Дислексия представляет собой специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в осуществлении этого сложного вида речевой деятельности. Дислексия характеризуется устойчивостью допускаемых ошибок при чтении и повторяемостью их изо дня в день.
Согласно статистическим данным, дислексией страдают около 5% детей. Чаще всего это нарушение встречается у мальчиков в возрасте 6-10 лет. Диагностика дислексии основывается на выявлении специфических ошибок при чтении и определении несформированных звеньев в структуре речевой и познавательной деятельности. Для эффективного преодоления дислексии необходимо проведение систематической коррекционной работы с ребенком.
В данной статье подробно рассматриваются возможные причины возникновения дислексии, ее основные симптомы и варианты, методы диагностики, а также традиционные и инновационные подходы к коррекции этого распространенного нарушения письменной речи.
Причины и механизмы возникновения дислексии
Дислексия у детей– это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Биологические причины дислексии связаны с минимальной мозговой дисфункцией, обусловленной воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребенка. В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга может инициировать черепно-мозговая травма, нейроинфекции, интоксикации. Дислексия чаще всего развивается на фоне несформированности устной речи – фонетико-фонематического недоразвития или общего недоразвития речи.
В патогенезе дислексии нарушается последовательность и единство процессов зрительного, речедвигательного и речеслухового анализа и синтеза при чтении. С психологической точки зрения при дислексии отмечается парциальная задержка развития психических функций, обеспечивающих процесс чтения, в первую очередь – зрительного гнозиса, фонематического восприятия, мнестических процессов.
Классификация и основные симптомы дислексии
По ведущим проявлениям дислексии различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов). По нарушенным механизмам выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную дислексии.
- Фонематическая дислексия проявляется в заменах и смешениях фонем, побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слов.
- Семантическая дислексия характеризуется нарушением понимания прочитанного при правильном техническом чтении.
- При аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение грамматических форм слов.
Для мнестической дислексии характерно смешение и замены букв из-за нарушения их запоминания. Оптическая дислексия проявляется в смешении графически сходных букв. При тактильной дислексии, встречающейся у незрячих, отмечается смешение тактильно похожих букв азбуки Брайля.
Методы диагностики дислексии
Диагностика дислексии включает логопедическое обследование состояния устной речи, письма, чтения, неречевых функций и изучение анамнеза ребенка. Логопед анализирует особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики, выясняет успеваемость по русскому языку.
- При необходимости проводится медицинская диагностика - консультации невролога, офтальмолога, ЭЭГ, ЭхоЭГ для выявления органических причин дислексии.
- Используются специальные логопедические пробы на исследование фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, зрительного гнозиса и пространственных представлений.
Для диагностики дислексии применяются стандартизированные методики: тесты на чтение (чтение текста вслух, про себя, ответы на вопросы), письмо под диктовку, списывание. Анализируются специфические ошибки чтения и письма.
Традиционные и нестандартные подходы к коррекции дислексии
Традиционная система логопедической коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу по развитию нарушенных компонентов устной речи (фонематических процессов, лексико-грамматического строя, связной речи) и неречевых функций (зрительного восприятия, пространственных представлений, внимания, памяти).
- Используются специальные упражнения и игры для автоматизации навыка чтения, работа с деформированным текстом.
- Нестандартный подход предлагает методика Р.Д. Дейвиса - визуализация печатных слов и символов для преодоления трудностей чтения.
Результат коррекции дислексии зависит от раннего начала занятий, поэтому важна профилактика в дошкольном возрасте - развитие зрительно-пространственных и мнестических функций, речи, моторики.
Прогноз и профилактика дислексии
Несмотря на то, что дислексия часто называют «проблемой гениев», поскольку ей подвержены многие выдающиеся личности, эта патология требует своевременной коррекции. От этого зависит школьная и профессиональная успешность человека, его самооценка и взаимоотношения с окружающими.
- Чем раньше начинается целенаправленная логопедическая работа с ребенком, тем лучше прогноз по преодолению дислексии.
- Необходим комплексный подход с привлечением специалистов - логопеда, психолога, дефектолога, невролога.
Профилактика дислексии проводится в дошкольном возрасте путем развития зрительно-пространственных функций, речи, моторики. Важно своевременное выявление речевой патологии и проведение коррекционной работы перед началом школьного обучения.
Нейропсихологические механизмы дислексии
С нейропсихологической точки зрения, дислексия возникает вследствие нарушения мозговых механизмов, обеспечивающих процесс чтения.
- Это связано с дисфункцией левого полушария, ответственного за речевые процессы - при дислексии страдает функциональное взаимодействие между затылочными, теменными и височными отделами коры головного мозга.
- Также возможно преобладание правополушарных стратегий переработки зрительно-пространственной информации над левополушарными - речевыми.
С позиции нейропсихологии, дислексия является следствием нарушения межполушарного взаимодействия и межцентральных связей в процессе формирования навыка чтения.
Роль наследственности в возникновении дислексии
Ряд исследований указывает на генетическую предрасположенность к дислексии. Отмечается высокая частота случаев нарушений письменной речи у родственников детей с диагнозом дислексия. Предполагается связь дислексии с особенностями латерализации полушарий и преобладанием правополушарных стратегий обработки информации, которые могут передаваться по наследству.
- Также есть данные об ассоциации генов DCDC2, KIAA0319, DYX1CI с риском развития дислексии.
- Однако влияние одних лишь генетических факторов недостаточно для формирования дислексии - необходимо сочетание с неблагоприятными условиями среды.
