного направления, провозгласившего разрыв с прошлым и ориентацию на будущее, скорость и технический прогресс.
Знаменитые картины футуризма
Среди шедевров футуристической живописи выделяются такие работы, как:
- "Усилие" Джакомо Балла - динамичная композиция, передающая напряжение человека;
- "Динамизм футболиста" Джино Северини - футболист изображен в фазах движения;
- "Город растет" Боччони - хаотичное строительство нового города;
- "Мать-земля" Боччони - абстрактная композиция, посвященная войне и революциям;
- "Состояние души" Карра - эмоции человека выражены через цвет и ломаные линии.
В этих полотнах ярко проявились основные черты футуризма: динамика, скорость, разложение на геометрические формы, необычные ракурсы, контрастные цвета.
Упадок футуризма
Несмотря на первоначальный успех, к середине 1910-х годов интерес к футуризму пошел на спад. Этому способствовали несколько причин:
- Начало Первой мировой войны, изменившее настроения в обществе;
- Революция 1917 года в России, после которой многие художники-футуристы эмигрировали;
- Исчерпанность шокирующего эффекта от картин футуристов, потеря новизны.
Однако и после упадка самого движения его идеи продолжали оказывать влияние на последующие авангардистские течения в искусстве XX века.
Возрождение интереса к футуризму
Начиная с 1960-1970-х годов в мире вновь проснулся интерес к футуризму:
- Стали открываться музеи, посвященные этому направлению;
- Проводились выставки работ футуристов;
- Были переизданы их труды и манифесты;
- Появилось течение неофутуризма, развивающее эти идеи.
Таким образом, значение футуризма для искусства XX века было по достоинству оценено спустя десятилетия после его зарождения.
Значение футуризма для искусства XX века
Несмотря на недолгий период популярности, футуризм оказал огромное влияние на развитие искусства XX столетия. Его значение заключается в следующем:
- Футуризм стал одним из первых авангардистских течений, порвавших с реализмом и традициями;
- Он внес яркость, динамику, смелость в изобразительное искусство и архитектуру;
- Многие его идеи и приемы легли в основу абстрактного искусства;
- Футуризм утвердил темы технического прогресса, скорости, урбанизма в искусстве XX века.
Таким образом, это течение кардинально изменило представления о возможностях искусства и задало вектор его дальнейшего развития.
Неофутуризм
В конце XX века на волне переосмысления футуристических идей возникло течение неофутуризма. Его представители стремятся создать оптимистический образ будущего, гармонично сочетающего человека, природу и технологии.
В изобразительном искусстве неофутуристы применяют новые техники - световое искусство, медиа-арт, цифровую живопись. Их работы отличает яркость, динамизм, ощущение скорости и позитивный настрой.
Так футуристические идеи обрели новое звучание и продолжают вдохновлять художников по сей день, спустя 100 лет после появления этого авангардного течения.
В наши дни футуризм воспринимается по-разному. С одной стороны, его вклад в развитие авангардного искусства несомненен. С другой стороны, ряд его идей вызывает скепсис или критику.
Положительное отношение
Сегодня ценится яркость, смелость, дерзость футуристических картин и архитектурных проектов. Интерес представляют эксперименты футуристов с формой, цветом, композицией, их стремление расширить возможности искусства.
Тема технического прогресса, большого города и скорости, которую первыми подняли футуристы, по-прежнему занимает важное место в искусстве урбанизма и поп-арта.
Критические замечания
Однако многие воспринимают футуризм как художественное выражение тоталитарных, милитаристских идей. Это связано с тем, что ряд футуристов поддерживали итальянский фашизм и воспевали войну.
Кроме того, безоговорочное принятие технического прогресса, отрицание культуры прошлого представляются сегодня упрощенными и наивными.
Футуризм в современном искусстве
Несмотря на критику, футуристические приемы и идеи продолжают использоваться в современном искусстве. Это проявляется в:
- Тяготении к ярким, неестественным цветам и динамичным композициям;
- Интересе к высоким технологиям, их отражении в арт-объектах;
- Развитии медиа-арта, светового искусства, цифровой живописи.