Маяковский: «Ода революции» — анализ великого произведения

Стихотворение «Ода революции» было написано Владимиром Маяковским в 1918 году, вскоре после победы Октябрьской революции. Как яркий бунтарь и сторонник большевиков, Маяковский восторженно принял свержение старого строя.

Однако его отношение к происходящему было двойственным. С одной стороны, он искренне верил в торжество справедливости и равенства. С другой - не мог не видеть бесчинств толпы, массового насилия и разрухи.

Революционный пафос

В стихотворении «Ода революции» Маяковский восторженно приветствует революционные события 1917 года. Он называет революцию «двуликой», «звериной», подчеркивая ее разрушительную силу, но в то же время видит в ней освобождение народа и рождение нового праведного общества. Поэтому революция для него «благословенная» и «четырежды славная».

  • Анализ стихотворения Маяковского «Ода революции»
  • Поэт с воодушевлением приветствует разрушение «тысячелетий Кремля», символизирующих старый режим.

Маяковский олицетворяет революцию, наделяя ее человеческими чертами – она может «орать» и быть «пьяной». Это подчеркивает ее мощь и стихийность.

Маяковский, «Ода революции», анализ Поэт видит революцию, как нечто живое, способное к преображению – «обернешься еще, двуликая?».

Таким образом, несмотря на трагические последствия революции, Маяковский в целом принимает ее и прославляет, как освобождение народа. В этом проявляется революционный пафос поэта.

Большевики штурмуют Зимний дворец в 1917 году

Образы насилия и смерти

В «Оде революции» наряду с восторженным приветствием нового строя Маяковский откровенно показывает и трагические стороны революционных потрясений. Он с сочувствием говорит о гибели людей, не принявших перемен, которые «вскрыли себе вены». Революция предстает орудием беспощадного возмездия по отношению к представителям свергнутых классов:

  • «Пьяная толпа орала: "Расстреливать!" И визгом сирен к окнам приваренный, скрежетал на площади броневик, давимый, как червяк». Здесь четко проступают черты террора, насилия и мести победившей стороны.
  • «И стонут стоны обрубленных рук у собора Василия Блаженного» - революция беспощадна даже к святыням прошлого.
  • Особенно трагична судьба «седых адмиралов», представителей императорской власти. Поэт не скрывает жестокости их гибели: «А те - волокли на заклание. И кровь из горла фонтанами хлестала к потолку».

Так Маяковский показывает, что вместе с новой жизнью революция несет смерть и разрушение для многих. Победа нового общества достается слишком высокой ценой человеческих жизней и страданий. Поэтому революция действительно «двуликая» - она одновременно и светлое будущее, и кровавое прошлое для России.

Но автор не осуждает этого насилия, а лишь констатирует, как неизбежность на пути коренного переворота. Для него важнее итоговый результат - установление более справедливого общественного строя, хотя путь к нему лежит через террор, месть и человеческие жертвы.

Двойственность восприятия

Восприятие революции у Маяковского глубоко противоречиво. С одной стороны, он восторженно приветствует ее как «благословенную» силу, несущую освобождение народа. Но с другой - прекрасно осознает всю трагичность происходящего, кровавые жертвы на ее алтарь.

Эта двойственность проявляется в олицетворении революции, как существа с двумя лицами: «Обернешься еще, двуликая?» Поэт в недоумении, какой облик примет это явление дальше - светлый или мрачный:

  • С одной стороны, революция может стать «стройной постройкой», воплощением нового прекрасного общества свободы и равенства.
  • Но с другой - так же легко обернуться для России «грудой развалин», неся лишь хаос, голод и разруху вместо обещанного рая.

Такая неоднозначность отношения к революции отличает Маяковского от многих деятелей того времени. Он отказывается идеализировать происходящее и видит как достижения, так и издержки этого процесса для страны и народа.

Разрушенные здания и голодные люди на улице символизируют послереволюционные смуту и насилие,

Вердикт поэта: трагизм и оптимизм

Несмотря на все трагические стороны революции, в финале стихотворения Маяковский выносит ей положительный вердикт - «Четырежды славься, благословенная!».

Этот оптимизм объясняется тем, что поэт считает такую цену оправданной ради главной цели - построения нового праведного общества на обломках старого мира.

Маяковский принимает революцию со всеми ее «минусами» - жестокостью, бесчеловечностью, хаосом. Он понимает, что такова объективная реальность любого радикального слома. И в этом проявляются черты трагического мироощущения - принятие высшей необходимости, пусть и жестокой.

Но в то же время поэт убежден, что революция в конечном счете несет огромный позитивный заряд, открывая путь к светлому будущему. Этот исторический оптимизм позволяет ему приветствовать революцию, несмотря ни на что. Так сочетаются в «Оде» и трагедийное, и романтическое мироощущение.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.