Функции чувств: разные типы и их значения

Чувства, ощущения и восприятие - неотъемлемые составляющие внутреннего мира человека. Они позволяют ему получать информацию из внешнего мира, анализировать ее, делать выводы и принимать решения. Без этих механизмов невозможно полноценное функционирование человека как личности.

В статье рассматриваются различные аспекты роли чувств, ощущений и восприятий в жизни человека. Анализируются такие функции, как коммуникативная, регулятивная, познавательная, оценочная и другие. Показана их роль в приспособлении человека к окружающей среде и взаимодействию с другими людьми.

Регулятивная функция чувств

Регулятивная функция чувств заключается в том, что чувства регулируют поведение и деятельность человека. Они побуждают к активным действиям или, наоборот, тормозят активность в зависимости от того, насколько ситуация соответствует потребностям и интересам индивида. Таким образом, чувства выполняют мотивирующую и стимулирующую функции.

  • Положительные эмоции (радость, восторг, удовольствие) активизируют и мобилизуют человека, побуждают к определенным действиям.
  • Отрицательные эмоции (страх, гнев, разочарование) заставляют человека избегать нежелательных действий, ситуаций, людей.

Благодаря регулятивной функции чувств обеспечивается адаптивное поведение человека, направленное на удовлетворение его потребностей и сохранение психического равновесия. Эта функция реализуется через механизм обратной связи: информация от чувств используется для корректировки и оптимизации дальнейших действий.

Кроме того, регулятивная функция чувств проявляется в том, что они управляют вниманием и когнитивными процессами. Эмоционально значимые события и объекты привлекают внимание человека, а связанные с ними мысли и образы становятся доминирующими в сознании. Так эмоции определяют, какую информацию человек будет воспринимать и перерабатывать преимущественно.

Коммуникативная функция ощущений

Коммуникативная функция заключается в том, что ощущения являются средством общения и передачи информации между людьми. С помощью мимики, жестов, интонации голоса человек выражает свои ощущения и эмоциональные реакции, делится ими с окружающими.

Эта функция реализуется благодаря тому, что выражения лица, позы, движения тела имеют определенное значение и смысл в культуре. Люди интерпретируют их как признаки конкретных эмоциональных состояний. Таким образом происходит коммуникация на уровне ощущений без слов.

Кроме невербальной коммуникации, ощущения передаются и с помощью речи. Человек описывает свои телесные ощущения, что позволяет понять его самочувствие и отношение к происходящему. Например: «Мне тепло и уютно», «Эта музыка пробирает до костей». Такие высказывания несут эмоциональную нагрузку и влияют на собеседника.

Благодаря коммуникативной функции ощущений становится возможным эмоциональный резонанс между людьми. Мы заражаемся настроениями друг друга, сопереживаем, что сплачивает нас и укрепляет социальные связи.

Познавательная роль восприятия

Познавательная функция восприятия состоит в том, что оно является основным источником информации об окружающем мире. Именно благодаря процессам восприятия человек получает данные о свойствах и качествах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Кроме того, восприятие позволяет устанавливать связи между объектами и явлениями, выявлять причинно-следственные отношения. На основе перцептивных образов формируются понятия, суждения, умозаключения, то есть происходит познавательная деятельность.

Также восприятие имеет тесную связь с другими познавательными процессами: вниманием, памятью, мышлением. Внимание направляет и организует работу органов чувств, определяя, какую именно информацию человек будет воспринимать. Память сохраняет следы восприятия, возвращает перцептивные образы и позволяет анализировать их. А на основе воспринятых образов формируются абстрактные понятия и осуществляется мыслительная деятельность.

Таким образом, благодаря своей познавательной функции восприятие обеспечивает контакт человека с действительностью и является фундаментом для интеллектуальной деятельности и накопления знаний об окружающем мире.

Сигнально-ориентировочная функция чувств

Сигнально-ориентировочная функция чувств заключается в информировании человека об актуальных потребностях, опасностях и возможностях, требующих его внимания и реакции. Чувства выступают как система «раннего оповещения», позволяя быстро оценить значимость происходящего.

Это проявляется, например, в том, что голод, жажда, физическая боль сигнализируют о нарушении гомеостаза и необходимости предпринять активные действия для устранения дискомфорта. А положительные эмоции, наоборот, говорят об удовлетворении потребностей организма.

функции чувств

Кроме того, чувства выполняют ориентировочную функцию: помогают определить ценность и значимость объектов окружающей среды с точки зрения актуальных потребностей. Например, запах и вид пищи вызывают аппетит, если человек голоден. А красивый пейзаж радует глаз, если есть потребность в эстетических переживаниях.

Также чувства сигнализируют об опасности и побуждают к защитным реакциям. Страх, тревога, паника возникают как реакция на угрожающую ситуацию и заставляют человека действовать: убегать, атаковать, прятаться. То есть мобилизуют его ресурсы для самосохранения.