Наследственность создает лишь предрасположенность к дислексии, тогда как реализация этой предрасположенности зависит от совокупности внешних факторов и индивидуального развития ребенка.
Влияние дислексии на психоэмоциональное состояние ребенка
У детей с дислексией часто наблюдается снижение успеваемости, особенно по чтению и письму. Это приводит к формированию негативного отношения к учебе, снижению мотивации и интереса к обучению. Что такое дислексия, проявляется в ошибках при чтении и на письме, которые вызывают насмешки со стороны сверстников.
- Ребенок с дислексией испытывает тревогу и беспокойство при чтении вслух на уроке или при ответе у доски.
- У него формируется низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь неудачи и критики.
Дислексия у детей приводит к нарушениям коммуникации со сверстниками и взрослыми. Ребенок становится молчаливым, пассивным, избегает коллективных мероприятий. У него могут возникнуть повышенная раздражительность, агрессия или депрессивные состояния.
Проблемы с чтением и письмом | Снижение успеваемости по этим предметам |
Насмешки сверстников | Тревога, снижение самооценки |
Что такое дислексия для ребенка - это мощный стрессовый фактор, влияющий как на учебную деятельность, так и на эмоциональное благополучие. Поэтому очень важна своевременная диагностика этого расстройства и адекватная логопедическая помощь.
Особенности обучения детей с дислексией
Дети с дислексией нуждаются в особых подходах при обучении. Учитывая, что дислексия - это расстройство навыков чтения, основная задача - адаптировать процесс чтения и усвоения информации из текстов.
Таким детям требуется больше времени на выполнение заданий, связанных с чтением и письмом. Следует давать им отдельные инструкции и при необходимости повторять задание, предоставлять дополнительное время для ответа.
Очень важно создать комфортную психологическую обстановку в классе, чтобы ребенок с дислексией не боялся совершить ошибку или получить низкую оценку. Педагоги должны поощрять малейшие успехи таких детей.
- Не проверять навыки чтения вслух перед всем классом, лучше делать это индивидуально.
- Разрешить пользоваться аудиокнигами, ребенок может слушать материал, если ему тяжело читать самостоятельно.
Для облегчения восприятия письменной информации рекомендуется использовать крупный шрифт (16-20 пунктов), двойной интервал. Текст лучше разбивать на небольшие абзацы, выделяя опорные слова.
Также полезно применять мнемотехнические приемы: иллюстрации, опорные схемы, ассоциации, которые облегчат детям с дислексией процесс чтения и понимания информации.
Как правило, требуется снижение учебной нагрузки для таких детей и освобождение от ряда предметов, не являющихся профильными. Главная задача - вызвать интерес к учебе и поддержать самооценку ребенка.
Современные методы нейровизуализации в диагностике дислексии
Для того, чтобы определить дислексию в каждом конкретном случае, в современной медицине активно используются методы нейровизуализации - получения изображений структур головного мозга.
К таким методам относится прежде всего магнитно-резонансная томография (МРТ). Она позволяет детально рассмотреть особенности анатомического строения различных отделов мозга, выявить возможные отклонения.
Еще один распространенный метод – позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). В основе ПЭТ лежит регистрация излучения от вводимых в организм специальных меченных молекул. Это дает информацию об уровне метаболизма в тканях мозга.
- Данные МРТ и ПЭТ помогают установить локализацию поражения мозга при дислексии.
- Также можно оценить степень выраженности морфофункциональных нарушений.
Еще одна группа методов диагностики дислексии - это методы нейрофизиологического исследования. К ним относятся:
- Электроэнцефалография (ЭЭГ) — регистрация электрической активности мозга.
- Вызванные потенциалы головного мозга — реакции на раздражители.
- Окулограмма – регистрация движений глаз.
Эти методы позволяют зафиксировать отклонения в работе центральной нервной системы, характерные для дислексии. По совокупности нейровизуализационных и нейрофизиологических данных ставится развернутое заключение о состоянии ребенка, степени выраженности дислексии, прогнозе и рекомендациях по коррекционной работе.
Роль логопеда в преодолении дислексии
Логопед играет важнейшую роль в работе с детьми, имеющими диагноз «дислексия». Для того, чтобы понять что такое дислексия в каждом конкретном случае и разработать программу коррекции, логопед проводит детальное обследование ребенка.
На первом этапе изучается анамнез, выявляются факторы, которые могли способствовать возникновению дислексии. Затем исследуется состояние речевых и неречевых функций: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Также логопед оценивает уровень сформированности психических функций, обеспечивающих процесс чтения: зрительного восприятия, пространственных представлений, мнестической деятельности, внимания, мышления. По результатам обследования делаются выводы о характере дислексии.
- Определяется ведущий механизм нарушения чтения: фонематический, аграмматический, мнестический и т.д.
- Устанавливается структура дефекта чтения: литеральная или вербальная дислексия.
После этого логопед составляет план дальнейшей коррекционной работы с ребенком, который включает:
- Развитие нарушенных компонентов устной речи, прежде всего фонематических процессов.
- Коррекцию дефектов звукопроизношения.
- Расширение словарного запаса ребенка.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение связной речи на основе работы над текстом.
- Тренировку психических функций, обеспечивающих процесс чтения (памяти, внимания и др.).
Параллельно проводится работа непосредственно над техникой чтения: сначала по слогам, затем целыми словами. Важно добиваться не только правильного, но и осознанного чтения с пониманием смысла прочитанного текста.
В сложных случаях логопед может рекомендовать медикаментозную поддержку (например, препараты, улучшающие мозговое кровообращение), а также продолжить занятия с дефектологом, нейропсихологом. Важна комплексная работа всех специалистов.