В городе Москве, в историческом районе Кадашевская слобода, стоит красивый храм Воскресения Христова. Его называют замоскворецкой жемчужиной. Пройдя через непростые вехи российской истории, он сохранил свой чарующий облик и духовность. После закрытия храма в тридцатых годах прошлого века в начале девяностых в него вновь вернулась христианская жизнь.
Начало истории
Храм был построен в XVII веке. Своим названием он обязан большой и богатой слободе города Москвы. Находилась она в Замоскворечье, рядом с Кремлем. Своим названием слобода (Кадашевская) обязана древнему ремеслу московских жителей. Примерно в XV-XVI веках здесь местные умельцы изготавливали кадии (бочки).
В середине XVII века Кадашевская слобода стала центром ткацкой инфраструктуры Москвы. Ориентировочно в 1658-1661 годах здесь был возведен царский хамовный двор, который стал одной из первых российских мануфактур.
Специализировался он на изготовлении и поставке тканей в царский двор. Вследствие этого Кадашевская слобода оказалась заселенной хамовниками, государственными ткачами.
Церковь Воскресения Христова была православным замоскворецким центром еще до образования Кадашевской слободы. В те давние времена ее деревянное сооружение находилось на месте пересечения двух важнейших дорог Московского государства, идущих из Белокаменной на юг. Этот факт выделял церковь среди других православных сооружений в Замоскворечье.
Первое упоминание о церкви историки нашли в грамоте Патрикеева Ивана Юрьевича, московского воеводы, князя. В 1493 году он упомянул церковь «Воскресения, что на Грязях». Такое необычное сопоставление связано с тем, что в месте нахождения церкви река Москва в конце весны - начале лета сильно разливалась. Это делало набережную, подходящую непосредственно к храму, болотистой, вязкой, трудно проходимой.
С первой половины XVII века, ориентировочно с 1625 года, о храме в Кадашах имеются регулярные записи в Патриарших книгах.
Второе рождение, новые испытания
Каменное церковное здание первый раз было возведено в 1657 году. Срок его существование был недолог, порядка 30 лет. На его месте в 1687 году начали строить новый пятиглавый двухэтажный храм. Средства на строительство собрали жители Кадашевской слободы. Фрагменты старого каменного сооружения в новую постройку были частично включены.
Строительство храма шло восемь лет и закончилось в начале 1695 года. В январе этого же года патриарх Адриан храм Воскресения Христова в Кадашах освятил.
Исторические записи свидетельствуют о том, что это культовое сооружение русской православной церкви было примечательным. Его стены выкрашены суриком, купола позолоченные. Декор из белого камня окрашен в желтый цвет, что придавало храму золотистый оттенок. Каменные швы выкрашены были в голубой цвет, что создавало впечатление воздушности сооружения, окруженного голубоватой легкой дымкой.
В 1695 году рядом с церковью возвели шатровую шестиярусную колокольню. В высоту она достигала более 43 метров. Представляла из себя сужающиеся восьмигранники с пролетами. В XVIII веке такие формы были очень популярны в российской архитектуре, ассоциировались с шатрами. Колокольная у жителей Москвы получила прозвище «свеча». При этом все отмечали ее изящный стиль.
В результате всех этих перестроек храм Вознесения Христова в Кадашах стал поистине выдающимся архитектурным памятником так называемого «нарышкинского» или «московского» барокко. Этот стиль был очень востребован в конце XVIII века. Храм послужил образцом для подражания многим иным русским церквям.
В Кадашевском храме было четыре алтаря и величественный иконостас. Деревянными колоннами, которых было пятьдесят две штуки, иконы разделялись по вертикали. Сам иконостас красным золотом был вызолочен. Его не резные части покрашены в голубые оттенки. Иконостас до современных лет не дошел. Он был постепенно разграблен после революции 1917 года. Отдельные его иконы, разделенные, находятся в различных местах - в Историческом музее, Останкинском музее, в Третьяковской галерее.
Досталось храму в Кадашах и во время войны 1812 года. Он пережил пожар, в котором погибли старинные росписи, которые делали царские изографы. Новая роспись по стенам была проведена только в 1848 году, иконостас тогда вновь позолотили. Настенные изображения частично дожили до наших дней.
После работ по восстановлению внутреннего содержания храма Воскресения Христова в 1849 году он повторно освящен. Однако реставрационные и строительные работы в нем шли до 1862 года.
