Как кататься на фигурных коньках: секреты для начинающих

Фигурное катание считается одним из самых зрелищных и элегантных видов спорта. На первый взгляд кажется, что конькобежцы летят по льду без усилий, словно по воздуху. Однако за внешней легкостью скрываются годы упорных тренировок.

Чтобы добиться успеха в этой дисциплине, нужно много работать над техникой скольжения, хореографией, прыжками и вращениями. Поэтому обучение фигурному катанию лучше начинать как можно раньше – с 4-6 лет. Однако освоить азы этого красивого вида спорта можно и в более старшем возрасте.

Выбор коньков для новичка

Для начинающего фигуриста очень важно выбрать правильные коньки. Они должны быть удобными, надежно фиксировать ногу и соответствовать уровню подготовки. Лучше всего для первых тренировок взять коньки со следующими характеристиками:

  • Лезвие из закаленной стали, желательно никелированное для защиты от коррозии
  • Ботинок из натуральной или специальной синтетической кожи с удобной шнуровкой и жестким задником
  • Невысокий каблук для устойчивости на льду

Не стоит сразу покупать слишком дорогую профессиональную модель. Лучше выбрать бюджетный вариант для начального этапа обучения. Когда вы освоите базовые навыки катания на коньках и поймете, что готовы заниматься фигурным катанием всерьез, тогда можно инвестировать в коньки высшего класса.

Размер и посадка конька очень важны. Плотно зашнурованный, но не жмущий ботинок позволит избежать потертостей и усталости ног. А правильное положение стопы обеспечит контроль над коньком и комфорт при выполнении элементов.

Фигурные коньки на льду с защитными чехлами на лезвиях

Основная стойка фигуриста

Как кататься на фигурных коньках? Для устойчивого скольжения и уверенного выполнения элементов на льду фигурист должен принять правильную основную стойку. Она позволяет сохранять равновесие, контролировать движения и переносить вес тела с ноги на ногу.

Основные моменты верной стойки фигуриста:

  • Ноги поставлены на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.
  • Колени слегка согнуты для амортизации.
  • Бедра и плечи развернуты вперед, спина прямая.

При такой стойке вес распределяется равномерно на обе ноги, что обеспечивает хорошую устойчивость. Линия плеч, бедер и стоп направлена по кругу движения для плавности скольжения.

Фигуристы контролируют положение корпуса, не опуская голову и не сутулясь. Плечи расслаблены, локти чуть согнуты, кисти рук свободны.

При движении вперед спортсмен переносит вес на одну ногу, слегка отталкиваясь другой. При движении назад работают обе ноги.

Такая стойка позволяет фигуристу легко набирать и сбрасывать скорость, менять направление, выполнять вращения и прыжки.

Базовое скольжение вперед и назад

Чтобы научиться скользить на коньках вперед и назад, нужно освоить технику отталкивания и скольжения. Это фундаментальные навыки фигурного катания.

Для движения вперед фигурист использует поочередные толчки ногами. Сначала вес тела переносится на одну ногу, вторая нога отталкивается от льда под углом примерно 45 градусов. Затем происходит смена опорной ноги.

При скольжении назад работают обе ноги. Фигурист несколько приседает и одновременно отталкивается двумя коньками, выполняя движение ногами назад. Плавное скольжение обеспечивается за счет правильного положения корпуса и рук.

Основные рекомендации для отталкивания коньком:

  • Ставить конек под углом ко льду, чтобы использовать ребро лезвия.
  • Не заносить ногу далеко назад, толчок должен быть плавным.
  • Следить за осанкой, не наклоняться вперед при отталкивании.

Советы по технике скольжения:

  • Сохранять равновесие, не раскачиваясь из стороны в сторону.
  • Держать спину прямо, смотреть вперед поверх плеч.
  • Руки расслаблены и слегка вынесены в стороны.

Тренируя базовое скольжение, фигурист постепенно набирает уверенность в движениях на льду. Он учится контролировать скорость, менять направление, останавливаться. Это необходимая основа для дальнейшего развития мастерства.

