Самодельный снегоход: как сделать его своими руками? Советы опытных мастеров

Строительство собственного снегохода - отличный способ сэкономить и получить транспортное средство, идеально подходящее для ваших нужд. В этой статье мы рассмотрим несколько вариантов самодельных снегоходов и дадим полезные рекомендации по их сборке.

Главное при создании снегохода - правильно подобрать мотор, шасси и гусеницы. От этого будут зависеть мощность, управляемость и проходимость вашего транспортного средства. Для каждого компонента в статье приведены конкретные советы и варианты решений.

Выбор подходящего двигателя

При создании самодельного снегохода одним из ключевых этапов является подбор подходящего двигателя. Он должен обеспечивать достаточную мощность и крутящий момент для передвижения по снегу с хорошей скоростью. В то же время двигатель не должен быть слишком тяжелым, чтобы не нарушать баланс конструкции.

Наиболее распространенным выбором для самоделки являются бензиновые одноцилиндровые двигатели внутреннего сгорания от мотоциклов, мопедов, бензопил или мини-тракторов. Их относительно небольшой вес и компактные габариты позволяют разместить в ограниченном пространстве рамы. Для самодельного снегохода на гусеницах мощность в пределах 10-25 л. с. будет оптимальной.

При выборе конкретной модели двигателя следует обращать внимание на такие параметры как:

  • Мощность и крутящий момент;
  • Рабочий объем и число цилиндров;
  • Система запуска: электростартер или ручной стартер;
  • Наличие генератора и аккумулятора;
  • Тип топлива: бензин или дизель.

Также при выборе стоит учитывать наличие запчастей и ремонтопригодность конкретной модели в вашем регионе. Это важно для дальнейшего обслуживания и поддержания работоспособности самодельного снегохода.

Рассмотрим несколько вариантов популярных моторов для снегоходов сделанных своими руками:

  1. Мотовоз - одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель объемом 250-350 куб.см с ручным стартером, выпускается НПО Сатурн;
  2. Двигатель Robin - надежный одноцилиндровый мотор производства Subaru / Fuji Heavy Industries мощностью 8-13 л.с.;
  3. Мотор бензопилы STIHL, Husqvarna или "Дружба" - достаточно мощный и ремонтопригодный вариант для снегохода.
  4. Двигатель мотоцикла или мопеда - ИЖ, "Восход", "Урал" и др. Обычно требует адаптации под снегоход.
Двигатель для снегохода установлен на раме

Конструирование прочной металлической рамы

Рама является одним из ключевых элементов конструкции самодельного снегохода. От прочности и жесткости рамы зависит надежность, управляемость и долговечность всего снегохода. При проектировании рамы нужно учитывать особенности воздействия нагрузок при движении по снегу и пересеченной местности.

Наиболее распространенным материалом для изготовления рамы самодельного снегохода является стальной профиль квадратного или прямоугольного сечения, который сваривается в единую конструкцию. Сталь обеспечивает высокую прочность при относительно небольшом весе. Профиль позволяет быстро сварить жесткую раму, используя угловые соединения.

При проектировании рамы важно правильно рассчитать ее геометрию с учетом размещения остальных узлов и агрегатов снегохода – двигателя, гусеничного привода, топливного бака, сиденья водителя. Рама должна иметь необходимые точки и площадки крепления этих элементов.

Рассмотрим основные этапы конструирования рамы, которые помогут сделать самодельный снегоход:

  1. Подбор материала и профиля для рамы: определение требуемых размеров, толщины металла, сечения профиля;
  2. Расчет нагрузок и определение силового каркаса: использование пластин и ребер жесткости в зонах повышенных нагрузок;
  3. Разработка общей компоновки – размещение узлов и агрегатов относительно рамы для оптимальной развесовки;
  4. Проектирование узлов крепления двигателя, подвески, рулевого управления и прочих элементов;
  5. Добавление необходимых вырезов, люков, отверстий под будущую проводку и органы управления.

При изготовлении рамы в домашних условиях целесообразно применять электродуговую или полуавтоматическую сварку для получения прочных и качественных швов. Необходимо контролировать соблюдение перпендикулярности элементов рамы и заданных зазоров. После сварки раму следует очистить от шлака и окалины, затем выполнить ее антикоррозийную обработку грунтовкой и покраской.

