Картины великих русских художников 18 века

В 18 веке происходит становление светского изобразительного искусства в России. Этому во многом способствовали реформы Петра I, направленные на европеизацию страны. Появляются первые художественные академии, призванные готовить профессиональных живописцев. Русские художники начинают осваивать достижения западноевропейского искусства.

Парадный портрет

В 18 веке одним из наиболее популярных жанров живописи был парадный портрет представителей российской знати и правящей династии Романовых. Художники стремились передать величие и богатство моделей, изображая их в пышных одеждах, окруженными атрибутами власти и роскоши - драгоценностями, мебелью, вазами с цветами.

В этот период складываются основные жанры светской живописи - парадный портрет, бытовой жанр, пейзаж. Русские мастера пишут полотна на исторические и мифологические сюжеты. Их работы отличают реалистическая манера письма, внимание к деталям, стремление к правдивому изображению действительности.

Ярким примером служит портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Ивана Аргунова. Монархиня предстает перед зрителем в богатом платье, увенчанная короной, с жезлом в руке - все подчеркивает ее имперский статус. На заднем плане виднеется один из символов величия Российской империи того времени - Зимний дворец в Санкт-Петербурге.

Другой известный мастер парадного портрета - Федор Рокотов. Его полотна отличает особая тонкость в передаче человеческих эмоций. На портрете графини Строгановой художник, помимо внешней красоты, сумел запечатлеть задумчивость и грусть модели.

Жанр парадного портрета позволял русским художникам демонстрировать не только роскошь и величие правящих кругов России, но и проявлять собственное мастерство в реалистической передаче образов людей эпохи и деталей интерьеров.

Примеры парадных портретов 18 века И. П. Аргунов "Портрет Императрицы Елизаветы Петровны с атрибутами власти" (1762 г.) Ф. С. Рокотов "Портрет Неизвестной в розовом платье" (1760-е гг.)
Портрет Екатерины II кисти Федора Рокотова, 1763 год

Бытовой жанр

Еще одним популярным жанром в русской живописи 18 века стал бытовой жанр. Художники обращались к сценам из повседневной жизни разных сословий - купцов, ремесленников, крестьян. В отличие от парадных портретов, здесь на первый план выходила реалистичность изображения.

Ярким представителем этого направления был мастер Федор Алексеев. Его кисти принадлежат многочисленные полотна с видами Санкт-Петербурга и его окрестностей. Например, на картине "Вид Каменного острова" с фотографической точностью запечатлена природа и размеренный быт горожан - гуляющие пары, рыболовы, прогуливающиеся матросы и солдаты.

Другой известный живописец, Семен Щедрин, писал сцены из жизни русской провинции. Его полотно "Дворик в провинциальном городе" дает реалистическое, почти документальное изображение разночинной толпы - купцов, чиновников, мещан, крестьян. Каждая фигура прописана с тщательностью, переданы характерные детали костюмов и быта.

Одна из замечательных картин бытового жанра - "Свадьба" кисти Григория Угрюмова. Здесь запечатлен обряд венчания молодой крестьянской пары и гости свадебного пира. С какой теплотой и любовью написаны лица и фигуры персонажей:

  1. Художники бытового жанра стремились максимально правдиво и реалистично запечатлеть сцены из повседневной жизни людей разных сословий.
  2. Их полотна ценны не только как произведения искусства, но и как зримые свидетельства исторической эпохи.
  3. Лучшие картины отличает внимание к деталям - костюмам, предметам быта, чертам лиц.

В бытовом жанре русские художники 18 века в полной мере проявили свое реалистическое мастерство, оставив потомкам живые зарисовки ушедшей эпохи.

Примеры бытового жанра в живописи 18 века Ф. Алексеев "Вид Каменного острова" (1802 г.) С. Щедрин "Дворик провинциального города" (конец 18 в.)

Пейзажная живопись

Еще одним популярным жанром в русской живописи 18 века был городской и сельский пейзаж. Художники с удивительной реалистичностью запечатлевали виды Санкт-Петербурга, Москвы, русской провинции.

Одним из родоначальников этого жанра по праву считается Федор Алексеев. Его полотна "Вид на Неву", "Вид Таврического сада" точно передают архитектурный облик Северной столицы. На переднем плане видны фигуры горожан, а дальше - величественные здания, шпили Петропавловской крепости, берега Невы в обрамлении зелени.

Не менее реалистичен в своих работах Семен Щедрин. Его картины "Невский проспект", "Вид церкви Владимирской Богоматери" точно передают архитектурные детали, игру света и тени. Щедрин часто изображал перспективу улиц, уходящих вдаль, что создавало ощущение глубины пространства.

