Роман «Отцы и дети» повествует об идейном конфликте между представителями разных поколений. Главные герои – Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – поначалу выступают как единомышленники и друзья. Но со временем между ними нарастает противоречие во взглядах, которое в итоге приводит к полному разрыву.
Сходство и различие характеров Базарова и Кирсанова
Изначально героев объединяет сходное социальное происхождение – оба выходцы из небогатых дворянских семей. Кроме того, Базаров и Аркадий увлекаются передовыми идеями того времени, разделяют критическое отношение к устоявшемуся укладу жизни.
Однако при ближайшем рассмотрении характеры героев оказываются диаметрально противоположными. Базаров – человек резкий и прямолинейный, непримиримый ко всякого рода авторитетам. Аркадий намного мягче и доброжелательнее по натуре, он ищет гармонию между традициями и новыми веяниями.
Первое проявление конфликта при встрече с родителями
Во время знакомства Базарова с Николаем Петровичем и его сестрой Марьей Дмитриевной впервые обнаруживается резкое несовпадение позиций героев. Базаров держится вызывающе, открыто демонстрирует свое пренебрежение к принятым нормам.
Базаров вставал рано, шел на болото за лягушками для экспериментов. Знаний, как у учителя, у Аркадия нет. Базаров советовал ему, как навести порядок в усадьбе отца, говорил про тополя, елки, чернозем, он хозяйственный, умеет разбираться в людях: «...скот плохой и лошади разбитые, строения тоже подгуляли, а работники смотрят ленивцами». Аркадий не понимал смысла слов Евгения, и отвечал : «Строг же ты сегодня».
Такое поведение Базарова вызывает явное недовольство Аркадия. Он начинает понимать, что ему чужд радикальный нигилизм друга.
Постепенное охлаждение Аркадия к нигилизму
Со временем Аркадий все больше отдаляется от идей Базарова. Его увлекает Катя, а также семейный уют в доме отца.
Базаров же резко критикует такой образ жизни, обвиняя Аркадия в измене своим прежним убеждениям.
Базаров смеялся над игрой Николая Петровича на виолончели. Аркадий нехотя, но соглашался с Евгением, поэтому он забрал у отца томик Пушкина и дал философскую книгу немецкого материалиста.
Как видим, охлаждение Аркадия к нигилизму происходит постепенно под влиянием бытовых обстоятельств.
Разочарование Базарова в отношении Аркадия
Когда Аркадий принимает решение жениться на Кате, это вызывает бурное возмущение Базарова. Он обвиняет друга в предательстве их общих убеждений ради мещанского семейного счастья.
Аркадий выбрал семью, тихое счастье с Катей, такая же судьба могла ждать Базарова, но он не захотел: «...лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца...».
Такой поворот событий оказывается для Базарова полной неожиданностью. Он разочаровывается в Аркадии и его приверженности революционным взглядам.
Роль любви в расхождении героев
Еще одним важным фактором становится разный подход Базарова и Кирсанова к любви. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, он воспринимает это как слабость и «белиберду».
Совсем недавно Базаров с цинизмом говорил о хорошеньких женщинах. И вдруг краснеет, говорит очень много, ведет себя неестественно, Аркадий не мог понять этой перемены в своем учителе.
В то же время Аркадий обретает семейное счастье с Катей. Это еще больше отдаляет его от Базарова с его пренебрежением к чувствам.
Так любовная линия также сыграла свою роль в расхождении героев романа «Отцы и дети».
Несходство жизненных приоритетов
Помимо всего прочего, Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов придерживаются совершенно разных жизненных приоритетов. Для Базарова главное – это наука, эксперименты, постоянный поиск нового. Он полностью отдает себя любимому делу.
Базаров-труженик, неутомимый в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией, а Аркадию далеко до учителя.
Аркадий же больше ценит домашний уют, общение с близкими людьми. Ему важнее семейное счастье, чем революционные идеи.
Такая разница интересов не могла не привести в итоге к отдалению героев друг от друга.