Мотивационно-побудительная роль ощущений

Мотивационно-побудительная функция ощущений заключается в порождении побуждений, мотивов и целей. Ощущения непосредственно связаны с актуальными потребностями человека в данный момент и являются исходной точкой формирования мотивов.

Например, ощущения голода, жажды порождают мотивы принятия пищи и воды. Эстетические переживания и наслаждение прекрасным мотивируют заниматься творчеством. Боль и дискомфорт побуждают избегать определенных ситуаций в будущем.

Кроме того, положительные эмоции и ощущения удовольствия, радости, восторга выступают сильным подкреплением, закрепляя мотивационную тенденцию повторять действия, которые привели к этим переживаниям. Отрицательные же переживания, наоборот, формируют мотивацию избегания.

Таким образом, на основе ощущений конструируется субъективная картина мира с выделением объектов, представляющих ценность и значимость для человека. Эти представления направляют и регулируют его поведение.

Экспрессивно-оценочная функция восприятия

Экспрессивно-оценочная функция восприятия заключается в выражении эмоционального отношения человека к воспринимаемым объектам и формировании оценки их свойств. На основе перцептивных характеристик объекта возникают эмоции и чувства, которые придают ему определенную ценность.

Например, восприятие приятных телесных ощущений от комфортной температуры или вкусной еды сопровождается положительными эмоциями, что формирует представление об их ценности. А боль или неприятные запахи оцениваются как негативные раздражители, которых следует избегать.

Также данная функция реализуется в эстетической оценке воспринимаемых объектов, когда на основе их сенсорных свойств возникает чувство прекрасного или безобразного. Это чувство выражается в мимике, жестах, возгласах человека, демонстрируя его оценочное отношение.

Функция подкрепления поведения

Данная функция ощущений и чувств заключается в закреплении полезных и жизненно важных форм поведения посредством положительных эмоций. Если действия человека приводят к приятным ощущениям и переживаниям, он получает эмоциональное подкрепление, мотивирующее повторять эти действия снова.

Например, вкусная еда вызывает удовольствие, что подкрепляет мотивацию принимать пищу и готовить определенные блюда. Достижение целей и успех в значимой деятельности переживаются как радость и восторг, стимулируя человека к дальнейшей активности и самореализации.

С другой стороны, неприятные ощущения и отрицательные эмоции тормозят и подавляют те формы активности, которые к ним привели. Так реализуется функция отрицательной обратной связи, позволяющей избегать действий с неблагоприятными последствиями.

функции чувств

Регуляция физиологических состояний

Чувства играют важную роль в регуляции физиологических состояний организма. Они сигнализируют о возникновении потребностей, способствуют мобилизации организма для их удовлетворения. Например, чувство голода стимулирует поиск пищи, жажда - поиск воды. Положительные эмоции, испытываемые в процессе удовлетворения потребностей, усиливают жизнедеятельность организма. Отрицательные эмоции сигнализируют об опасности и мобилизуют защитные реакции.

Чувства оказывают сильное влияние на вегетативные функции - дыхание, сердцебиение, пищеварение. Сильные эмоции могут вызвать учащение пульса и дыхания, повышение кровяного давления, расстройства желудочно-кишечного тракта. Приятные чувства, наоборот, оказывают успокаивающее и расслабляющее действие.

Ощущения несут информацию об изменениях, происходящих во внутренних органах и системах организма, что позволяет своевременно реагировать на них. Болевые ощущения предупреждают о повреждениях тканей. Температурные ощущения информируют об изменении теплового баланса. Висцеральные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних органов.

Влияние на интеллектуальную деятельность

Чувства оказывают значительное влияние на интеллектуальную деятельность человека. Они могут как стимулировать, так и тормозить мыслительные процессы. Положительные эмоции, такие как радость, воодушевление, удовольствие, способствуют активизации умственной деятельности. Они повышают внимание, улучшают память и мышление. Человек в хорошем расположении духа легче сосредотачивается, быстрее усваивает новую информацию.

Отрицательные эмоции, напротив, оказывают тормозящее воздействие. Страх, тревога, печаль отвлекают от мыслительной работы, снижают способность к концентрации внимания и логическим операциям. Наиболее благоприятны для интеллектуальной деятельности умеренные положительные эмоции. Слишком сильные переживания также мешают сосредоточиться.

Важную роль в мыслительных процессах играют интеллектуальные чувства - любопытство, удивление, чувство проблемной ситуации. Они стимулируют познавательную активность, направляют мышление на поиск ответов и решений. Ощущения обеспечивают мышление необходимой информацией из внешнего мира. Без ощущений невозможно формирование представлений и понятий. Восприятие синтезирует отдельные ощущения в целостные образы предметов и явлений, что создает основу для абстрактного мышления.

