Яблочная кислота: формула и свойства

Яблочная кислота - удивительное вещество с интересной историей открытия и множеством полезных свойств.

История открытия яблочной кислоты

Яблочная кислота была впервые выделена в 1785 году шведским химиком Карлом Вильгельмом Шееле из сока незрелых яблок. Шееле описал полученное вещество как "особую кислоту яблочного сока, которую я назвал яблочной".

В 1787 году французский химик Антуан Лавуазье дал это веществу название "яблочная кислота" (от латинского слова mālum - "яблоко").

Первоначально химики получали яблочную кислоту только из растительных источников - яблок, винограда, рябины. Лишь в 19 веке был открыт способ синтетического получения этого вещества из фумаровой кислоты.

Химические и физические свойства яблочной кислоты:

• Бесцветные гигроскопичные кристаллы без запаха
  • Хорошо растворяется в воде и этаноле
  • Температура плавления 100°C

Яблочная кислота обладает свойствами и карбоновых кислот, и спиртов. Она может вступать в реакции эфирообразования, окисления, восстановления.

Химическая формула яблочной кислоты:

C4H6O5 или HOOC-CH(OH)-CH2-COOH

Элемент Количество атомов
Углерод 4
Водород 6
Кислород 5

По химической формуле C4H6O5 можно рассчитать молекулярную массу яблочной кислоты, которая равна 134 г/моль.

В живых организмах яблочная кислота выполняет важную биологическую функцию, являясь промежуточным продуктом обмена веществ. Она участвует в цикле Кребса, а также в процессах фотосинтеза и глюконеогенеза.

Яблочная кислота формула

Получение яблочной кислоты

В промышленности яблочная кислота получается двумя основными способами: из растительного сырья и синтетическим путем.

Для выделения из природных источников используются такие растения, как незрелые яблочки, виноград, плоды рябины, крыжовника. Их сок подвергается очистке и концентрированию, затем проводится кристаллизация яблочной кислоты.

Синтетическое получение

Один из распространенных синтетических способов - это гидратация фумаровой кислоты. Реакция идет следующим образом:

Фумаровая кислота + вода → яблочная кислота

Другой метод: гидролиз бромянтарной кислоты.

Применение яблочной кислоты

Благодаря своим свойствам, яблочная кислота, формула которой C4H6O5, нашла широкое применение в разных областях.

• Пищевая промышленность (регулятор кислотности, консервант)
  • Медицина и фармацевтика
  • Косметология

Особенности применения в пищевой промышленности

Яблочная кислота используется в качестве пищевой добавки E296. Она придает продуктам приятную кислинку, а также обладает консервирующим действием, подавляя рост бактерий и грибков.

Добавка E296 часто встречается в составе безалкогольных напитков, кондитерских изделий, фруктовых соков.

Биологическая роль яблочной кислоты

В организме человека и животных яблочная кислота выполняет важную роль, являясь промежуточным продуктом обмена веществ. Она участвует в таких процессах как:

• Цикл Кребса
  • Глиоксилатный цикл
  • Глюконеогенез
  • β-окисление жирных кислот

Некоторые ученые высказывают предположение, что дефицит яблочной кислоты, формула которой представлена выше в организме может приводить к нарушениям работы жизненно важных систем.

Кипящая жидкость в колбе

Перспективы изучения

Несмотря на длительную историю изучения, яблочная кислота до сих пор хранит немало загадок. Ученые продолжают активно исследовать это удивительное вещество.

Не до конца выяснены все аспекты участия яблочной кислоты в метаболизме живых организмов. Предстоит подробно изучить механизмы ее взаимодействия с ферментами, влияние на работу клеток и тканей.

Существует множество идей по использованию яблочной кислоты в промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Но пока лишь малая часть из них воплощена на практике.

Химические свойства яблочной кислоты позволяют целенаправленно синтезировать на ее основе соединения с заданными характеристиками. Это направление также перспективно для дальнейших исследований.

Яблочная кислота - удивительное вещество, которое широко используется человеком, но при этом во многом остается загадкой для ученых. Дальнейшее всестороннее изучение этой молекулы - многообещающая область для исследований XXI века.