Для увеличения жесткости целесообразно применять раскосы, поперечные балки и ребра из стального уголка, привариваемые между лонжеронами рамы. При необходимости можно изготовить съемный каркас из металлических труб, который надевается поверх серийной рамы снегохода или мотовездехода.

Помимо стальных рам иногда применяют конструкции из дерева или алюминиевых сплавов. Однако они обладают меньшей прочностью и пригодны только для очень легких снегоходов.

Подбор оптимальных гусениц и привода

Гусеничный движитель является оптимальным решением для снегоходной техники. Гусеницы обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью снега и возможность преодолевать сугробы и заносы. Подбор гусениц и конструкция гусеничного привода — важнейшие элементы при создании самодельного снегохода.

Основные требования к гусеницам самодельного снегохода:

  • Достаточная ширина для оптимального распределения веса машины по площади опоры;
  • Наличие грунтозацепов для сцепления с поверхностью;
  • Прочность материала и надежное крепление звеньев гусеничной ленты;
  • Соответствие параметров применительно к мощности и весу снегохода.

Для легких самодельных снегоходов широко используются резинометаллические гусеницы с различными видами грунтозацепов, применяемые на мотокультиваторах, минитракторах или в составе снегоболотоходов.

Также перспективным является применение пластиковых гусениц со стальными вставками. Они дешевле, обладают меньшим весом и хорошо зарекомендовали себя на квадроциклах и мини-технике для активного отдыха.

Самый распространенный тип гусеничного движителя для самоделки – с задним расположением ведущих колес. Передние направляющие колеса изменяют направление движения снегохода. Такое решение проще в изготовлении и обслуживании по сравнению с полноприводными моделями.

Рассмотрим конструктивные особенности гусеничного привода самодельного снегохода:

  1. Редуктор (коробка передач) – понижает обороты двигателя и увеличивает крутящий момент;
  2. Муфта сцепления – необходима для плавного трогания и предохранения трансмиссии от перегрузок;
  3. Ведущие звездочки – передают крутящий момент к ведущим колесам гусеничной ленты;
  4. Направляющие колеса и ролики – обеспечивают правильное движение гусеницы по заданной траектории;
  5. Подвеска гусеничного движителя – гасит колебания для плавного хода.

В целом привод гусениц должен быть надежным, не требовать частого обслуживания и ремонта. Важно предусмотреть качественную защиту элементов трансмиссии от снега и грязи. Регулярно проверяйте затяжку резьбовых соединений.

Подбор параметров гусениц и конструкция привода зависят от типа рамы, массы снегохода и особенностей предполагаемой эксплуатации. Опытные мастера уделяют этому вопросу много внимания при создании самодельных снегоходов.

Гусеницы снегохода в снегу

Сборка рулевого управления и органов управления

Для управления самодельным снегоходом необходимо смонтировать рулевое управление, органы управления дроссельной заслонкой (газом), сцеплением и тормозом. Эргономичная компоновка и надежная конструкция систем управления важны для безопасности и комфорта при езде на самоделке.

Рулевое управление обычно выполняется по схеме мотоциклетного типа с рулем в виде высоко поднятой рукоятки. Реже используется автомобильный вариант рулевого колеса. Управляющее воздействие передается к поворотному кулаку гусеничного движителя при помощи рулевых тяг или жесткого вала.

При монтаже системы рулевого управления необходимо обеспечить:

  • Надежное крепление рукоятки руля и деталей привода на раме;
  • Плавность хода и отсутствие люфтов в соединениях и опорах;
  • Достаточный максимальный угол поворота управляемых колес или лыж;
  • Удобное положение рукоятки руля для водителя в сидячем положении.

Управление дроссельной заслонкой карбюратора осуществляется при помощи ручки газа с гибкой тросовой проводкой. Ручку удобно расположить на правой стороне руля. Ход рукоятки газа должен быть плавным, без заеданий.

Для управления сцеплением используется рычаг, связанный тросиком с выжимным подшипником на валу коробки передач. Установите рычаг в удобном для ноги водителя месте. Ход должен составлять 20-30 мм с обеспечением полного выключения сцепления.