Таким образом, чувства, ощущения и восприятие тесно взаимосвязаны с мышлением. Они во многом определяют его продуктивность и направленность. Разумная регуляция эмоциональных состояний позволяет оптимизировать интеллектуальную работу.

Формирование ценностных ориентаций

Чувства играют важную роль в формировании ценностных ориентаций личности. Ценности - это значимые для человека объекты и явления окружающего мира. Чувства позволяют оценить значимость тех или иных объектов и явлений, определить их личностный смысл.

Положительные эмоции, испытываемые по отношению к чему-либо, говорят о его ценности для человека. Например, если общение с близкими друзьями приносит радость и удовольствие, значит, дружба является важной жизненной ценностью. Если чтение хорошей книги вызывает интерес и воодушевление, значит, книги и знания ценны для данного человека.

Отрицательные эмоции, наоборот, сигнализируют о неприятии, нежелательности чего-либо. Страх и тревога в связи с каким-то явлением говорят о его опасности и негативной ценности.

Таким образом, именно эмоциональное отношение позволяет выделить наиболее значимые объекты и сформировать устойчивую систему ценностных ориентаций личности.

Воздействие на самосознание

Чувства оказывают существенное влияние на формирование самосознания и самооценки человека. Самосознание включает представление о себе, оценку своих качеств и возможностей. Эта оценка во многом определяется переживаемыми чувствами.

Позитивные эмоции, такие как гордость, удовлетворение, уверенность в себе, повышают самооценку и укрепляют положительный образ Я. Они возникают в ситуациях успеха, достижения целей, положительной оценки окружающих. Негативные эмоциональные переживания, напротив, снижают самооценку. Чувство вины, стыда, неуверенности деформируют представление человека о себе, порождают комплексы и внутренние конфликты.

Таким образом, для формирования адекватной, устойчивой и позитивной самооценки крайне важно переживание человеком состояний эмоционального благополучия и удовлетворенности собой. Помимо эмоций, на самосознание влияют интеллектуальные чувства, связанные с познавательной деятельностью.

Чувство удовлетворения от решения сложной задачи повышает оценку человеком своих интеллектуальных способностей. Любопытство и интерес как проявление познавательной потребности укрепляют представление о себе как о развивающейся, самосовершенствующейся личности.

Таким образом, благодаря чувствам формируется не только оценка человеком своих качеств и возможностей, но и образ себя в будущем, жизненные стремления и идеалы.

Роль в творческой деятельности

Чувства играют важную роль в творческой деятельности человека. Они выступают источником вдохновения и мотивации для создания новых произведений искусства, научных открытий, технических изобретений. Эмоции художника, писателя, композитора находят свое выражение и воплощение в создаваемых ими произведениях.

Глубокие переживания придают творчеству особую выразительность и силу воздействия. Положительные эмоции, такие как воодушевление, восторг, увлеченность усиливают творческую активность. Они способствуют формированию замысла, нахождению оригинальных идей и образов. Вместе с тем, источником творчества нередко становятся драматические переживания, напряженные поиски смысла, преодоление внутренних конфликтов и кризисов.

Эти сложные эмоциональные состояния также могут послужить импульсом к созданию значимых произведений. Большое значение имеют интеллектуальные чувства - любопытство, удивление, чувство противоречия. Они направляют мышление творца на поиск нестандартных решений, стимулируют критическое отношение к устоявшимся взглядам.

Таким образом, чувства служат как источником вдохновения, так и движущей силой в преодолении трудностей творческого процесса. Они во многом определяют оригинальность и глубину создаваемых произведений.

Значение для адаптации к среде

Чувства, ощущения и восприятие играют важную роль в адаптации человека к окружающей среде. Они позволяют получать информацию об изменениях внешних условий и вырабатывать адекватные формы поведения. Эмоции сигнализируют о благоприятности или неблагоприятности внешних воздействий по отношению к потребностям человека.

Положительные эмоции говорят об удовлетворении потребностей и благополучии. Отрицательные эмоции предупреждают об угрозе и мобилизуют защитные реакции. Ощущения непрерывно информируют мозг о состоянии внешней и внутренней среды организма: температуре, давлении, составе воздуха и так далее. Это позволяет своевременно реагировать на изменение условий. Например, ощущение жажды заставляет искать воду, озноб - укрыться теплее. Болевые ощущения предупреждают о повреждениях и необходимости щадить больное место.

Восприятие синтезирует массу разрозненных сигналов в целостный образ ситуации. Это дает возможность адекватно ориентироваться в окружающей обстановке и выбирать соответствующие способы поведения. Например, воспринимая приближающийся автомобиль, человек успевает отскочить с дороги.

Таким образом, благодаря чувствам, ощущениям и восприятию, человек получает информацию, необходимую для удовлетворения потребностей и адаптации к постоянно меняющимся внешним условиям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.