Помимо городских пейзажей, художники обращались и к сельской природе. Прекрасные панорамы русской деревни, лугов и перелесков запечатлены в работах Михаила Иванова, Федора Матвеева.

В пейзажном жанре мастера проявили свои навыки реалистической передачи натуры, внимание к световым эффектам и деталям архитектуры.

Вид на Неву в Санкт-Петербурге кисти Федора Алексеева, начало 18 века

Историческая живопись

Исторический жанр также занимал видное место в творчестве русских художников 18 века. Мастера обращались к сюжетам из отечественной истории, запечатлевая значимые события и выдающихся деятелей прошлого.

Одна из лучших исторических картин того времени - "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" кисти Николая Ге. Здесь мастер в драматических тонах изобразил один из трагических моментов правления Петра - допрос сына и наследника, обвиненного в заговоре против отца.

Еще один шедевр жанра - картина Григория Угрюмова "Подвиг молодого кожемяки". Это история о юноше, который голыми руками остановил разъяренного быка на глазах у киевского князя Владимира. Художник точно передал напряжение и динамику сцены, мощь и силу героя.

В исторических полотнах живописцы стремились к реалистичности в передаче исторических персонажей, атмосферы эпохи, деталей быта и костюмов. Эти картины не только имеют художественную, но и познавательную ценность.

Примеры исторической живописи 18 века Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича" (1812 г.) Г. Угрюмов "Подвиг молодого кожемяки" (1822 г.)

Мифологические сюжеты

Хотя русские художники 18 века тяготели к реализму в живописи, однако некоторые из них обращались и к мифологическим сюжетам, популярным в то время в европейском искусстве.

Ярким представителем этого направления был Антон Лосенко. Его картины "Владимир и Рогнеда", "Персей и Андромеда" демонстрируют знакомство автора с достижениями западного искусства. Несмотря на мифологическую тематику, произведения отличает реалистическая трактовка персонажей и деталей.

Другой мастер, Федот Шубин, создал ряд скульптур на сюжеты античной мифологии - "Диана после охоты", "Венера и Амур". Обнаженные фигуры Венеры и Дианы отличает удивительная пластичность и натуральность.

Обращение к мифологическим сюжетам позволило русским художникам приблизиться к традициям европейского искусства, не теряя при этом собственного реалистического почерка.

Реалистическая манера письма

Важной чертой, которая объединяет творчество лучших русских живописцев 18 столетия, является реалистическая манера письма. Это проявляется как в парадных портретах и исторической живописи, так и в бытовом и пейзажном жанрах.

Художники стремились как можно более правдиво, точно, достоверно изображать реальную действительность - облик конкретных людей, архитектуру городов, сельские пейзажи, сцены из повседневной жизни разных слоев общества.

Даже в тех случаях, когда авторы обращались к мифологическим или историческим сюжетам, они сохраняли внимание к реалистическим деталям - чертам лиц, элементам костюмов, предметам быта и интерьера.

Такой подход отличает русских мастеров от их западных современников, тяготевших к более условной, идеализированной манере в живописи. Реализм российских художников отразил национальные черты искусства и эстетические вкусы эпохи.

картина Угрюмова

Внимание к деталям

Еще одна важная особенность творческого почерка русских художников 18 века - пристальное внимание к деталям изображаемого. Будь то портреты, сцены из народной жизни или городские пейзажи - лучшие мастера отличались ювелирной точностью в проработке мелких элементов.

Это касалось как черт лиц (морщинки, блеск глаз, цвет губ), так и деталей костюмов, предметов быта, архитектурных деталей. Например, на парадных портретах тщательно выписан каждый кружевной или золотой узор нарядов моделей.

В бытовых сценах и пейзажах внимательный взгляд художника фиксировал разнообразные мелочи - вывески лавок, одежду прохожих, растения на обочинах дорог. Благодаря этому зритель может не только насладиться красотой полотна, но и погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи.

Такое скрупулезное внимание к частностям и деталям придавало особую достоверность картинам русских живописцев, отличало их реалистическую манеру от более «крупных», обобщенных почерков западных коллег.

Примеры внимания к деталям в живописи 18 века: Тщательная проработка черт лиц на портретах Ф. Рокотова Детализация элементов костюмов, предметов быта в картинах бытового жанра у Ф. Алексеева, С. Щедрина

Освобождение от церковных канонов

В 18 веке произошло освобождение русской живописи от церковных канонов. Это стало возможным благодаря реформам Петра I, который устранил многие ограничения, препятствовавшие развитию светского искусства. Художники получили больше свободы в выборе сюжетов и приемов изображения. Они обратились к светской тематике, стали писать портреты, пейзажи, жанровые сцены.