Для остановки снегохода используется тормозная система:

  • Ножной тормоз воздействует на трансмиссию или ведущее колесо;
  • Ручной тормоз блокирует гусеничную ленту для стоянки.

Комбинированное использование обоих тормозов обеспечивает короткий тормозной путь. Предусмотрите регулировку натяжения тросов и зазоров в приводе.

Также на руле или панели приборов следует установить:

  • Выключатель зажигания с блокировкой для предотвращения несанкционированного запуска;
  • Кнопка электростартера;
  • Переключатель фар и световых приборов;
  • Звуковой сигнал (клаксон).

Все органы управления должны быть в зоне легкой доступности для водителя. Уделите особое внимание надежности электропроводки при установке осветительных приборов.

Облицовка корпуса для защиты от снега и ветра

Облицовка корпуса самодельного снегохода необходима для защиты водителя от воздействия набегающего потока воздуха, снега и низких температур. Обтекатель должен быть прочным и надежно закрепленным.

Основные требования к облицовке снегохода:

  • Аэродинамичность формы для уменьшения лобового сопротивления;
  • Достаточная высота и ширина для защиты ног, туловища и рук водителя от ветра;
  • Прочный каркас из профиля, дерева или пластика;
  • Обшивка из пластика, стеклопластика, кожи, жести или других листовых материалов.

Для облицовки корпуса чаще всего используют:

  • Стеклопластик - прочный, недорогой материал, технологичный в изготовлении обтекателей сложной формы;
  • Полиэтилен (пластик) - доступный, легко поддающийся термоформовке материал;
  • Алюминиевый или стальной лист - пластичный, позволяет делать съемные панели;

Для дополнительной жесткости используются алюминиевые или деревянные профили, рейки, бруски. Они формируют основу каркаса, на который затем крепится обшивка.

Конструкцию обтекателя можно сделать как цельной, так и разборной для удобства технического обслуживания снегохода. Например, съемные боковые панели или верх на петлях/защелках.

Технология изготовления облицовки:

  1. Изготовление каркаса;
  2. Разметка отверстий для крепежа и элементов органов управления;
  3. Формовка панелей обшивки согласно контуру каркаса;
  4. Соединение деталей обтекателя между собой и с рамой;
  5. Уплотнение стыков для герметичности и установка дополнительного оборудования.

С лицевой стороны обтекателя должно быть достаточное пространство для ног водителя в его рабочем положении за рулем. Также важно обеспечить хороший периферийный обзор и вентиляцию снегомобиля.

Качественно выполненная облицовка позволяет увеличить скорость и дальность поездок на самодельном снегоходе за счет улучшения аэродинамики и комфорта водителя.

Первый тестовый запуск и настройка ходовой

После завершения сборки наступает волнительный момент - первый запуск и обкатка самодельного снегохода. Необходимо провести предпусковые проверки и поэтапные испытания для выявления и устранения возможных неисправностей.

Перед запуском двигателя проверьте:

  • Уровни технических жидкостей в двигателе и трансмиссии;
  • Надежность крепления узлов и агрегатов;
  • Работу органов управления и электрооборудования;
  • Легкость перемещения подвижных элементов подвески и ходовой.

Запуск производите на открытой площадке. При первых запусках рекомендуется страховать снегоход от самопроизвольного движения.

После запуска прогрейте двигатель и проверьте работоспособность механизмов на холостом ходу. Затем плавно включите сцепление и увеличьте обороты для начала движения.

Во время движения следите за показаниями контрольных приборов, температурой и давлением в системах двигателя. Проверьте эффективность работы тормозной системы.

После обкатки на 10-20 км осмотрите снегоход и все узлы для выявления дефектов, которые исправьте перед дальнейшей эксплуатацией:

  • Подтяните ослабленные болтовые соединения;
  • Отрегулируйте натяжение гусеничной ленты и цепной передачи;
  • Устраните вибрации в элементах подвески и трансмиссии;
  • Доработайте конструкцию при необходимости.

Перед выездом на трассу отрегулируйте световые приборы, проверьте сигналы поворота и звуковой сигнал для безопасного управления снегоходом в дорожных условиях.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.