Самолет АН 225 появился благодаря…ракетам. Дело в том, что начало использования большегрузных ракет-носителей повлекло за собой необходимость создания самолета, который мог бы оперативно перевозить массивные и очень тяжелые детали на большие расстояния. Так, всего за 3,5 года был создан АН 225, в котором цифра «225» означала количество тонн, которые эта летательная машина может поднять. Сегодня это самый большой самолет на планете с самой высокой грузоподъемностью.
Работа над самолетом-гигантом началась в СССР в конструкторском бюро имени Антонова. Разработки возглавил конструктор Балабуев. Под его руководством компания успешно справилась с созданием транспортного самолета универсального типа, который перевозил бы различные грузы внутри и снаружи фюзеляжа. Дополнительно предполагалось, что АН 225 сможет быть первой ступенью для космических аппаратов, стартующих в воздухе.
Самолет Ан 225, характеристики которого, скорее всего, позволяют выполнять такие миссии, обладает очень внушительными параметрами. В длину самолет имеет 84 метра, размах его крыльев близок к 90 метрам (одна из сторон футбольного поля), транспортное средство развивает максимальную скорость 850 км в час, может подниматься на 9 км и лететь 2,5 тыс. километров с максимальной нагрузкой 250 тонн. У него огромный грузовой отсек высотой 4,4 метра, длиной 43 метра и шириной около 6,4 метра, в который с легкостью помещаются более 70 автомобилей и такие модели как Белаз или Коматцу. Чтобы этот гигант мог развернуться, нужна полоса не менее 60 метров шириной.
Если посмотреть на внешний вид АН 225, то можно заметить, что самолет является обладателем двухкилевого оперения, вертикального типа. Оно является частью конструктивной системы, которая, наряду с семью двухколесными стойками с каждой стороны и размахом крыльев, позволяет перевозить «на спине» грузы повышенной длины (до 70 метров). В СССР с его помощью планировалось, в том числе, запускать комплексы, позволяющие выводить грузы на околоземную орбиту, а также использовать в комплексе с экранопланом класса «Орленок» для проведения спасательных работ на море.
Первые испытания самолета прошли еще в СССР в 1989 году. После этого летный путь этого экземпляра АН 225 не заладился в связи с развалом страны, с него было снято оборудование и он стоит на аэродроме в пригороде Киева. В Украине, в начале 21 века, был создан второй экземпляр летательной машины, которая эксплуатируется сегодня. С ее помощью в 2009 году в Армению доставлялся генератор для гидроэлектростанции, в 2011 Япония получила груз гуманитарной помощи, а в 2012 в Таджикистан были доставлены агрегаты для очередной ГЭС. В 2014-2015 году планируется выпустить еще один экземпляр такой машины, равной которой нет в мире. Ближайшие конкуренты Мрии – Ээрбус и Боинг имеют грузоподъемность не более 150 тонн, что лишает их возможности перевозить сверхтяжелые и крупногабаритные грузы.
Создание самолетов такого класса является сверхдорогой операцией, а взять его в аренду можно только за очень крупную денежную сумму, которая зависит от вида перевозимого груза. Считается, что летный час этого летательного аппарата превышает стоимость летного часа самолета «Руслан», который обладает меньшей грузоподъемностью. При этом аренда последнего воздушного судна обходится в сумму около 25 тыс. долларов в час.