Самые большие города Африки: что нужно знать о мегаполисах континента

Африка переживает беспрецедентный рост городов. По прогнозам ООН, к 2050 году в Африке будет уже 83 города с населением свыше 1 миллиона человек. Для сравнения, в Европе сейчас всего 35 таких городов. Самые большие и быстрорастущие африканские мегаполисы - это Каир, Лагос, Киншаса, Кейптаун, Йоханнесбург.

В этой статье представлен список 37 крупнейших городов Африки по числу жителей по данным ООН на 2022 год. Приведена информация о количестве населения каждого города-миллионера, а также особенности урбанизации в Африке.

Топ-5 крупнейших городов Африки

По данным на 2022 год, в пятерку крупнейших городов Африки по численности населения входят: Каир (Египет) с населением 20,9 млн человек, Лагос (Нигерия) - 14,9 млн, Киншаса (ДР Конго) - 14,3 млн, Александрия (Египет) - 5,2 млн и Йоханнесбург (ЮАР) - 4,8 млн человек.

Таким образом, три крупнейших города Африки - Каир, Лагос и Киншаса - входят в топ-30 самых густонаселенных городов мира. Они являются важнейшими экономическими, политическими и культурными центрами как своих стран, так и всего африканского континента. В этих мегаполисах сосредоточен значительный промышленный, финансовый и человеческий потенциал Африки.

В то же время, стремительный рост населения африканских мегаполисов создает колоссальную нагрузку на их инфраструктуру. Остро стоят проблемы занятости, экологии, транспорта и ЖКХ. Дальнейшее развитие экономик африканских стран во многом зависит от того, насколько эффективно их правительства сумеют справиться с вызовами урбанизации.

Лагос - крупнейший город Нигерии и один из самых быстрорастущих городов мира

Страны Африки с наибольшим количеством городов-миллионеров

Лидером по количеству городов с населением свыше 1 млн человек в Африке является Нигерия - в этой стране расположены сразу 5 таких городов: Лагос, Кано, Ибадан, Порт-Харкорт и Бенин-Сити. Далее следуют ЮАР и ДР Конго, имеющие по 4 города-миллионера. Египет занимает 4 место с 3 мегаполисами, а Камерун, Судан и Марокко делят 5-7 места с 2 городами-миллионерами каждая.

В Нигерии происходят самые активные в Африке процессы урбанизации. Здесь сосредоточена шестая часть всего населения континента, при этом доля горожан составляет почти 50%. К 2050 году, по прогнозам, в городских районах Нигерии будут проживать около 300 миллионов человек.

Такая быстрая урбанизация Нигерии создает огромную нагрузку на инфраструктуру ее мегаполисов, многие из которых, включая Лагос, входят в число самых больших городов Африки. Правительству Нигерии предстоит решить колоссальные задачи в области создания новых рабочих мест, развития транспорта и коммунальных систем, борьбы с экологическими проблемами.

Проблемы быстрой урбанизации африканских городов

С 1950 по 2022 годы доля городского населения в Африке выросла с 14% до 43%. По прогнозам ООН, к 2050 году в городах будет проживать 60% жителей континента. Такие темпы урбанизации создают колоссальную нагрузку на инфраструктуру африканских мегаполисов, многие из которых входят в число самых больших городов Африки.

Основными проблемами, порождаемыми быстрым ростом городов, являются: острый дефицит доступного жилья (трущобы занимают до 70% территории крупных городов), массовая безработица, нехватка электроэнергии, воды и других ресурсов, перегруженность транспортных систем, экологическое загрязнение.

Для решения этих проблем потребуются колоссальные инвестиции в развитие инфраструктуры африканских городов. По оценкам Всемирного банка, ежегодные затраты на новое строительство и модернизацию в крупных городах Африки должны составлять порядка $100 млрд в год на протяжении следующих 10 лет.

Вид сверху на трущобы в Найроби, Кения

Перспективы развития инфраструктуры африканских мегаполисов

Для преодоления инфраструктурного кризиса в крупнейших городах Африки, многие из которых входят в число самых больших городов мира, потребуются масштабные инвестиции как со стороны национальных правительств, так и международных институтов развития.

Приоритетными направлениями являются: строительство доступного жилья (планируется возвести миллионы новых квартир), развитие общественного транспорта и дорожных сетей, модернизация систем водоснабжения и электроснабжения с использованием "зеленых" технологий, ликвидация трущоб, создание новых производств и рабочих мест.

Реализация этих проектов позволит не только улучшить условия жизни для десятков миллионов горожан, но и заложить фундамент для ускоренного экономического роста африканских стран. Успех этих начинаний во многом будет зависеть от качества управления и борьбы с коррупцией в крупнейших городах Африки.

