Когда прошли времена язычества, когда христианство перестало подвергаться гонению и было признано мировой религией, казалось бы, все разногласия должны быть решены. Но порой разрешить возникающие конфликты, опровергнуть еретические учения могли только Вселенские Соборы – мира не было даже внутри Церкви.
Первым Вселенским Собором был Никейский Собор, созванный в 325 году. Причиной ему послужило получившее широкое распространение учение александрийского пресвитера Ария. Суть его заключалась в отрицании тождества между Богом-Отцом и Богом-Сыном. Он утверждал, что Иисус Христос сотворен Господом, но не является его воплощением. Подобная мысль в корне опровергала все догматы христианства, а потому первоначально учение Ария отверглось Поместным Собором. Однако, гордый пресвитер отказался признать решение Собора правомерным и продолжил привлекать на свою сторону верующих.
Тогда император Константин пригласил епископов из всех стран мира на Вселенский Собор в небольшой город Никею (сейчас он называется Изник и находится на территории современной Турции). Некоторые из присутствующих представителей Церкви несли на своем теле следы истязаний, полученные во имя истинного христианства. Присутствовали также и епископы, поддерживающие Ария.
Прения длились более двух месяцев. За это время было немало обсуждений, выступлений философов, уточнений богословских формулировок. Как рассказывает легенда, точку в препирательства поставило проявление божественного чуда. Как единение трех начал, он привел пример глиняного черепка: вода, огонь, глина дают единое целое. Также и Святая Троица по сути один Бог. После его речи из черепка показался огонь, появилась вода и образовалась глина. После такого чуда Никейский собор окончательно отверг лжеучение Ария, его самого отлучил от Церкви, утвердил Символ веры и установил 20 правил церковной дисциплины, определил дату празднования Пасхи.
Но этот Церковный Собор так и не поставил окончательную точку в этом вопросе. Споры продолжались еще очень долго. Даже сейчас еще доносятся их отголоски – арианство легло в основу учения Свидетелей Иеговы.
Помимо Собора 325 года, имел место также Второй Никейский Собор, созванный константинопольской императрицей Ириной в 787 году. Целью его было упразднить существовавшее в то время иконоборчество. На самом деле императрица совершила две попытки созвать Вселенский Собор. Но в 786 году в Храм Святых Апостолов в Константинополе, где начал работу Собор, ворвалась гвардия, поддерживающая иконоборцев. Святым отцам пришлось разойтись.Прибегнув к немалым ухищрениям, распустив старую гвардию, набрав новые войска, Ирина все же созвала Собор в 787 году, но перенесла его из Константинополя в Никею. Работа его продолжалась месяц, по ее итогам почитание икон было восстановлено, они были разрешены в церквях.
Однако и этот Никейский Собор не смог полностью добиться своей цели. Иконоборчество продолжало существовать. Окончательно победить движении иконоборцев удалось только в 843 году, на Константинопольском Соборе.