Основное правило появления новых архитектурных форм – отражение общественных процессов. Безусловно, формулировка приближенная, неконкретная, однако стиль московское барокко появился именно на фоне событий конца XVII и начала XVIII века. В России того времени общество тяготело ко всему прогрессивному. Дух петровских начинаний коснулся и архитектуры. По всей Руси возводились храмы, большие и малые. Занимались постройкой церквей и соборов в основном разбогатевшие купцы, каждому хотелось оставить память после себя.
Однако и знатные дворяне старались не отстать. Например древний род Нарышкиных, родственников Петра Первого по материнской линии, тоже взялся за возведение храмов после того, как закончилось многолетнее противостояние Нарышкиных и Милославских. В этой борьбе за влияние при царском дворе победил род Нарышкиных, впрочем, без особых последствий для семьи Милославских. Тем не менее появился повод для победного возведения церквей и соборов во всех имениях, принадлежащих роду Нарышкиных.
Несколько храмов были выстроены в стиле западноевропейского основного архитектурного ордера, но во внешнее оформление были привнесены существенные декоративные дополнения, которые и положили начало новому стилю, получившему название «нарышкинское барокко» или «московское барокко». Наиболее замечательным примером этого стиля является Покровская церковь в Филях. Она не похожа ни на один храм того времени. Принцип постройки – ярусный: восьмерик на четверике со сводчатым перекрытием на восемь лотков.
Выше расположена колокольня в форме восьмигранного барабана. Звонница венчается граненой главой – золоченной, с крестом. Нижний ярус, четверик, со всех сторон опоясывают четыре полукруглые апсиды. Каждую венчает позолоченный купол. По всей окружности церкви проходит галерея-гульбище. Один только этот храм заслуживает отдельной характеристики стиля, настолько необычное архитектурное решение применили зодчие. Нарышкинское барокко в Москве также представляют церковь Иоанна Воинственного на Якиманке и Воскресенская церковь в Кадашах.
В отличие от других архитектурных направлений, стиль барроко за счет концентрации богатого внешнего оформления привлекает внимание, вернее сказать, приковывает. Взгляд оторвать невозможно, хочется рассмотреть каждую линию, понять игру света и теней в глубоких рельефных элементах декора. Московское барокко не содержит ни одной повторяющейся малой архитектурной формы. И хоть некоторые признаки Ренессанса иногда проскальзывают в горизонтальных членениях церкви или собора, все же есть впечатление полной эксклюзивности постройки.Московское барокко обладает редким свойством: оно завоевывает пространство. Каким-то непостижимым образом визуальное восприятие церкви расширяется до бесконечности. Вокруг нее может быть сколько угодно построек, мы смотрим на них, но ничего, кроме самой нарышкинской церкви, не видим. Особенно впечатляет храм Ризположения на Донской. Достаточно простые архитектурные формы – четверик с тесно посаженными пятью куполами, большая трапезная и, наконец, колокольня как часть церкви. Архитектура без излишеств, для стиля барокко даже скромная, но зато церковь дышит сакральностью, а это неотъемлемый признак московского барокко.