Виды дизонтогенеза: что это такое и какие они бывают

Дизонтогенез - это нарушение процесса психического развития ребенка по сравнению с принятыми возрастными нормами. Существует несколько основных видов дизонтогенеза: регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Каждый из них имеет свои характерные признаки.

Регрессия при дизонтогенезе

Регрессия - это один из основных видов дизонтогенеза, который характеризуется возвращением психических функций ребенка на более ранние стадии развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести острое соматическое заболевание в раннем возрасте. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, обусловленное потерей потребности в общении при расстройствах аутистического спектра.

Различают следующие виды регрессии: -Регрессия на более поздние стадии начальных этапов онтогенеза. Такой тип регрессии наиболее часто встречается при шизофрении или других тяжелых эндогенных психических заболеваниях. -Регрессия на более ранние стадии психического развития, когда ребенок теряет лишь неправильно и непрочно усвоенные навыки. В этом случае такая регрессия может даже содействовать дальнейшему более гармоничному развитию психики. -Регрессия относительно сохранных функций и навыков. Такой тип регрессии встречается реже и обусловлен органическими повреждениями головного мозга.

Регрессия является одним из основных проявлений психического дизонтогенеза. Распознавание различных видов и особенностей регрессии необходимо для адекватной диагностики состояния ребенка, понимания механизмов нарушения психического развития, а также для разработки эффективной стратегии коррекционной работы с такими детьми. Грамотное использование методов психолого-педагогической коррекции при регрессивных формах дизонтогенеза позволяет приостановить патологический процесс и способствует возвращению ребенка на оптимальную траекторию развития.

Ребенок строит башню из кубиков, а затем сбивает ее. Фото номер два, иллюстрирующее регрессию.

Распад психических функций

Распад психических функций - это один из основных типов дизонтогенеза, при котором происходит грубая дезинтеграция, дезорганизация и выпадение отдельных психических функций. В отличие от регрессии, при распаде нет возврата к более ранним стадиям развития, а происходит именно расстройство структуры и иерархии уже сформированных функций.

Распад может затрагивать различные сферы психической деятельности: мышление, восприятие, внимание, память, речь, эмоции. Наиболее глубокие и выраженные распады наблюдаются при эндогенных психических заболеваниях, таких как шизофрения. Однако признаки распада могут возникать и при других состояниях, например при тяжелых формах умственной отсталости, аутизма, эпилепсии.

Помимо глобального, тотального распада психической деятельности, могут наблюдаться и локальные, парциальные распады отдельных функций или их компонентов. К примеру, при локальных поражениях мозга может возникнуть распад какого-то одного звена речевой функции (нарушение грамматического структурирования при сохранной фонетике и лексике).

Запаздывание развития (ретардация)

Ретардация - это замедление темпа психического развития ребенка, запаздывание формирования age-нормативных психических функций. Это один из основных видов дизонтогенеза. Ретардация может быть как тотальной (запаздывание развития по всем линиям), так и парциальной (запаздывание развития отдельных функций). При тотальной ретардации наблюдается общая задержка психического развития. Такие дети позже начинают говорить, ходить, овладевать навыками самообслуживания. У них дольше формируются высшие психические функции - внимание, память, мышление.

Парциальная ретардация проявляется в неравномерном созревании отдельных компонентов психической деятельности. К примеру, может наблюдаться отставание в развитии речи при сохранном интеллекте, или наоборот - задержка интеллектуального развития на фоне сформированной речи.

Причины возникновения ретардации могут быть связаны с: Органическим поражением ЦНС (генетические нарушения, внутриутробная гипоксия, родовые травмы). Социальной депривацией в раннем возрасте. Педагогической запущенностью. Хроническими соматическими заболеваниями. Психогенными влияниями. Для коррекции ретардации применяются различные методы психолого-педагогического воздействия, направленные на стимуляцию и ускорение темпа психического развития ребенка в соответствии с его возрастными возможностями.

Основные направления коррекционной работы при ретардации: Сенсорное развитие, формирование полноценного восприятия. Развитие моторики, общей и мелкой. Развитие речи, расширение словарного запаса. Тренировка внимания и памяти. Формирование наглядно-образного и логического мышления. Развитие игровой деятельности. Обучение навыкам самообслуживания. Подготовка к школьному обучению. Коррекционно-развивающие занятия должны быть регулярными и систематическими. Очень важна ранняя диагностика и начало коррекционной работы, чтобы предотвратить нарастание педагогической запущенности.

