Станция метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии является одной из старейших в Московском метрополитене. Во многом ее история связана с расположенным рядом Павелецким вокзалом, в здании которого находится южный вестибюль станции.
«Павелецкая» открылась 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди строительства метро. Изначально станция была двухсводчатой пилонной конструкции, однако в 1948 году началась ее реконструкция с переходом на колонную трехсводчатую схему.
Открытие станции
Станция метро «Павелецкая» Замоскворецкой линии была открыта 20 ноября 1943 года в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена. Она была построена на уже действующем участке «Площадь Свердлова» (сейчас «Театральная») — «Завод имени Сталина» (сейчас «Автозаводская») между станциями «Новокузнецкая» и «Автозаводская». «Павелецкая» стала 25-й станцией Московского метрополитена.
Изначально планировалось открыть станцию в составе второй очереди в декабре 1939 года. Однако начавшаяся Великая Отечественная война приостановила строительство, которое возобновилось только в 1942 году. Из-за задержек с поставкой эскалаторов с 1 января 1943 года поезда через станцию проследовали без остановки. Лишь после того, как эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили летом 1943 года, станция начала функционировать в полном объеме.
«Павелецкая» была построена по проекту архитекторов братьев Весниных. Первоначальный замысел включал облицовку смальтовой мозаикой и воплощал тему индустриального расцвета Донбасса и социалистической Украины. Однако из-за военных обстоятельств проект пришлось упростить, и станция была открыта двухсводчатой пилонной.
Хотя изначально планировалось название «Донбасская», станция получила имя «Павелецкая» по расположенному неподалеку «Павелецкому вокзалу». Южный вестибюль станции, выполненный в виде отдельно стоящего кубического павильона, также был открыт одновременно с ней в «1943 году».
Реконструкция в 1948-1959 годах
В 1948 году началась масштабная «реконструкция станции "Павелецкая"», продолжавшаяся более 10 лет. Авторами нового проекта стали архитекторы С. В. Лященко и Е. С. Демченко. Они разработали концепцию перестройки станции из пилонной в колонную трехсводчатую.
Работы велись поэтапно. Сначала в 1953 году был реконструирован короткий участок у северного выхода - всего три колонных секции. Здесь же был открыт эскалаторный тоннель к одноименной станции "Павелецкая" на Кольцевой линии», организовав пересадку.
В 1955 году открылся следующий отрезок от северного вестибюля до центра станции с одним спуском в переход на Кольцевую линию. А в 1959 году реконструкция завершилась - заработал участок от центра до южного торца, где осталась пилонная часть у эскалатора.
Таким образом, за 11 лет преобразований платформа «Павелецкой» приобрела современный колонно-пилонный облик. Сохранилась лишь небольшая пилонная секция, чтобы не закрывать важный выход к Павелецкому вокзалу.
Во время реконструкции были добавлены отделка из мрамора, гранита и металла, арочные своды и кессоны для освещения. Так колонно-пилонная «Павелецкая» обрела изящество и торжественность сталинского ампира.
Архитектурные особенности
Современный архитектурный облик станции «Павелецкая» во многом сложился после реконструкции 1950-х годов. Бόльшая часть платформы выполнена в виде колонной трехсводчатой конструкции с изящными рядами колонн.
Основной зал станции состоит из куполов, опирающихся на колонны, соединенные арками. Своды боковых залов ниже и украшены шатровыми куполами. Вершины куполов прикрыты кессонами со светильниками.
Колонны и стены отделаны белым мрамором Коелги. Капители колонн декорированы медальонами с серпом и молотом. Пол выстлан серо-розовым гранитом, которым же облицован низ путевых стен.
В южной пилонной части центральный зал сужается к эскалатору. Мощные пилоны отделаны светло-розовым мрамором «уфалей». Перед эскалатором тоннель практически не облицован.
Такое сочетание пилонов и колонн придает станции "Павелецкая" уникальный архитектурный облик, соединяющий монументальность сталинской эпохи и изящество «старого» метро.
Переход на Кольцевую линию
Уникальной особенностью станции "Павелецкая" является наличие перехода на одноименную станцию Кольцевой линии. Он был открыт в 1953 году в ходе реконструкции станции.
Переход начинается в центре зала лестничной камерой, где расположены разделенные спуск и подъем. Стены камеры облицованы красным грузинским мрамором с окаменелостями древних морских обитателей.
Далее следует длинный сводчатый коридор с арочными нишами для освещения. В 1959 году был добавлен второй спуск на станцию Кольцевой линии.
Длина перехода составляет около 200 метров, что делает его самым протяженным в московском метро. Коридор соединяет центральный и боковой залы двух станций "Павелецкая". Так была организована удобная пересадка между линиями.
Интересные факты
Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приема восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.
Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.
Станция в кино и литературе
За десятилетия существования станция метро «Павелецкая» не раз становилась местом действия в произведениях литературы и кинематографа.
В частности, финальная сцена фильма «Сверстницы» (1959) снималась на северном вестибюле "Павелецкой". Герои поднимались по эскалатору глубокой ночью, после того как ушел последний поезд.
Станция также появляется в антиутопическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и одноименной компьютерной игре. Согласно сюжету, после ядерной войны "Павелецкая" становится одной из обитаемых станций московского метро.
В голливудском боевике «Огненный лис» с Клинтом Иствудом "Павелецкая" служит местом для побега героя от агентов КГБ. В фильме показан южный вестибюль станции.
Кроме того, "Павелецкая" упоминается в стихотворениях поэтов ХХ века. Так, в числе прочих станций она фигурирует в произведении Игоря Иртеньева «На Павелецкой-радиальной».