Каир - самый большой город Африки

Столица Египта Каир является крупнейшим городом не только в своей стране, но и на всем африканском континенте. Его официальное население по данным на 2022 год составляет 10,3 млн человек, а с пригородами достигает 20,9 млн, что ставит этот мегаполис на 11 место в мире.

История Каира насчитывает более 1000 лет. Город вырос вокруг древней крепости, основанной арабами, и со временем превратился в один из главных политических, экономических и культурных центров арабского Востока. Сегодня это современный мегаполис, где переплетаются черты традиционного восточного общества и западной цивилизации.

Несмотря на то, что Каир входит в число самых больших городов Африки и мира, он по-прежнему сталкивается с характерными для мегаполисов развивающихся стран проблемами - бедностью, нехваткой жилья, загрязнением окружающей среды, перегруженностью транспортной сети. Эффективность работы городских служб также оставляет желать лучшего.

Лагос - самый быстрорастущий мегаполис континента

Лагос, экономическая столица Нигерии, является вторым по величине городом Африки и самым быстрорастущим мегаполисом на континенте. С 1950 по 2022 годы население Лагоса увеличилось в 130 раз - с 300 тысяч до почти 15 миллионов человек, что делает его 24-м по величине городом в мире.

Основной причиной стремительного роста Лагоса стала масштабная внутренняя миграция - миллионы нигерийцев переезжают сюда из сельской местности и других регионов в поисках работы и лучшей жизни. Считается, что к 2050 году население Лагоса может достигнуть 35 миллионов.

Однако инфраструктура Лагоса с трудом справляется с наплывом людей. Город страдает от хронических транспортных заторов, нехватки жилья и электричества, загрязнения окружающей среды. По данным ООН, до 70% жителей Лагоса обитают в трущобах. Решение этих проблем требует колоссальных инвестиций, без которых будущее одного из самых больших городов Африки выглядит туманным.

Киншаса занимает третье место по численности населения в Африке

Столица Демократической Республики Конго город Киншаса с населением около 14 млн человек занимает третье место среди крупнейших городов Африки, уступая лишь Каиру и Лагосу. При этом темпы роста Киншасы впечатляют - за последние 30 лет ее население выросло почти в 4 раза.

История этого мегаполиса, входящего в число самых больших городов Африки, насчитывает около 140 лет. Основанный бельгийцами в 1881 году как торговый пост, к 1960-му он превратился в миллионный город, а с обретением ДР Конго независимости стал политической столицей.

Но быстрый рост населения обернулся для Киншасы многочисленными трудностями: нехваткой рабочих мест, преступностью, загрязнением окружающей среды, регулярными отключениями электричества и воды. Для того, чтобы город смог в полной мере раскрыть свой экономический потенциал требуются серьезные инвестиции в инфраструктуру.

Йоханнесбург - экономическая столица ЮАР и всей Африки

Йоханнесбург является крупнейшим и наиболее развитым городом Южно-Африканской Республики. Он также считается финансовой и экономической столицей всего африканского континента. Население Йоханнесбурга составляет около 5 миллионов человек, что делает его самым густонаселенным городом ЮАР.

Йоханнесбург является важнейшим экономическим и финансовым центром не только ЮАР, но и всей Африки. Здесь сосредоточены штаб-квартиры крупнейших южноафриканских и международных корпораций, банков, страховых компаний. Город занимает лидирующие позиции в таких секторах как горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность.

Биржа Йоханнесбурга (JSE) является крупнейшей и наиболее развитой фондовой биржей в Африке. Объемы торгов на ней в разы превосходят другие африканские биржи. JSE играет ключевую роль в привлечении инвестиций в экономику всего африканского континента.

Йоханнесбург по праву считается финансовым сердцем Африки и важнейшим центром экономического развития для всего континента.

Особенности урбанизации в Нигерии

Нигерия является самой густонаселенной страной Африки, и процессы урбанизации здесь идут особенно активно. По числу городов-миллионеров Нигерия занимает первое место на континенте, имея 5 таких городов: Лагос, Кано, Ибадан, Порт-Харкорт и Бенин-Сити. В этих пяти городах проживает около «самые большие города африки» 15 миллионов человек.

Основные особенности урбанизации в Нигерии:

  • Быстрый рост населения городов из-за массовой миграции сельских жителей;
  • Недостаточное развитие инфраструктуры и нехватка рабочих мест для всех мигрантов;
  • Образование трущоб и рост преступности в крупных городах;

Для решения проблем, связанных с быстрой урбанизацией, правительство Нигерии принимает меры по развитию сельского хозяйства и созданию благоприятных условий для жизни в сельской местности. Кроме того, в городах активно строятся новые жилые комплексы, дороги, объекты инфраструктуры.

Тем не менее, процесс урбанизации в Нигерии будет только набирать обороты, и в ближайшие годы ожидается дальнейший значительный рост населения нигерийских городов-миллионеров. От того, насколько успешно власти справятся с этими вызовами, зависит будущее страны.