Противопоставление характеров
На протяжении всего повествования Базаров и Кирсанов выступают как два контрастных характера. Базаров – убежденный нигилист, жесткий рационалист, который все подвергает беспощадному анализу и критике. Аркадий намного мягче, он ищет гармонию, не лишен чувствительности и романтизма.
Аркадий- нежная душа, он робкий, не умеет ненавидеть, чувствительный. Евгений говорит ему, что для «горькой терпкой, бобыльной» жизни он не создан.
Это внутреннее противопоставление характеров также неизбежно вело к размежеванию героев по мере развития сюжета.
Идейная несовместимость Базарова и Кирсанова
Главное различие между героями заключается в их мировоззренческих позициях. Базаров непримиримый нигилист, отрицающий любые авторитеты и традиции. Аркадий склонен к поиску компромисса между новыми течениями и элементами старого уклада.
Это идейное противостояние является основной причиной, почему Базаров и Аркадий разошлись. Их взгляды настолько несовместимы, что рано или поздно должны были привести к разрыву.
Разная реакция на неудачу в любви
Показательно, что любовная линия тоже по-разному сказывается на героях. Когда Базаров терпит неудачу в отношениях с Одинцовой, он полностью замыкается в себе и своей злобе.
Аркадий же, хоть и переживает разочарование, находит утешение в любви к Кате. Это еще один момент, почему Евгений и Аркадий отдаляются друг от друга - их реакция на жизненные невзгоды противоположна.
Вопрос о последователях Базарова
Встает закономерный вопрос – есть ли у Базарова единомышленники, которые разделяют его радикальные взгляды? И здесь также обнаруживается существенное отличие.
Базаров фактически остается один в своем крайнем нигилизме. А как вы думаете, почему разошлись Базаров и Аркадий? Возможно, Базарову не хватает умения находить общий язык с людьми, привлекать их на свою сторону.
Трагизм одиночества Базарова
Дальнейшая судьба Базарова трагична – он умирает в одиночестве, так и не найдя единомышленников. При этом Аркадий обретает семейное счастье с любимой.
Это лишний раз подчеркивает их различие. Почему друзья разошлись, есть ли последователи у Базарова? У каждого свой путь, но путь Базарова оборачивается трагедией во многом из-за его внутренней замкнутости.
Неизбежность разрыва
Итак, накопление все большего количества противоречий между Базаровым и Кирсановым делает их разрыв неизбежным. С самого начала заложено глубинное различие их характеров, мировосприятия, ценностных ориентиров.
Это различие проявляется в их отношении к обществу, любви, семье, науке и многих других сферах. Почему разошлись пути Базарова и Аркадия? Да потому, что они изначально вели в противоположные стороны, и рано или поздно должны были разминуться.
Разное восприятие искусства
Еще одна плоскость противоречий между Базаровым и Кирсановым – это их отношение к искусству. Базаров категорически не принимает художественное творчество, считая его бессмысленной белибердой.
Базаров считал : «Рафаэль гроша медного не стоит».
Аркадий же получает истинное эстетическое наслаждение от музыки, живописи. Он восхищается творениями Пушкина, игрой Кати на фортепиано.
Таким образом, в сфере искусства между героями также обнаруживается непреодолимое противоречие.
Разница интеллектуальных запросов
Стоит отметить и различный уровень интеллектуальных запросов Базарова и Аркадия. Базаров неутомим в научных изысканиях, экспериментах, поглощен поиском нового знания.
Аркадий же далек от подобного рвения, ему не хватает глубины мысли и любознательности своего друга. В этом плане Базаров выступает по отношению к нему в роли учителя.
Несовпадение социальных интересов
Немаловажное значение имеет и расхождение героев в социально-политических интересах. Базаров не просто теоретик, он стремится к практическому воплощению своих идей, к реформированию общественного строя.
Аркадий в этом смысле пассивен, его в большей степени волнуют личные, бытовые вопросы. Он далек от революционного пыла Базарова.
Разные жизненные приоритеты
В конечном счете, герои руководствуются разными жизненными приоритетами. Для Базарова главное – это наука, эксперименты, общественные преобразования. Личная жизнь для него второстепенна.
Аркадий выбирает семью, любовь, домашний уют в качестве главных ценностей. Это и определяет развилку их судеб.