Повесть «Портрет» была написана Н.В. Гоголем в 1835 году. Это произведение о том, как таинственный портрет, купленный на рынке бедным художником, губит его талант и душу. Гоголь мастерски показывает, как страсть к деньгам и славе отбирают у героя способность творить, а затем ведут к духовной гибели.
В статье подробно разбирается сюжет повести, дается характеристика как положительных, так и отрицательных героев. Особое внимание уделяется роли портрета в развитии событий и раскрытии главной мысли повести о пагубности жадности и тщеславия. Анализируя произведение с философской точки зрения, автор статьи делает важные выводы об универсальности его нравственного посыла.
Характеристика Андрея Чарткова
Андрей Чартков - молодой перспективный художник 22 лет. Он талантливый, трудолюбивый, целеустремленный. Гоголь подчеркивает его скромность и бедность. В то же время Чартков способен увлечься и сойти с пути истинного художника. Ему свойственны порывистость и нетерпеливость юности.
Чартков самоотверженно предан живописи, он может днями проводить за работой, забывая обо всем. Гоголь пишет, что художник способен «запереться один с собою» ради вдохновения и творчества. В то же время ему иногда хочется щегольнуть и покутить, то есть проявить себя.
Профессор предупреждает Чарткова беречь свой дар, не поддаваться соблазнам славы и денег. Это говорит о том, что юноша талантлив, но не до конца устойчив в своих устремлениях. Так Гоголь с самого начала обозначает важную коллизию между высоким предназначением художника и искушениями мирской суеты.
Роль портрета в судьбе художника
Портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе молодого талантливого художника Андрея Чарткова. Его приобретение привело к значительным переменам в жизни и творчестве Чарткова, став точкой перелома. Краткое содержание "Портрет" Гоголя повествует о том, как таинственный портрет совратил и погубил молодого талантливого художника.
- В самом начале портрет привлек внимание Чарткова своей художественной выразительностью и загадочностью. Однако вскоре он стал пугать и тревожить художника.
- Найденное в портрете золото искусило Чарткова и развратило его душу. Он отошел от истинного служения искусству и предался светской жизни и поискам славы и богатства.
- Под влиянием денег творчество Чарткова деградировало, а его душа очерствела и стала похожа на душу ростовщика, погубившего своей алчностью многих людей.
В результате трагический финал становится неизбежен, так как, утратив способность любить искусство ради искусства, Чартков теряет душу художника и начинает сходить с ума, завидуя чужим талантам и пытаясь их уничтожить. Таким образом, «краткое содержание портрет» демонстрирует роковую власть портрета ростовщика над душой художника.
Пагубное влияние денег и славы
Гоголя ярко показывает разрушительную силу золота и тщеславия, которые погубили талант Чарткова и его душу. Найденные в портрете богатства совратили молодого художника и развратили его стремление к истинному искусству.
Соблазнившись роскошной жизнью и мишурным успехом, Чартков отошел от кропотливой работы и самосовершенствования. Он забросил стремление постигать индивидуальность каждой натуры и запечатлевать живые души. Вместо этого художник начал выполнять бездушные заказные портреты по шаблону, лишь бы угодить пустой моде и щегольству.
Чем больше славы и денег получал Чартков, тем сильнее разлагалось его мастерство. Он утратил первоначальный энтузиазм юности и стал работать небрежно, производя лишь грубые ремесленные поделки. Погоня за тщеславием, положением и богатством сделала его творчество пустым и бездушным.
Парадоксально, но вместе с внешним признанием Чартков терял свой талант и связь с подлинным искусством. Он очерствел душой, и его главной страстью стала алчность, скупость и накопительство золота, как у старика-ростовщика.
- Деньги развратили творческую натуру Чарткова, заставив его променять искусство на погоню за материальными благами.
- Тщеславие исказило его отношение к живописи, сделав ремесло средством достижения славы и успеха, а не самоценным служением.
- Погоня за славой и богатством привела к деградации таланта Чарткова и утрате подлинного вдохновения.
И чем выше становился его общественный статус, тем больше художник превращался в черствого, завистливого старика, неспособного творить и убивающего в себе остатки человечности. Его стремление разрушать чужие шедевры и безумная зависть к талантам говорят о том, насколько пагубно повлияли деньги и слава на Чарткова.
Эта трагическая деградация лишний раз свидетельствует о том роковом развращающем действии, которое золото и тщеславие оказали на творческую личность. Одержимый жаждой материальных благ и признания, Чартков в итоге потерял связь с истинным искусством и собственную душу.
История создания рокового портрета
Гоголь раскрывает драматическую историю создания загадочного полотна, запечатлевшего образ жестокого ростовщика-старика. Как рассказывает художник Б., портрет был написан его отцом - талантливым самоучкой.
