"Пинки" АКПП - это кратковременные рывки и подергивания автомобиля во время разгона, торможения или переключения передач. Такая неприятная проблема свидетельствует об износе или неисправности в автоматической коробке передач и требует оперативного решения, чтобы избежать нежелательного дорогостоящего ремонта. Давайте разберемся в основных причинах "пинков" и способах их устранения.
Причина No 1 - проблемы с маслом
Почему "пинается" АКПП? Одна из самых распространенных причин рывков АКПП - это недостаточный уровень или плохое качество трансмиссионного масла. Согласно рекомендациям производителей, уровень масла не должен опускаться более чем на 0,5 л от метки MIN, иначе возникает недостаточная смазка внутренних компонентов коробки передач.
По словам опытных автомастеров, даже снижение на 0,5 л от стандартного уровня может стать причиной "пинков" АКПП.
Еще один важный момент - это регулярная полная замена трансмиссионного масла согласно регламенту, указанному в инструкции по эксплуатации автомобиля. Со временем машинное масло теряет свои смазывающие и антифрикционные свойства из-за попадания продуктов износа деталей коробки, что также приводит к характерным "пинкам".
Рекомендации по выбору масла для АКПП:
- Используйте только высококачественные оригинальные масла от производителя или аналоги соответствующего уровня по классификациям API, JASO, ACEA.
- Не экономьте на дешевых заменителях - это ложная экономия, которая обернется дорогим ремонтом.
- Строго следуйте рекомендациям в инструкции к автомобилю по типам масел для вашей АКПП.
Причина No 2 - неисправности механических частей АКПП
Сбои в работе фрикционных дисков, валов, подшипников и других механических компонентов автоматической коробки передач - еще одна распространенная причина рывков и "пинков" автомобиля.
Например, износ фрикционных накладок как правило приводит к их проскальзыванию при переходе на другую передачу. Это передается водителю в виде характерных толчков и ударов.
Проскальзывание фрикционов часто сопровождается характерным запахом гари из-под капота.
По мере развития неисправности механических компонентов рывки постепенно усиливаются, вплоть до полного отказа работы всей коробки передач. Поэтому при появлении первых "пинков" желательно безотлагательно обратиться в сервис для диагностики и ремонта АКПП.
Среди типовых проблем механики АКПП выделяют следующие:
- Износ и "выкрашивание" фрикционных накладок
- Повреждение подшипников распредвала или валов коробки
- Поломка шестерен планетарного ряда
- Выход из строя гидротрансформатора
Проблема | Стоимость ремонта |
Замена комплекта фрикционов | от 5 000 р. |
Замена цепи гидротрансформатора | от 8 000 р. |
Как видно из таблицы (цены ремонта - оринтировочные), запущенные проблемы могут обойтись недешево. Поэтому регулярное ТО поможет вовремя устранить неисправность на начальной стадии.
Причина No 3 - неполадки электроники АКПП
Современные автоматические коробки передач оснащены сложными электронными системами, которые управляют работой гидроблоков, соленоидов, фрикционов и других элементов АКПП.
Неисправности в цепях электроники могут стать причиной рывков и "пинков" автомобиля. Например, выход из строя датчиков скорости или положения блокирует переключение передач, что вызывает характерные толчки при разгоне.
Типовые неисправности электроники АКПП:
- Неправильные показания датчиков
- Сбои в работе блока управления (ЕСУ)
- Обрыв цепей соленоидов или электромагнитных клапанов
- Короткие замыкания в жгутах проводки
Чтобы найти неисправность в цепях электроники, диагностируют работу всех датчиков, проверяют контакты в разъемах, измеряют сопротивление обмоток. При обнаружении дефектов, виновные компоненты ремонтируют или заменяют.
Причина No 4 - проблемы гидроблока и соленоидов
В автоматических трансмиссиях есть специальный гидравлический блок управления, куда поступает масло под давлением. Этот гидроблок регулирует работу фрикционов, тормозов и шестерен по командам блока управления.
Неполадки в гидроблоке или его соленоидах нарушают переключение передач, что приводит к "пинкам" АКПП.
Типовые проблемы гидросистемы АКПП:
- Утечки масла через изношенный гидроблок
- Залипание предохранительных клапанов гидроблока
- Заклинивание соленоидов из-за загрязнения
Для устранения этих неисправностей часто требуется полная разборка коробки с заменой гидроблока и соленоидов. Своевременная диагностика поможет обнаружить проблему на ранней стадии.
Причина No 5 - неправильная эксплуатация и низкое качество топлива
Почему "пинается" АКПП? Иногда это может быть и следствием неаккуратного вождения или заправки топливом плохого качества.
Резкие разгоны и торможения приводят к повышенным нагрузкам на трансмиссию, что ускоряет износ внутренних деталей коробки. А низкокачественный бензин или дизельное топливо засоряют фильтры и выводят из строя элементы системы впрыска.
Использование некачественного топлива - распространенная косвенная причина поломок АКПП.
Рекомендации по правильной эксплуатации АКПП:
- Выполняйте плавные разгоны, не допуская резких рывков
- Избегайте экстренных торможений, кроме экстренных случаев
- Регулярно проводите ТО коробки передач
- Используйте только качественный бензин проверенных марок
Причина No 6 - износ и старение автомобиля
С возрастом и накопленным пробегом автомобиля естественный износ деталей приводит к появлению люфтов, зазоров и, как следствие, рывков при переключении КПП.
Даже регулярное техобслуживание не может полностью предотвратить естественный процесс старения и разбалтывания механизмов. Рано или поздно потребуется капитальный ремонт или замена АКПП.
На старом автомобиле зачастую возникает проблема "пинков" по причине его естественного износа.
Причина No 7 - производственные дефекты АКПП
Некачественная сборка на заводе-изготовителе тоже может стать причиной преждевременного выхода автоматической КПП из строя.
Например, встречались случаи серийного брака у автоматов Jatco, устанавливаемых на ряд моделей Renault и Nissan. Из-за конструктивных недоработок у этих АКПП часто ломался гидротрансформатор.
Какие бывают производственные дефекты АКПП:
- Некачественная сборка и неправильная регулировка
- Применение дешевых материалов фрикционов
- Ошибки в конструкции отдельных деталей
- Нарушение технологии производства
К сожалению, такие недоработки обнаруживаются, как правило, уже в процессе эксплуатации автомобилей. И устранить их можно только путем модернизации или полной замены некачественных узлов.
Как избежать покупки автомобиля с потенциально ненадежной АКПП:
- Выбирать проверенные модели и комплектации
- Обращать внимание на отзывы владельцев
- Проверять сервисную историю и наличие гарантии
Признаки неисправностей АКПП, приводящих к "пинкам"
Чтобы вовремя заметить проблему и предотвратить дорогостоящий ремонт, важно знать основные симптомы наиболее распространенных неисправностей АКПП.
Характерные признаки проблем с автоматической КПП:
- Толчки и рывки при разгоне, замедлении или смене передачи
- Повышенный шум при работе коробки передач
- Вибрация рычага селектора на ходу
- Замедленная или дерганая смена передач
- Проскальзывание сцепления при трогании с места
При появлении таких симптомов рекомендуется сразу провести диагностику АКПП, чтобы найти и устранить неисправность.
Последствия игнорирования проблемы
Если вовремя не обратить внимание на рывки и толчки автоматической коробки передач и не устранить их причину, то со временем ситуация будет только усугубляться.
Изношенные детали будут выходить из строя одна за другой, в итоге потребуется полностью менять или капитально ремонтировать АКПП - что обойдется весьма недешево.