Разные формы воспитательных мероприятий направлены на совместную деятельность между членами классного коллектива, родителями, воспитанниками. Рассмотрим особенности и классификацию воспитательной деятельности, а также приведем вариант программы, предназначенной для работы с классным коллективом.
Составные части
Воспитательное мероприятие предполагает несколько структурных единиц:
- постановку целей, задач;
- выбор участников;
- подбор средств и методов;
- непосредственную организацию;
- результат.
Классификация
Мероприятия по воспитательной работе делят по следующим критериям:
- числу участников;
- содержанию;
- степени универсальности.
При продумывании своей деятельности классный руководитель обязательно руководствуется подобным делением.
Воспитательные мероприятия в классе могут быть фронтальными, парными, групповыми, индивидуальными. По своему содержанию выделяют следующие виды классных часов:
- трудовые;
- валеологические;
- художественные;
- социальные;
- фронтальные;
- досуговые.
Воспитательные мероприятия в школе являются добровольными, необязательными, принимать в них участие могут все желающие школьники.
Среди групповых видов можно отметить конференции, собрания, линейки, дежурство по школе, смотры, общественно-полезный труд.
Индивидуальное воспитательное мероприятие требует от педагога тщательной подготовки. Ее примером может стать подготовка к олимпиаде, творческому или интеллектуальному конкурсу.
Этапы работы
Воспитательное мероприятие в начальной школе начинается с подбора формы работы, постановки цели, содержания. В процессе такой деятельности педагог учитывает индивидуальные особенности каждого школьника. Важно продумать также место для проведения задуманного праздника, выбрать число участников, подобрать разнообразные вспомогательные средства.
Программа работы с классным коллективом
Любое воспитательное мероприятие проводится в рамках специальной программы, разработанной классным руководителем.
Все попытки классного руководителя создать конкретную программу, позволяющую выявить талантливых и одаренных детей, должны начинаться с вопроса о том, что же представляет собой такой термин.
Для раннего выявления одаренности, своевременной помощи и поддержки таким детям может служить воспитательное мероприятие, организованное в классе, школе. Новые федеральные стандарты направлены именно на создание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика.
Классный руководитель выступает в качестве наставника, который не навязывает своей точки зрения воспитаннику, а лишь направляет его на пути самопознания и саморазвития.
Любая разработка воспитательного мероприятия – ответственное занятие, требующее от педагога концентрации внимания, выбора специальных методик, подбора приемов и методов работы.
Для своевременного выявления индивидуальности ребят, учитель ведет серьезную и целенаправленную работу, используя специальную программу.
В ней четко указаны цели воспитательных мероприятий, сроки их проведения. Среди творческих мероприятий, которые уместны в работе с классным коллективом, можно выделить:
- тематические вечера;
- творческие викторины;
- походы;
- игры;
- встречи с интересными людьми.
Формирование гражданственности
Основной акцент в своей деятельности классный руководитель уделяет патриотическому воспитанию. Для этого в план работы вносят мероприятия, связанные с формированием уважительного отношения к историческому и культурному наследию родного края.
Например, воспитательное мероприятие в начальной школе, касающееся формирования гражданственности, может быть связано с изготовлением поздравительных открыток ветеранам. Все дети талантливы, а задачей классного руководителя является их своевременная помощь и поддержка.
Основные аспекты воспитательной работы
Ведущей идеей в деятельности классного руководителя является работа «от сердца к сердцу». Проведение воспитательного мероприятия любой формы, вида, должно сопровождаться тщательной предварительной подготовкой. Воспитание является процессом целенаправленного управления развитием личности. Он базируется на эффективном взаимодействии воспитанников и педагога, направлен на самосовершенствование, саморазвитие. Воспитание по праву можно считать искусством прикосновения к ребенку. Его целью является создание оптимальных условий для всестороннего развития личности, формирование в нем видения своего будущего (социализацию).
Основные принципы воспитания:
- природосообразность;
- целостность педагогического процесса;
- гуманизм;
- взаимодействие семьи, школы, общества;
- творчество;
- культуросообразность;
- сотрудничество;
- индивидуализация;
- ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.
Педагог должен принимать ребенка таким, какой он есть. Для успешного воспитания со стороны учителя не должно быть давления на личность школьника.