Отец Б. жил со своей семьей поблизости от дома мрачного ростовщика, вокруг которого ходили дурные слухи. Ростовщик давал деньги под проценты, разоряя жизни своих клиентов. Многие страдали от несчастий после получения его кредитов. Судьбы меценатов, князей и простолюдинов оказывались сломлены из-за неведомого рокового влияния золота старика-азиата.
Работая над образом демона для церковного заказа, отец Б. невольно задумался о том, что лик этого жуткого ростовщика вполне мог бы подойти для воплощения нечистой силы. Вскоре сам ростовщик заказал свой портрет, требуя запечатлеть себя как можно живее. Поначалу отец Б. старался работать, но постепенно им овладел необъяснимый ужас.
Он так и не закончил портрет, однако недоделанное полотно чудесным образом вернулось к автору после смерти заказчика-ростовщика. С тех пор характер отца Б. стал меняться к худшему, он завидовал и озлобился на своего талантливого ученика. Словно подпав под проклятое влияние незавершенного портрета, художник осознал, что стал орудием злых сил.
Череда семейных трагедий заставила его покаяться. Приведя сына в Академию художеств, он ушел в монастырь, а затем стал отшельником. Лишь очистив душу, он создал величайшее творение - картину Рождества Христова. Именно тогда сын узнал от отца мрачную историю рокового портрета и дал обещание уничтожить его, если когда-либо встретится с ним. «Краткое содержание портрет» таким образом раскрывает трагический путь создания проклятого полотна, ставшего воплощением демонической сущности безжалостного ростовщика.
Характеристика ростовщика
Гоголь рисует образ ростовщика как воплощение зла и демонической жадности. Этот таинственный персонаж выступает в роли разрушителя человеческих судеб, безжалостно ломающего жизни всех, кто принимает от него золото.
Внешне ростовщик представляет собой высокого смуглолицего старика с восточной внешностью и властным взглядом горящих глаз. Его одежда характеризуется как «просторное азиатское одеяние», отсылающее к чужеродной демонической природе этого существа.
Главное качество ростовщика - его неуемная, разрушительная алчность. Он давал деньги под видом выгодных условий, но на самом деле превращал людей в пожизненных рабов, забирая их души. Даже меценаты и просвещенные князья, брали у него кредиты, попадали во власть недоброго влияния золота и становились совсем другими.
- Азиатская внешность указывает на чуждость и демоническую природу.
- Неистовый горящий взгляд символизирует властную жадность и жестокость.
- Богатство служит инструментом подчинения и разрушения человеческих душ.
На примерах погубленных меценатов и князей Гоголь демонстрирует, что золото ростовщика превращало самых добродетельных людей в завистников, убийц и безумцев. Их стремления к просвещению или романтической любви оборачивались гибелью под гнетом беспощадного долга и неутолимой страсти к накоплению.
Кроме того, портрет ростовщика обладал роковым воздействием и после смерти своего владельца. Он развращал художника и его семью, принося неисчислимые беды. Даже священное творчество отца художника Б. не уберегло его от демонического влияния алчного ростовщика. .
Главная мысль и актуальность «Портрета»
«Краткое содержание портрета» Гоголя раскрывает универсальную идею о трагических последствиях духовного падения талантливой личности, совращенной алчностью, тщеславием и завистью. Эта притча о губительном воздействии пороков на творческую натуру остается актуальной и сегодня.
Главный посыл произведения заключается в том, что истинный талант - это не только дар, но и моральная ответственность перед обществом и искусством. Погоня за богатством и славой, жажда наживы неизбежно разрушают связь с настоящим творчеством.
Как показывает пример Чарткова, деньги и почести могут стать соблазном, уводящим художника с пути служения подлинным идеалам. Жертвуя талантом ради материального благополучия, он теряет человечность, становится чужд красоте и любви.
- Настоящий талант требует беззаветной преданности и нравственной стойкости.
- Тщеславие и алчность разъедают талант и убивают творческую душу.
- Зависть к чужим дарованиям ведет к черствости и безумию.
Гоголь напоминает, что творческий дар - это высокое предназначение, требующее осознанности и самоотдачи. Предавая искусство, художник предает свою суть, утрачивая связь с лучшим в себе. Поэтому печальна участь Чарткова - он превратился в жалкого беса, завидующего чужим талантам.
Кроме того, через образ ростовщика автор предупреждает об опасности жажды наживы и власти, развращающей души. Его золото - яд, калечащий судьбы людей. Поддавшись этому демону алчности, Чартков сам становится подобием бездушного ростовщика.
Контрастом служит фигура отца Б. - он избрал путь искупления греха зависти и смог возвыситься духовно. Осознание собственных пороков, аскеза и служение Богу помогли ему создать картину как свидетельство торжества человеческого духа.
Таким образом, краткое содержание «Портрета» являет глубокий смысл о необходимости нравственного бодрствования таланта. Путь к падению легок, а цена ему - потеря смысла жизни. В вечной борьбе между Красотой и Мерзостью талант должен стоять на страже красоты, не поддаваясь разрушительным соблазнам.