Амур и Психея: любовь, сильнее смерти

Скульптура "Амур и Психея" - одно из самых известных произведений великого итальянского скульптора конца XVIII века Антонио Кановы. Это вдохновенное воплощение древнегреческого мифа о любви бога Амура и смертной девушки Психеи. Канова мастерски передал момент пробуждения Психеи ото сна смерти поцелуем возлюбленного.

Статья рассказывает об истории создания шедевра Кановы, сюжете произведения, его символическом значении и популярности скульптурной группы.

История создания скульптуры «Амур и Психея»

Скульптура «Амур и Психея» была создана итальянским скульптором Антонио Кановой в конце XVIII века. Произведение было выполнено по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусств барона Каудора в 1787 году. Канова работал над скульптурой в своей мастерской в Неаполе.

Для создания композиции Канова вдохновился древнеримской повестью «Метаморфозы, или Золотой осел» авторства Апулея. В этом литературном произведении рассказывается история любви бога Амура и смертной девушки Психеи. Скульптор выбрал кульминационный момент сюжета – пробуждение Психеи ото сна поцелуем Амура.

Работу над мраморной скульптурой Канова завершил в 1793 году. Из-за сложностей с транспортировкой готовое произведение долгое время оставалось в мастерской скульптора в Неаполе. За это время шедевр Кановы успело полюбиться итальянской публике. Только в 1798 году скульптуру удалось отправить заказчику в Шотландию.

Таким образом, создание скульптуры «Амур и Психея» относится к концу XVIII века. Это одно из самых известных произведений Кановы, вдохновленное античной литературой. Работа над композицией велась в Неаполе и заняла около 6 лет.

Сюжет произведения и его символика

Скульптура «Амур и Психея» Кановы изображает один из ключевых моментов древнегреческого мифа о любви Амура и Психеи. Амур, бог любви, тайно посещал ночами свою возлюбленную Психею. Однажды она нарушила запрет и посмотрела на спящего Амура при свете лампы. Разгневанный Амур покинул Психею. Чтобы вернуть любимого, Психея прошла через множество испытаний, но Амур, узнав о ее преданности, простил возлюбленную. Он спустился с небес, чтобы вернуть к жизни Психею, которая находилась в волшебном сне. Канова запечатлел момент пробуждения Психеи от поцелуя Амура. Легкость фигур и нежность жестов подчеркивают идею торжества любви над смертью.

В образах Амура и Психеи воплощена идея союза земного и небесного, человеческого и божественного начал. Психея символизирует человеческую душу, стремящуюся к вечности и бессмертию. Амур олицетворяет бессмертную любовь, которая возвышает человека и дарует ему вечную жизнь. Этот возвышенный сюжет, полный глубокого философского смысла, вдохновил Канову на создание прекрасного и просветленного образа торжествующей любви.

Таким образом, в скульптуре «Амур и Психея» нашла воплощение вечная тема любви, преодолевающей любые препятствия, даже саму смерть. Произведение Кановы стало одним из самых поэтичных воплощений этой темы в искусстве Нового времени.

Антонио Канова и Генри Трэшем[en] в мастерской с гипсовой моделью «Амура и Психеи».

Популярность шедевра Кановы

Скульптура «Амур и Психея» сразу после создания принесла огромную славу Канове. Она считается одним из лучших произведений неоклассицизма и шедевром скульптора. Многие современники восхищались гармонией, изяществом и красотой этого произведения.

Статуя при жизни автора украшала дворцы знати и вызывала восхищение гостей. Первая работа «Психея, оживленная поцелуем Амура», была заказана бароном Каудором, но так и осталась в мастерской Кановы из-за сложностей с доставкой. Скульптуру часто приходили полюбоваться посетители студии. В 1798 году ее приобрел французский генерал Мюрат, а в начале XIX века она стала частью императорской коллекции Наполеона в Лувре.

Второй вариант «Амур и Психея стоя» был создан по заказу князя Юсупова для украшения его резиденции в Петербурге. После революции скульптура попала в Эрмитаж. Дубликат этой работы был выполнен для Жозефины Богарне и после ее смерти куплен Александром I.

«Амур и Психея» Кановы породил множество копий и подражаний, выполненных другими скульпторами. Его образы вдохновляли художников, ювелиров, мастеров декоративно-прикладного искусства. Эта тема была очень популярна в творчестве XX века.

  1. Скульптура украшала дворцы знати и была доступна для обозрения в мастерской Кановы.
  2. Работа стала частью императорских коллекций Наполеона и Александра I.
  3. Произведение Кановы породило множество копий и подражаний.
  4. Образы Амура и Психеи вдохновляли мастеров разных видов искусства.

Таким образом, благодаря своей красоте и гармонии, скульптура «Амур и Психея» Кановы снискала огромную славу и оказала значительное влияние на искусство своего времени.

Амур и Психея в Эрмитаже

Копии скульптуры Амур и Психея

Оригинальная скульптура «Амур и Психея» работы Антонио Кановы пользовалась огромной популярностью и послужила источником вдохновения для многих художников и скульпторов. Мастера создавали копии этого произведения, иногда внося свои интерпретации в композицию и детали.

Сам Канова выполнил несколько авторских реплик «Амура и Психеи». Первая версия была создана в 1793 году и ныне хранится в Лувре. Второй вариант 1796 года, выполненный для князя Юсупова, находится в Эрмитаже. Еще одна авторская копия украшает виллу Карлотта под Миланом.

В 1808 году с разрешения Кановы его ученик и ассистент Адамо Тадолини выполнил повторение «Амура и Психеи стоя» для Жозефины Богарне. После смерти императрицы эта скульптура была приобретена Александром I и помещена в Царском Селе.