Однако иконописные традиции еще долго сохраняли свое влияние. Многие живописцы 18 века, особенно в провинции, продолжали работать в технике темперной живописи по дереву. Их произведения отличались плоскостностью, отсутствием перспективы и светотени. Только к концу века старые каноны были полностью преодолены под влиянием реалистических принципов европейского искусства.

18 век стал переходным периодом, когда русские художники постепенно освобождались от церковных догм и обращались к новым для себя жанрам и методам живописи. Это способствовало расцвету светского реалистического искусства в следующем столетии.

Рост профессионального мастерства

На протяжении 18 века в России наблюдался значительный рост профессионального мастерства художников. Этому способствовали реформы Петра I, отправившего талантливых юношей обучаться за границу. Первые картины русских живописцев 18 века отличались примитивностью, плоскостностью, неумелым построением композиции и перспективы.

Однако уже к середине столетия их мастерство заметно выросло. Художники овладели реалистическими приемами европейской живописи, стали более искусно передавать форму, объем, светотень. В портретном жанре они добивались психологической характерности моделей. В пейзажах точно воспроизводили архитектурные и природные особенности местности.

К концу 18 века лучшие русские живописцы достигли высокого профессионализма. Их картины отличались реалистичностью, виртуозной техникой исполнения, богатством красок. Таким образом, за столетие русское искусство проделало путь от примитива к реализму, что заложило фундамент для его расцвета в 19 веке.

Первые художественные академии

В первой половине 18 века в России начинают открываться первые художественные академии, готовившие профессиональных живописцев. В 1721 году в Санкт-Петербурге была учреждена Академия наук, при которой действовала Академия художеств. Сюда приглашались иностранные преподаватели, обучавшие русских учеников реалистическим принципам европейской живописи.

В 1757 году на базе Академии художеств была основана Императорская Академия трех знатнейших художеств. Она готовила живописцев, скульпторов, граверов. Среди известных преподавателей Академии были Л. Каравакк, А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин. Академия имела мастерские, выставочные залы, богатую коллекцию произведений искусства.

Обучение в академиях способствовало росту профессионализма русских художников 18 века. Здесь они постигали основы рисунка, живописи, композиции, изучали работы великих мастеров. Лучшие картины этого периода, такие как «Портрет А.П. Струйской» Б. Штукенберга или «Вид на Чесменский дворец» Ф. Я. Алексеева, были созданы выпускниками академий.

Первые художественные учебные заведения сыграли решающую роль в становлении профессионального русского искусства и подготовили почву для его расцвета в последующие эпохи.

картины русских художников

Влияние европейской живописи

На протяжении 18 века на формирование русской живописи оказывала влияние западноевропейская художественная традиция. Это было обусловлено реформами Петра I, отправившего талантливых учеников обучаться за границу. Там они знакомились с достижениями итальянского Возрождения, голландской, французской живописи.

Первые картины русских художников 18 века еще сохраняли черты древнерусской иконописи. Однако уже к середине столетия в их работах явственно проступают элементы европейского реалистического искусства. Это касается построения перспективы, моделировки объема, передачи светотени, внимания к деталям.

Особенно заметно западное влияние в парадном портрете. Живописцы писали моделей в роскошных интерьерах, используя приемы барокко и рококо. Русский пейзаж тоже обогатился достижениями европейцев в передаче световоздушной среды.

В конце 18 века лучшие русские художники полностью овладели реалистической манерой европейской живописи. Это позволило им создать выдающиеся произведения, заложившие фундамент отечественного изобразительного искусства. Таким образом, усвоение лучших достижений Запада сыграло важную роль в становлении русской живописной школы.

Изображение быта и нравов

Хотя основу русской живописи 18 века составляли парадные портреты и городские пейзажи, появляются и произведения на бытовую тематику. Художники обращаются к изображению повседневной жизни разных сословий, их занятий, обычаев, народных типов.

Ярким примером может служить жанровая живопись Ф.Г. Солнцева, запечатлевшего купеческий и крестьянский быт. На его картинах представлены сцены торговли, ремесла, народных гуляний. Особого внимания заслуживают полотна на тему русской свадьбы, где тщательно прописаны костюмы и обряды.

Еще одним мастером бытового жанра был А.Г. Венецианов. Его кисти принадлежат трогательные сцены из крестьянской жизни, выполненные с глубоким реализмом и сочувствием к простому народу. Такие картины, как «На пашне. Весна» или «Спящий пастушок», запечатлели подлинный уклад русской деревни.

В конце 18 века в русской живописи наметилась тенденция к изображению реальной действительности, бытового уклада разных слоев населения. Это предвосхитило расцвет жанровой живописи в следующем столетии.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.