Храмовые колокола
Главный колокол храма в Кадашах отлили в 1750 году. Его вес был порядка 400 пудов (около 6,5 тонны). Это был не самый большой московский колокол, к примеру, в Московском Кремле в Успенском соборе большой колокол весил порядка 65 тонн. Однако уникальность колокола храма в Кадашах заключалась в другом, он был размещен на самой высокой колокольне Москвы XVIII века.
После того как храм в 30-е годы двадцатого века закрыли, церковные колокола исчезли. В начале девяностых годов некоторые из них были обнаружены в Большом театре.
Настоятель Николай Смирнов
Особую роль в жизни храма сыграл священник Николай Смирнов, которого благодарные московские жители наградили прозвищем Кадашевский. Он возглавлял приход на рубеже XIX–XX веков и в качестве настоятеля отличался новаторством и подвижничеством. Так, он организовал при храме сестричество, открыл богадельню, приют для детей. Во времена Первой мировой войны в храмовых пристройках им были оборудованы для раненых два лазарета. Смирнов распустил церковных певчих и создал хор народный. Под его руководством он был признан в Москве самым организованным, стройным и совершенным.
Закрытие храма, сложные времена, реставрация
Для прихожан храм был закрыт в 1934 году. В нем начали размещать разнообразные госучреждения. Так, в его помещениях до 1977 года функционировал физкультурный клуб колбасной фабрики. На территории церковного двора был построен плодоовощной консервный завод.
Однако храм в Кадашах не был забыт. В период с 1946 по 1966 год известным советским архитектором Галиной Алферовой проведены огромные работы по восстановлению храма. Ему был возвращен облик, существовавшей до революции.
После завершения этих работ, в 1964 году, храмовые здания с территорией переданы в аренду реставрационному художественному центру имени И. Грабаря.
Возвращение в лоно церкви
Возвращение в него церковной жизни произошло в 1992 году, когда создали приходскую общину храма Воскресения в Кадашах. Однако стремление верующих окончательно занять исконно православные храмовые места были воплощены в жизнь не скоро. Их противостояние с реставрационным центром продолжалось достаточно активно и долго, порой переходя в открытые стычки.
Окончательное вселение верующих произошло в 2006 году, когда ВХНРЦ им. Грабаря переехал в новое помещение в Москве, на улицу Радио.
В декабре 2006 года храм в Кадашах в Москве был официально передан, с подписанием соответствующих документов, Русской православной церкви.
Достопримечательности храма
Сейчас на территории храма имеется две часовни: первая - в честь царственных мучеников; вторая - во имя Почаевской Божьей Матери.
Гордится храм и своими святынями, среди которых:
- икона Иова Почаевского XVII века и часть его мощей;
- поручи (нарукавники) Амфилохия Почаевского, подвижника;
- мощи святого Евтропия Римского;
- частицы мощей мучеников периода смутного времени;
- кирпич из Ипатьевского дома с образом Николая II.
На территории храма Воскресения в Кадашах Москвы с 2004 года работает небольшой краеведческий музей под названием «Кадашевская слобода». Его инициатором был настоятель храма – протоиерей Салтыков. Музейные экспозиции рассказывают об истории слободы, о людях, которые тут проживали и их быте.
«Битва при Кадашах»
В период с 2009 по 2010 год храм Воскресение Христова оказался в эпицентре противостояния жителей этого района Москвы со строительной компанией. Последняя планировала и уже начала осуществление работ по возведению комплекса с названием «Пять столиц». При этом даже были начаты работы по сносу зданий, которые находились под охраной государства. Совместные протесты жителей Москвы и прихожан храма, которые назвали в СМИ «битвой при Кадашах», привели к тому, что снос исторических сооружений был остановлен и план застройки отправлен на пересмотр.
Перспективы Кадашевской слободы
В настоящее время, после большой работы, в процессе которой шли переговоры с инвесторами и руководством Москвы, было принято устраивающее всех решение. В результате площади, планируемые к застройке, сократились в три раза. Исключено строительство на территориях, прилегающих к объектам культурного наследия. Высота возводимых зданий в Кадашах обозначается как не превышающая три этажа, что в метрах составляет около 14,5. Разрешается только малоэтажная застройка.
Такие ограничения установили для того, чтобы обеспечить визуальное восприятие памятников архитектуры города Москвы.
Место расположения храма
Адрес храма Воскресения в Кадашах: город Москва, второй Кадашевский переулок, дом 7. Рядом расположена станция Московского метрополитена «Третьяковская». Храм стоит в укромном замоскворецком уголке, окруженный домами XVII-XVIII веков.