Проблемы перенаселенности в городах Эфиопии

Эфиопия является второй по численности населения страной в Африке после Нигерии. Большинство эфиопов по-прежнему проживают в сельской местности, однако процесс урбанизации активно развивается. Столица Аддис-Абеба, насчитывающая около 5 миллионов жителей, входит в число «самые большие города африки».

Помимо Аддис-Абебы, в Эфиопии еще два города-миллионера – Дире-Дауа и Мекеле. Однако даже в этих относительно небольших по мировым меркам городах остро стоят проблемы, связанные с быстрым ростом численности городского населения:

  1. нехватка жилья;
  2. перегрузка транспортной инфраструктуры;
  3. дефицит рабочих мест;
  4. загрязнение окружающей среды и ухудшение экологической обстановки.

Особенно сильно эти проблемы проявляются в столице. Аддис-Абеба испытывает колоссальный приток сельских мигрантов со всей Эфиопии. При этом городская инфраструктура не поспевает за стремительным ростом численности населения.

Многие районы Аддис-Абебы фактически превратились в трущобы. Здесь царят антисанитария, высокая преступность, отсутствуют нормальные дороги и другие объекты инфраструктуры. Лишь малая часть городских жителей имеет постоянную работу. Безработица и нищета подталкивают людей к попрошайничеству и мелким правонарушениям.

Правительство Эфиопии предпринимает определенные меры для решения проблем перенаселенности городов. Разрабатываются программы по созданию новых рабочих мест и стимулированию развития малого бизнеса. Также ведется строительство доступного социального жилья, расширение транспортной сети столицы, создание парков и зон отдыха для горожан.

Однако этих мер явно недостаточно. Поток переселенцев в Аддис-Абебу не иссякает. И если ситуация не изменится, она может превратиться в один из самых проблемных и перенаселенных мегаполисов мира.

Потенциал экономического роста городов Анголы и Мозамбика

Ангола и Мозамбик – две развивающиеся страны в Южной Африке, экономики которых в последние годы демонстрируют высокие темпы роста. Хотя по численности населения города этих стран значительно уступают «самые большие города африки», местные мегаполисы обладают серьезным потенциалом дальнейшего развития.

Крупнейшим городом Анголы является ее столица Луанда с населением около 3 миллионов человек. Город быстро растет за счет притока сельских мигрантов со всей страны. Здесь сосредоточена большая часть промышленных предприятий Анголы. Кроме того, Луанда является крупным транспортным и логистическим узлом. Активно развивается сфера услуг и торговля.

В Мозамбике самым большим городом является Мапуту с населением около 2 миллионов человек. Город также быстро растет, привлекая жителей других регионов страны. В Мапуту находится крупнейший в стране морской порт, обслуживающий внешнеторговые грузоперевозки. В городе активно развивается промышленность.

Несмотря на растущую экономику и значительные инвестиции со стороны Китая, эти страны пока отстают по уровню развития инфраструктуры от ЮАР и некоторых более развитых развивающихся государств Азии и Латинской Америки. В связи с быстрым ростом городов, в Луанде и Мапуту также остро стоят проблемы, связанные с нехваткой жилья, перегруженностью дорог, дефицитом развитой городской инфраструктуры.

Тем не менее, по мере того, как экономики Анголы и Мозамбика будут развиваться в дальнейшем, их города будут продолжать динамичный рост и постепенно превращаться в крупные мегаполисы, играющие ключевую роль в экономиках этих стран. Правительства уделяют значительное внимание программам модернизации Луанды и Мапуту, стремясь превратить их в современные и комфортные для жизни города.

Учитывая благоприятные перспективы экономического роста Анголы и Мозамбика на фоне развития добычи полезных ископаемых и роста экспортно-ориентированного сектора, можно ожидать существенного расширения деловой активности, объемов торговли и инвестиций в эти города в ближайшие 10-20 лет. Стратегическое значение городов как транспортно-логистических и финансовых центров стран будет только возрастать.

Тенденции миграции сельского населения в города Танзании и Уганды

Танзания и Уганда – две развивающиеся восточноафриканские страны, в которых, как и во многих государствах Африки, наблюдается активный отток сельских жителей в крупные города. Хотя города Танзании и Уганды сильно уступают по размерам «самые большие города африки», темпы их роста очень высоки.

Крупнейшим городом Танзании является экономическая столица страны – Дар-эс-Салам с населением около 5 миллионов человек. Город испытывает массовый приток мигрантов из сельских районов, что создает перегрузку инфраструктуры. Второй по величине город страны – Мванза – также стремительно растет.

В Уганде самым большим городом является столица Кампала, где проживает более 3 миллионов человек. Население города удваивается каждые 10-15 лет, что связано с притоком сельских мигрантов со всей страны. Особенно много в город едет молодежь в надежде найти работу.