Ребенок пытается собрать пазл, но испытывает сложности. Фото номер три про ретардацию.

Неравномерное развитие функций (асинхрония)

Асинхрония развития - это еще один распространенный вид дизонтогенеза, при котором наблюдается неравномерность в формировании разных психических функций и личностных характеристик ребенка. При асинхронии одни психические функции развиваются быстрее и опережают возрастную норму, в то время как другие отстают в своем становлении. К примеру, у ребенка может наблюдаться опережающее развитие интеллекта (особенно вербального) и запаздывание в эмоционально-волевой сфере. Или наоборот, при нормальном или даже ускоренном развитии наглядно-действенного интеллекта отмечается выраженное отставание в речевом развитии.

Такие диспропорции могут наблюдаться в самых различных сочетаниях, например: Ускоренное интеллектуальное развитие - запаздывание в эмоционально-волевой сфере. Опережающее речевое развитие - отставание в социальном развитии. Опережающее развитие наглядно-образного мышления - отставание в развитии речи. Ускоренное развитие познавательной сферы - задержка моторного развития. Выраженный асинхронный дизонтогенез часто наблюдается при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра, одаренности.

Причины возникновения дизонтогенеза

Дизонтогенез может быть обусловлен различными причинами, к основным из которых относятся: Органические поражения центральной нервной системы: Внутриутробные поражения (инфекции, интоксикации, травмы на разных сроках беременности).

Родовые травмы и асфиксия

Постнатальные нейроинфекции и травмы головного мозга в раннем возрасте. Наследственные и генетически обусловленные заболевания нервной системы. Органические поражения ЦНС приводят к нарушению созревания различных мозговых структур, что обусловливает специфические варианты дизонтогенеза.

Хронические соматические заболевания

Врожденные пороки развития внутренних органов. Аллергические заболевания. Частые инфекционные заболевания. Хронические соматические нарушения оказывают неблагоприятное влияние на нервно-психическое развитие ребенка. Неблагоприятные социально-психологические факторы: Социальная и эмоциональная депривация в раннем возрасте. Нарушение детско-родительских отношений, неправильный стиль воспитания. Психотравмирующие ситуации (развод или потеря родителей, жестокое обращение).

Педагогическая запущенность

Социально-психологические факторы приводят к искажению процесса психического развития ребенка. Наследственная предрасположенность: Генетически детерминированные варианты дизонтогенеза (умственная отсталость, расстройства аутистического спектра).

Наследование склонности к психическим заболеваниям

Генетические факторы определяют биологическую уязвимость к тем или иным формам дизонтогенеза. Сочетанное влияние биологических и социальных факторов: Наиболее часто дизонтогенез возникает при комплексном негативном воздействии как биологических, так и социально-психологических факторов риска. Их сочетанное влияние приводит к более тяжелым и стойким формам нарушения психического развития. Таким образом, этиология дизонтогенеза весьма многофакторна. Для профилактики и эффективной коррекции дизонтогенеза необходим комплексный подход, направленный на устранение или минимизацию воздействия различных биологических и психосоциальных факторов риска.

Психолого-педагогическая коррекция

Психолого-педагогическая коррекция при дизонтогенезе направлена на компенсацию и преодоление нарушений психического развития. Она включает в себя различные методы и техники, подбираемые индивидуально для каждого ребенка.

  • Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-дефектологом и психологом по развитию когнитивной, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков.
  • Логопедическая помощь при нарушениях речи.
  • Сенсорная интеграция, кинезотерапия, арт-терапия, музыкотерапия и другие.
  • Поведенческая терапия для коррекции нежелательного поведения.

Важную роль играет раннее начало коррекционно-развивающей работы, а также вовлеченность и поддержка родителей на всех этапах. Родители должны быть информированы о видах "дизонтогенеза" и особенностях развития их ребенка.

Возраст ребенка Основные задачи коррекции
0-3 года Стимуляция психомоторного и сенсорного развития, речевых навыков
3-7 лет Формирование навыков самообслуживания, развитие когнитивных функций
Школьный возраст Помощь в обучении, развитие социальных навыков

Таким образом, при правильно подобранной программе психолого-педагогической коррекции возможно в значительной степени скомпенсировать дефицитарность психического развития при дизонтогенезе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.