Эффективное управление государственными финансами - залог стабильности экономики любой страны. Давайте разберемся, какие механизмы используются для управления бюджетом и финансами, чтобы обеспечить развитие экономики и благосостояние граждан.
1. Сущность государственных финансов и их роль в экономике
Государственные финансы представляют собой денежные отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств для реализации задач и функций государства. Они включают доходы и расходы бюджетов всех уровней, государственные целевые внебюджетные фонды, финансы госпредприятий.
Основными источниками формирования государственных финансов являются:
- налоговые поступления
- неналоговые доходы (пошлины, сборы)
- государственные займы
- прибыль госпредприятий
Роль государственных финансов состоит в обеспечении реализации экономической политики страны путем эффективного использования мобилизуемых финансовых ресурсов. От состояния госфинансов зависит инвестиционная активность в экономике, уровень социальной защищенности граждан, темпы научно-технического прогресса.
Например, в период с 2009 по 2012 гг., когда в России был профицит бюджета, активно велось строительство олимпийских объектов в Сочи, модернизировались Вооруженные Силы, развивались новые научно-технические направления.
2. Принципы и методы управления государственными финансами
Управление государственными финансами базируется на таких основополагающих принципах, как целевая направленность, эффективность, ответственность, открытость, подотчетность.
Система управления включает следующие элементы:
- финансовое планирование и прогнозирование;
- оперативное управление исполнением бюджетов;
- финансовый контроль.
Важнейшим инструментом реализации финансовой политики является бюджетно-налоговая политика. С ее помощью регулируется уровень налоговой нагрузки на экономику и структура государственных расходов.
Применяются различные методы мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. К примеру, в период кризиса 2008-2009 гг. правительства многих стран (США, Китая, Германии) активно использовали инструменты бюджетного стимулирования экономики за счет увеличения госрасходов и снижения налогов.
3. Финансовая политика государства и ее задачи
Финансовая политика представляет собой часть экономической политики государства, связанную с использованием государственных финансов для достижения поставленных целей.
Различают стратегическую финансовую политику, рассчитанную на долгосрочный период, и тактическую — для решения текущих задач.
Ключевыми задачами финансовой политики являются:
- обеспечение сбалансированности бюджета;
- содействие экономическому росту;
- поддержание ценовой стабильности;
- снижение уровня социального неравенства.
Например, в Китае в период с 1980 по 2010 гг. проводилась финансовая политика, направленная на поддержку экспортно-ориентированных отраслей. Это позволило добиться двузначных темпов экономического роста.
Годы | 1980-1990 | 1991-2000 | 2001-2010 |
Темпы роста ВВП | 10,3% | 10,6% | 10,5% |
Таким образом, грамотно выстроенная финансовая политика позволяет государству оказывать стимулирующее и регулирующее воздействие на экономику для достижения намеченных целей развития.
4. Инструменты реализации финансовой политики
Для проведения финансовой политики государство использует различные инструменты. К основным из них относятся:
- Бюджетно-налоговые инструменты — изменение ставок налогов, льгот, государственных расходов по различным направлениям;
- Денежно-кредитные инструменты Центрального банка — регулирование учетной ставки, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке;
- Таможенно-тарифное регулирование — изменение пошлин на импорт и экспорт товаров;
- Операции с государственным долгом — эмиссия ценных бумаг, погашение, реструктуризация.
Например, в период кризиса 2008-2009 гг. правительства использовали такие инструменты, как снижение ставки налога на прибыль компаний, увеличение расходов на инфраструктурные и оборонные программы, докапитализация банков.
5. Регулирование финансовых рынков
Финансовые рынки (валютный, фондовый, страховой) играют важную роль в экономике, обеспечивая распределение инвестиционных ресурсов и хеджирование рисков. Госрегулирование этих рынков призвано:
- Защищать права и интересы инвесторов и потребителей финансовых услуг;
- Поддерживать доверие к финансовому сектору;
- Предотвращать возникновение системных рисков.
Для этого используются такие меры, как лицензирование участников, установление пруденциальных нормативов, введение гарантий возмещения убытков.
После кризиса 2008 г. многие страны ужесточили регулирование деятельности банков и фондовых бирж, повысив требования к достаточности капитала и ликвидности.
6. Управление государственной собственностью
Эффективное управление объектами государственной собственности преследует такие цели:
- Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности госкомпаний;
- Увеличение доходов от использования госактивов;
- Решение социальных задач.
Для этого применяются методы корпоратизации, внедрения KPI для менеджмента, стимулирования инновационной деятельности, прозрачности закупок.
Ярким примером успешного реформирования системы управления госактивами может служить Китай. Там с начала 2000-х годов проводилась политика укрупнения госкомпаний с одновременным сокращением их общего числа и повышением операционной эффективности.
7. Цифровизация управления госфинансами
Процессы цифровой трансформации затрагивают все аспекты управления государственными финансами. Основные направления здесь:
- Переход на электронный формат финансовой отчетности и документооборота;
- Внедрение технологий Big Data и искусственного интеллекта для аналитики данных;
- Использование цифровых технологий в налоговом администрировании;
- Развитие систем дистанционного оказания госуслуг.
Лидером цифровизации управления госфинансами является Эстония. Там внедрены электронный документооборот, подача отчетности в онлайн-режиме, цифровая идентификация налогоплательщиков и получателей льгот.
8. Пути совершенствования управления финансами
Существует ряд направлений развития системы управления государственными финансами:
- Повышение результативности бюджетных расходов на основе их оптимизации и приоритизации;
- Совершенствование налогового администрирования для увеличения собираемости доходов;
- Более широкое применение программно-целевых методов управления госпрограммами;
- Развитие механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов.
К примеру, в рамках реформы бюджетного процесса предлагается закрепить на законодательном уровне процедуры оценки эффективности бюджетных расходов с постепенным переходом к формированию бюджета, ориентированного на результат.
9. Зарубежный опыт управления госфинансами
Полезным представляется изучение и адаптация передового зарубежного опыта в сфере управления государственными финансами. Например:
- Бюджетирование, ориентированное на результат (США, Великобритания);
- Независимый аудит эффективности госпрограмм (Франция);
- Электронные торговые площадки для госзакупок (Южная Корея).
Главными критериями при отборе мер для имплементации должны стать их соответствие российским реалиям и способность устранить текущие пробелы в системе управления финансами.
10. Риски и вызовы на пути совершенствования
Наряду с очевидными плюсами, существуют и риски на пути реформирования системы управления госфинансами:
- Сопротивление бюрократического аппарата;
- Недостаточность ресурсов для масштабирования успешных пилотных проектов;
- Киберугрозы при внедрении цифровых технологий;
- Снижение социальной поддержки населения.
Для минимизации этих рисков необходим комплексный подход с учетом лучших практик проектного управления и поэтапного внедрения изменений с тщательным мониторингом эффективности на каждом этапе.