Мероприятие экологической направленности «Путешествие в Экогород»
Предлагаем план воспитательного мероприятия, направленного на формировании в подрастающем поколении бережного отношения к природе. Сначала ребятам предлагается игра по станциям «Путешествие в лесную сказку», затем кукольный спектакль «Колобок ищет Экогород». Далее подводятся итоги, награждаются победители и активные участники экологического праздника.
Для проведения игры потребуются:
- маршрутные листы по числу групп (классов), участвующих в игре;
- наградные материалы;
- таблички с наименованиями станций;
- для спектакля нужны записи природных звуков, мусор;
- костюмы: гусеницы-бабочки, колобка, зайца, волка, лисы, медведя;
- два мяча;
- компьютер.
Игра по станциям «Путешествие в лесную сказку»
Ребята, получив маршрутные листы, начинают передвижение по сказочному лесу. На каждой остановке им предлагаются интересные задания.
Станция «Загадки леса». Здесь команде предстоит отгадать разные звуки, которые можно услышать в лесу.
Далее ребятам предлагают загадки, касающиеся весеннего леса.
- Видели ли вы, как плачут весной деревья? Как по стволам стекают прозрачные "слезы", а иногда бегут ручейки, если чья-то рука жестоко ранит ствол.
- О каком дереве идет разговор? Почему они плачут? (движение сока у берез во время порезов их людьми).
Далее ребята должны определить растение, о котором идет речь.
Еще не успел растаять снег, а на солнечных лужайках уже появляются желтые цветы с необычными чешуйчатыми стебельками. Как только растение отцветет, ветерок уносит его легкие семена с пушистыми зонтиками. Что это за удивительное растение? (Мать-и-мачеха).
Ребята должны отгадать зверя, о котором рассказывает педагог.
- Охотится этот зверь в основном на мышей. Часто из-за своего шикарного меха он становится добычей охотников. Он отлично знаком вам по русским народным сказкам. Кто этот хищник? (Лиса).
Учитель предлагает школьникам отгадать несколько загадок:
- Это растение свое название получило за цвет ягод, которые очень полезны. Растет оно двести лет в еловых и сосновых лесах. (Черника).
- Две сестрички летом зелены. Одна к осени краснеет, а другая чернеет. (Смородина).
- С виду данные звери очень похожи. У них небольшая мордочка, длинные ушки и задние лапы, короткий хвостик. Тело покрыто пушистой шерстью. Своих детенышей они кормят молоком. Питаются эти пушистые зверьки травой, а также молодыми ветками. О каких зверях идет речь? К каким их можно отнести группам животных? (Заяц, кролик).
- О какой птице идет речь? Небольшая, на голове у нее есть черная шапочка, а на грудке – черный галстук. Спинка серая, хвостик и крылышки коричневые, белое брюшко. Длинный темный хвост всегда покачивается, будто птица испугалась чего-то. О какой птице идет речь? (Трясогузка)
На станции «Почемучка» ребятам предлагаются интересные и необычные вопросы.
- Почему крапива жжет? (В прожилках ее листьев есть муравьиная кислота. При прикосновении к листу, волосок ломается, он царапает кожу, туда попадает кислота.)
- Почему у березы клейкие молодые листочки? (Смолистые соединения защищают листочки от заморозков).
- Почему нельзя кричать в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Сильный шум, запах дыма могут напугать лесных обитателей, поэтому птицы бросают свои гнезда, гибнет потомство).
- Птенцов, вылетевших из гнезда, именуют слетками. Почему их нельзя уносить домой? (Птицы учат детенышей искать пищу, защищаться от потенциальных врагов, дома этому трудно научить птенцов, потом они будут беспомощными);
- Почему лишайники растут не везде? (Лишайники растут только там, где есть чистый воздух).
- Почему нельзя собирать чернику веточками? (Кустарники черники могут жить до 300 лет, поэтому их надо беречь).
- Почему нельзя рвать большие букеты цветов? (Сорванные цветы никогда не дадут семян, и на следующий год станет меньше цветов).
Станция «Дупло совы». Вы знаете о том, что совы – это ночные птицы. Они в это время охотятся, а днем отсыпаются в дуплах. Дети рассаживаются на стульях парами, как только учитель говорит «ночь», все вылетают на охоту, а при слове «день» возвращаются обратно на свои места. Далее убирается один стул, так как человек «срубил» дерево, совам стало негде прятаться. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна пара «сов», которые и будут считаться победителями.
