Анализ сборника Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки": история создания и композиционные особенности, язык и стиль произведения

В данной статье представлен подробный анализ сборника Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» - знаменитых украинских народных преданий, полных фантастики и юмора. Рассматриваются особенности сюжета, персонажей и стиля произведения, а также его место в творчестве писателя.

История создания сборника

Особенности произведения

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» был написан Николаем Васильевичем Гоголем в 1829-1832 годах. В него вошли восемь повестей, объединенных общим местом действия - украинским хутором близ Диканьки. По замыслу автора, рассказы якобы записаны и изданы «пасичником Рудым Паньком». Гоголь впервые использовал прием, при котором повествование ведется от имени вымышленного рассказчика. Это помогло ему создать особую атмосферу народных преданий и легенд.

Первый том «Вечеров» увидел свет в 1831 году в Санкт-Петербурге. В него вошли четыре повести: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Второй том был издан в 1832 году и содержал еще четыре произведения: «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть». Книга имела большой успех у читателей и получила высокую оценку А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского.

Название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» отражает его композиционную особенность - повести написаны как рассказы, которые сказывались по вечерам на хуторе. Это придавало им устный, живой характер народных преданий и сказок. Впоследствии Гоголь называл «Вечера» своими первыми ученическими опытами, но признавал, что в них чувствовались «первые сладкие минуты молодого вдохновения».

Сюжетно-композиционные особенности

Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» состоит из восьми повестей, объединенных образом вымышленного пасичника Рудого Панько, который якобы собрал и опубликовал эти истории. Действие повестей происходит в разные исторические эпохи - от XVII до XIX века, однако это течение времени не разрывается, а сливается в единое целое.

Композиционно повести обрамлены рассказами деда дьяка Фомы Григорьевича о его приключениях. Этот персонаж соединяет прошлое и настоящее, реальность и вымысел. Таким образом достигается ощущение некой духовной целостности и исторической слитности.

Особенностью является также смешение жанров - элементы готической повести сочетаются с фантастикой, мистикой, бытописанием, фольклорными мотивами.

Язык и стиль произведения

Язык «Вечеров на хуторе близ Диканьки» отличается яркой образностью и колоритностью. Гоголь активно использует диалектные, просторечные элементы, что придает повествованию народный характер.

Меткие сравнения, олицетворения, гиперболы создают неповторимый сказочный колорит. Например: «Язык его, подобно мельничному жернову, молол так скоро, что успевал-таки перемолоть всякую весть в такую мелкую труху, что дьявол бы не разобрал». Такой образный язык живо передает атмосферу украинского фольклора.

Стиль отличается динамичностью благодаря диалогам, экспрессивным восклицаниям и риторическим вопросам. Яркий язык, игра слов создают комический эффект и передают веселый юмористический тон повестей.

Значение в творчестве Гоголя

Композиция сборника

«Вечера на хуторе близ Диканьки» сыграли огромную роль в творческой судьбе Гоголя. Это первая книга писателя, которая принесла ему известность и признание в литературных кругах.

Сборник стал новым словом в русской литературе. До этого ничего подобного не было - сочетание фантастики, юмора, деталей народного быта, колоритного языка. Эта новизна и самобытность привлекли внимание критиков.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» высоко оценил А.С. Пушкин, назвав повести «настоящей веселостью, искренней, непринужденной». Восторженные отзывы дали Е.А. Баратынский, В.Ф. Одоевский, Н.А. Полевой. Книга сразу сделала 22-летнего автора заметной фигурой в литературе.

Успех первого сборника во многом определил дальнейшее творчество Гоголя. Писателя стали воспринимать как мастера яркого слога, создателя живых характеров. Это придало ему уверенности для работы над последующими произведениями.

Однако в зрелые годы сам Гоголь довольно критически отозвался о «Вечерах...», назвав их «первоначальными ученическими опытами, недостойными внимания». По его мнению, рассказы были слишком наивными и незрелыми. Тем не менее, эта книга навсегда вошла в историю русской литературы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.