Полезные упражнения для отработки скольжения:

  • Езда по прямой, по кругу, змейкой.
  • Ускорения и замедления.
  • Движение спиной вперед.
  • Переходы спиной и лицом по кругу.

Освоив базовое скольжение вперед-назад, фигурист готов переходить к изучению более сложных элементов техники фигурного катания, таких как повороты, вращения, прыжки.

Обучение прыжкам и вращениям

Прыжки и вращения - визитная карточка фигурного катания. Чтобы научиться выполнять эти сложные элементы, фигурист проходит поэтапную подготовку под руководством тренера.

Обучение прыжкам начинается с освоения прыжков на двух ногах - сальхов и тулуп. Фигурист выполняет скольжение на двух ногах, затем резко отталкивается и приземляется также на две ноги.

Далее идет обучение прыжкам на одной ноге - флип, лутц, риттбергер. Это более сложные элементы, требующие хорошей физической подготовки и координации. Со временем фигурист осваивает каскады - комбинацию из двух или более прыжков подряд.

Основные рекомендации при обучении прыжкам:

  • Тренировать силу ног для мощного отталкивания.
  • Следить за осанкой в полете, не сгибаться.
  • Приземляться плавно, амортизируя колени.

Обучение вращениям также начинается с базовых элементов - вращения на двух ногах в позициях стоя и сидя. Затем фигурист переходит к более сложным вариантам - вращение волчок, либела, бильман.

Рекомендации при обучении вращениям:

  • Следить за осанкой, держать спину прямо.
  • Начинать вращение постепенно, набирая скорость.
  • Фиксировать нужную позицию руками.

Тренер помогает фигуристу правильно освоить технику прыжков и вращений, корректирует ошибки. С постепенным наращиванием сложности спортсмен учится стабильно выполнять эти элементы.

как кататься на фигурных коньках

Работа над хореографией и артистизмом

Помимо сложных технических элементов, фигурное катание включает в себя хореографию и артистическую составляющую. Работа над ними позволяет фигуристу раскрыть свой творческий потенциал и создать яркий, запоминающийся номер.

Хореография в фигурном катании включает:

  • Танцевальные движения и позы.
  • Жесты и пластику рук.
  • Мимику и актерское мастерство.

Фигурист тренирует пластичность, гибкость, умение импровизировать под музыку. Хореограф помогает создать и отработать танцевальную композицию номера, синхронизировав движения с музыкой.

Для развития артистизма полезно:

  • Участвовать в театральных постановках.
  • Брать уроки актерского мастерства.
  • Смотреть выступления именитых фигуристов.

Артистизм позволяет фигуристу раскрыть образ, историю, заложенную в программе. Эмоциональность, умение «проживать» музыку и показывать чувства делает выступление запоминающимся.

Тренер контролирует, чтобы при выполнении сложных элементов фигурист не терял артистичность. Сочетание технического мастерства и артистизма - ключ к успеху в фигурном катании.

Таким образом, помимо катания, фигурист уделяет много времени хореографии и актерскому мастерству. Это позволяет ему выразить свою индивидуальность и создать запоминающийся образ на льду.

Участие в соревнованиях для начинающих

Соревнования - важная часть процесса обучения фигурному катанию. Они помогают фигуристу-новичку получить соревновательный опыт в комфортных условиях.

Для юных фигуристов проводятся специальные детско-юношеские соревнования с упрощенными требованиями к технической сложности программ.

Новички могут почувствовать атмосферу настоящих соревнований, не рискуя получить серьезную психологическую травму из-за высокой конкуренции.

Перед соревнованиями тренер помогает фигуристу:

  • Подобрать музыку для программы.
  • Создать образ и отработать хореографию.
  • Отшлифовать все элементы.

Во время стартов начинающие фигуристы учатся контролировать волнение, демонстрировать все, чему научились на тренировках. Главное - получить удовольствие от выступления.

После выступлений тренер разбирает ошибки, дает рекомендации по доработке программы. Успешное выступление на соревнованиях мотивирует юного фигуриста продолжать занятия и повышать мастерство.

Таким образом, участие в стартах для начинающих - важный этап становления фигуриста. Оно помогает определиться с дальнейшими целями в фигурном катании.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.