Другой талантливый ученик Кановы - Джованни Феррари - создал в 1816 году собственную интерпретацию «Амура и Психеи» для герцога Лейхтенбергского. Эта работа отличается более динамичной композицией: Амур не просто будит Психею, а энергично поднимает ее в воздух.

Знаменитый русский скульптор Иван Мартос, автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и Кутузову в Санкт-Петербурге, в 1820-е годы создал собственную версию композиции Кановы. Его «Амур и Психея» отличается более сдержанными, строгими формами, что соответствовало эстетике ампира.

В XIX веке было выполнено множество бронзовых отливок и мраморных копий шедевра Кановы. Они украшали интерьеры дворцов и особняков аристократии по всей Европе. Небольшие бронзовые копии в виде статуэток были очень популярны как предметы декоративно-прикладного искусства.

Тема «Амура и Психеи» вдохновляла не только скульпторов, но и художников. Французский живописец Жерико создал в 1817 году одноименную картину. Этот сюжет в живописи и графике разрабатывали Пикар, Шазаль, Буше, Жером и другие художники.

Образы влюбленных прочно вошли в ювелирное искусство. Мастера вырезали их из камня, отливали из металла, чеканили и гравировали на различных изделиях: кулонах, брошах, табакерках. Эти украшения были очень популярны в конце XVIII - начале XIX века.

«Амур и Психея» Кановы оказал значительное влияние на творчество художников и скульпторов в XX веке. К этой теме обращались Пикассо, Дали, Мухина, Эрнст Неизвестный. Каждый мастер вносил в трактовку сюжета черты своего индивидуального стиля.

Реставрация скульптуры

За более чем 200-летнюю историю оригинальная мраморная скульптура «Амур и Психея» Кановы, хранящаяся в Эрмитаже, подверглась нескольким реставрациям. Эти работы проводились для того, чтобы восстановить первоначальный облик шедевра, устранить повреждения и сохранить произведение для потомков.

Первая серьезная реставрация скульптуры была выполнена в 1836-1838 годах итальянским скульптором Пачини по поручению дирекции Эрмитажа. Были восстановлены утраченные фрагменты статуи, сколы, трещины и другие повреждения.

В 1980-е годы реставрационные работы проводил известный российский скульптор и реставратор Владимир Слободин. Он укрепил ослабленные участки мрамора, вернул первоначальный цвет поверхности, очистил скульптуру от загрязнений.

Последняя на сегодняшний день реставрация была осуществлена в 2018 году сотрудниками Государственного Эрмитажа. Было принято решение не устранять следы предыдущих реставраций, поскольку они являются частью истории скульптуры. Тонкой работой специалисты придали поверхности мрамора первозданный блеск.

Особого внимания потребовали крылья Амура, которые за два века сильно пострадали от механических повреждений. Реставраторам удалось максимально сохранить оригинальные фрагменты и воссоздать утраченные детали.

Благодаря регулярным реставрациям, проводимым высококлассными специалистами, шедевр Кановы «Амур и Психея» сохраняет свою первозданную красоту и притягивает взгляды посетителей Эрмитажа уже более 200 лет.

Влияние образа на искусство

Образы Амура и Психеи из одноименной скульптуры Кановы оказали большое влияние на развитие европейского искусства конца XVIII - XIX веков. Эта тема вдохновляла художников самых разных направлений на протяжении двух столетий.

Уже при жизни Кановы его шедевр послужил источником вдохновения для других скульпторов. Они создавали вариации на тему «Амура и Психеи», копировали эту композицию в мраморе и бронзе. Работы учеников Кановы отличались большей динамикой образов.

Живописцы также обращались к этому сюжету. Французский художник Жерико в 1817 году написал картину «Амур и Психея», где герои предстают обнаженными. Эротический подтекст подчеркнут в работах Буше и Жерома.

В ювелирном искусстве тема получила множество трактовок - от возвышенно-поэтических до фривольных. Мастера украшали изображениями влюбленных предметы быта: табакерки, часы, канделябры.

В эпоху романтизма образы Кановы вдохновляли художников своей поэтичностью и чувственностью. Этой теме посвящали свои произведения Э.Делакруа, Ф.Гойя, скульптор Л.Шопен.

Модернисты XX века по-новому интерпретировали сюжет. Сюрреалист С.Дали изобразил обнаженных героев в парящем состоянии. Скульптор В.Мухина создала лаконичную пластическую композицию.

Амур и Психея в музеях мира

Оригинальная скульптура «Амур и Психея» работы Антонио Кановы, а также ее многочисленные копии, выполненные самим скульптором и его последователями, хранятся в крупнейших музеях мира.

Первый вариант композиции «Психея, оживленная поцелуем Амура» находится в знаменитом Лувре в Париже. Эту скульптуру можно увидеть в зале 75 на первом этаже восточного крыла музея.

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится вторая авторская работа «Амур и Психея стоя», созданная для князя Юсупова в 1796 году. Она экспонируется в зале 204, посвященном творчеству Кановы.

Еще один оригинал Кановы - скульптура для виллы Карлотта - украшает Музей скульптуры под открытым небом в итальянском городке Пьяченца недалеко от Милана.

В собрании музея-усадьбы Царское Село можно увидеть мраморную копию работы Кановы, выполненную его учеником А. Тадолини для императрицы Жозефины.

Бронзовый вариант скульптуры кисти другого ученика Кановы - Дж. Феррари - хранится в Государственном Эрмитаже в зале итальянского искусства первой половины XIX века.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.