Основными причинами массовой миграции сельских жителей Танзании и Уганды в города являются: бедность в сельской местности из-за малопродуктивного сельского хозяйства, нехватка рабочих мест и перспектив для молодежи в деревнях, а также надежда на лучшую жизнь в городе.

Однако в реальности далеко не все мигранты находят работу по приезде в город. Многие оседают в трущобах, где царит нищета и антисанитарные условия. Растет социальная напряженность из-за конкуренции за скудные ресурсы и рабочие места между местным населением и приезжими.

Перспективы развития инфраструктуры в городах Замбии и Зимбабве

Замбия и Зимбабве – две развивающиеся страны Южной Африки, города которых динамично растут, но испытывают дефицит современной инфраструктуры. Хотя городские агломерации этих стран значительно меньше «самые большие города африки», в ближайшие годы здесь ожидается активное инфраструктурное строительство.

Быстрорастущей столицей Замбии является Лусака с населением около 3 миллионов человек. Второй по величине город страны – Китве. Оба города испытывают острый дефицит жилья, проблемы с водоснабжением и канализацией, регулярные пробки из-за плохих дорог. Похожая ситуация наблюдается и в столице Зимбабве – Хараре.

Для решения инфраструктурных проблем власти этих стран разрабатывают масштабные программы развития городов при поддержке международных финансовых организаций. Планируется активное жилищное строительство, прокладка новых дорог, строительство очистных сооружений, электростанций, больниц, школ.

Реализация этих программ позволит существенно улучшить качество городской инфраструктуры и повысить комфортность проживания в Лусаке, Китве, Хараре и других быстрорастущих городах Замбии и Зимбабве. Это будет способствовать привлечению инвестиций в реальный сектор экономики этих стран и созданию новых рабочих мест в городах.

Вызовы урбанизации для правительств африканских стран

Быстрая урбанизация, выражающаяся в стремительном росте «самые большие города африки» и других городских центров, создает колоссальные вызовы для правительств африканских стран. Успешность преодоления этих вызовов будет определять перспективы устойчивого развития стран континента.

К ключевым проблемам, требующим решения со стороны властей, относятся:

  1. острый дефицит доступного жилья;
  2. перегрузка транспортных систем городов;
  3. нехватка рабочих мест для быстрорастущего числа городских жителей;

Помимо жилищного кризиса, инфраструктурных и социально-экономических проблем, стремительная урбанизация порождает ряд экологических рисков, включая:

  • загрязнение воздуха выбросами промышленных предприятий и транспорта;
  • ухудшение качества питьевой воды;
  • нарушение сбора и утилизации бытовых отходов, что создает угрозу эпидемий.

Если не принимать срочных мер по решению этих проблем, последствия могут оказаться катастрофическими как для отдельных городов, так и для экономик стран в целом. Уже сегодня наблюдается рост социального недовольства в перенаселенных городах Африки, где миллионы людей вынуждены ютиться в трущобах в антисанитарных условиях и без перспектив трудоустройства.

Для преодоления этих вызовов африканским странам необходимо активнее привлекать инвестиции в развитие городской инфраструктуры, транспортных систем, жилищное строительство. Требуются структурные реформы экономик с целью создания новых производств и рабочих мест в городах, развития малого бизнеса. Необходим переход к экологически устойчивым моделям потребления и производства в урбанизированных центрах.

Городское планирование и решение экологических проблем африканских мегаполисов

Бурный рост «самые большие города африки» и других крупных городов континента обострил целый ряд экологических проблем. Для их решения необходим комплексный подход, сочетающий городское планирование, внедрение «зеленых» технологий и повышение экологической культуры населения.

В числе приоритетных экологических вызовов, стоящих перед африканскими мегаполисами, можно выделить следующие:

  1. Загрязнение воздуха выбросами от плохо регулируемого автотранспорта и промышленных предприятий;
  2. Ухудшение качества питьевой воды и риски инфекционных заболеваний из-за сбросов неочищенных канализационных стоков;
  3. Накопление бытовых отходов, нехватка мощностей и систем для их переработки.

Для решения этих проблем городские власти должны, во-первых, внедрять современные системы очистки выбросов транспорта и предприятий, а также очистные сооружения для канализационных стоков.

Во-вторых, необходимо планирование городской застройки с учетом экологических аспектов: строительство парков, скверов, велодорожек, использование возобновляемых источников энергии. Следует также поощрять граждан к раздельному сбору мусора для вторичной переработки.

Наконец, важную роль играет экологическое образование и просвещение горожан для повышения культуры обращения с отходами и бережного отношения к окружающей среде. Только комплексный подход позволит справиться с нарастающими экологическими рисками и сделать африканские города чище и комфортнее для проживания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.