Станция «Лесная полянка». У нас небольшой привал, поэтому пришло время поделиться своими знаниями о лесе. Учитель задает вопросы:
- как называется лес, в котором есть только ели;
- из какого дерева производят спички;
- древесину какого дерева берут для создания бумаги;
- вы увидели гнездо птицы, как его сохранить;
- кому нужны дуплистые деревья;
- какова польза от муравьев;
- как нужно охранять муравейники;
- какой зверь всегда строит себе дом с бассейном;
- какой вид охоты всегда разрешен в лесу.
Станция «Знатоки леса». Педагог предлагает игру с мячом. Вся команда встает в круг. Учитель говорит: "Я предлагаю вам игру с мячиком. Встаньте в круг". Учитель бросает мяч, называет лесное растение либо животное. Потом мяч передается другому игроку. Тот, кто не дает ответа, выходит из игры.
Анализ воспитательного мероприятия предполагает самооценку действий учителем. Он анализирует, насколько полно ему удалось реализовать поставленные задачи, донести до каждого ребенка необходимость бережного отношения к природе, ее богатствам.
Также в анализ воспитательного мероприятия включают все педагогические методы и приемы, используемые учителем при подготовке мероприятия.
Спектакль «Колобок ищет Экогород»
Ведущий. Добрый день, дорогие любители природы! Сегодня я хочу рассказать сказку, но не простую, а экологическую. И называется она «Колобок ищет Экогород». Слышите? Это герой нашей истории поет свою песенку.
Колобок. Километрами дорог я шел, не уставая,
Я веселый Колобок, песенку я напеваю.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
Ля, ля, ля.
Ведущий. Это Колобок катился и прикатился в лес, на полянку, наполненную солнечным светом. Вдруг на зеленом листе Колобок увидел небольшую Гусеницу.
Колобок. Ой, ты кто?
Гусеница. Я - Гусеница. А куда ты путь держишь, Колобок?
Колобок. Не знаю, качусь, куда глаза глядят.
Гусеница. Просто так двигаться, куда глаза глядят - ума не надо много. Вот бабушка моя говорила, что, когда она высоко летала над землей, она видела все то, что есть на планете. И она сказала, что на земле лучшим городом считают Экогород. Я с тех пор и мечтаю его увидеть. Может, ты сумеешь его отыскать?
Колобок. Я?! Ну, я попробую попасть этот удивительный город.
Ведущий. Колобок попрощался с Гусеницей и направился искать Экогород.
Катился Колобок по лесу, встретился ему Заяц. За бок держится, кряхтит, прихрамывает.
Колобок. Что с тобой, косой дружок?
Заяц. Это я косой? Косой тот, кто со мной вчера злую шутку сыграл. Отдыхаю я под кустом, вдруг меня кто-то по голове ударил. Вскочил, гляжу по сторонам, не понимаю ничего. Вижу, на поляне пустыми бутылками "стреляют" отдыхающие люди по кустам. Отдохнули, а после себя кучу мусора оставили. Любой зверь ими пораниться может. Кто нам теперь поможет?
Колобок. Я могу помочь! Вот найду Экогород и расскажу, как туда добраться. Ведущий. И покатился дальше Колобок. По дороге он встретил волка, который за живот держится.
Волк. Ох-ох-ох!
Колобок. Что с тобой, серый волк? Почему глаза у тебя грустные?
Волк. Съел я барашка, вот живот и болит. Видно, он «химией» питался.
Колобок. Как так?
Волк. Да растения, которые ел барашек, разными гербицидами обработали. Пойду искать лечебные травки.
Ведущий. Шел Колобок, шел, а вот никакого Экогорода так и не увидел. Кругом грязь и мусор, разруха и хаос. Ребята, давайте вместе уберем мусор, сделаем наш город лучше и чище.
В заключение
Воспитательная работа является важным аспектом в деятельности современного классного руководителя. Педагог составляет план мероприятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности школьников.
Вовлечение ребят во внеурочную деятельность позволяет педагогу формировать в подрастающем поколении стремления к саморазвитию и самосовершенствованию.