История развития науки управления включает в себя несколько основных школ: научного управления, классического (или административного), количественных методов управления, также школу поведенческих наук и человеческих отношений.
Классическая школа управления в основе своей продолжает первую самостоятельную школу в науке руководства, научную, главная идея которой заключается в разработке научных принципов и методов, способных наилучшим образом организовать работу и максимально повысить трудовую производительность. Другими словами, школа научного управления в менеджменте своей первостепенной задачей считала совершенствование рабочего процесса.
Рассматриваемая нами классическая (административная) школа управления, в целом развивавшая идеи предыдущего направления, больше ориентировалась на разработку принципов непосредственно руководства, поэтому не производственники, а именно управленцы являются ярчайшими ее представителями. Основоположник школы Анри Файоль был руководителем крупной французской компании, работа его основных последователей также имела отношение к высшему звену административного менеджмента. Их идеи основывались в значительной степени не на научной методологии, а на личном опыте.
Основные принципы классической школы менеджмента
Классическая школа управления создала систему универсальных принципов, связанных с двумя аспектами. Один из них - рациональная система управления, объединявшая разные функции бизнеса: производство, финансы и маркетинг. Второй аспект относится к построению структуры организации и управления.
Анри Файолем были сформулированы 14 принципов управления, применимых для руководства всеми типами организаций и обеспечивающих результативный рабочий процесс:
• Принцип разделения труда подразумевает, что, сократив число целей, возможно, сделать большее количество работы при улучшении ее качества, при условии, что силы, направленные на выполнение этой работы, останутся прежними. Большое количество целей, по мнению Файоля, мешает работнику сконцентрироваться на основной задаче, рассеивает его внимание и впустую тратит усилия.
• Полномочия и ответственность: первое дает право отдавать приказ, второе - его исполнять.
• Дисциплина предполагает соблюдение соглашения между работниками и организацией с обеих сторон в равной степени.
• Единоначалие: конкретный работник подчиняется строго одному непосредственному руководителю.
• Единство направления: каждая группа объединена одной целью, должна иметь общий план и одного руководителя.
• Принцип подчиненности личных интересов общим подразумевает, что интересы какого-либо одного работника подчиняются интересам группы.
• Обеспечение справедливого вознаграждения персонала поддерживает ответственных работников.
• Централизация: верное соотношение между децентрализацией и централизацией должно соответствовать определенным условиям.
• Классическая школа управления неоднозначно определила свое отношение к скалярной цепи иерархической системы руководящих должностей (от высшего до низшего звена). С одной стороны, скалярная цепь в большинстве случаев себя оправдывает, с другой стороны, нужно уметь от нее отказаться, если она наносит ущерб предприятию.
• Порядок.
• Принцип справедливости сочетает в себе доброту и правосудие.
• Стабильность рабочего места для трудящихся всегда идет на пользу организации.
• Инициатива предполагает разработку плана и его реализацию.
• Корпоративный дух усиливает эффективность работы.
Классическая школа управления внесла большой вклад в теоретическое развитие менеджмента.
Но такие аспекты, как психология, поведенческий и другие факторы, не учитывались при построении концепции, что мешает рассматривать созданную школой систему управления как безусловно эффективную.