Английская литература 18 века: тайны прошлого в романах и поэмах

XVIII век стал эпохой расцвета английской литературы. Это было время Просвещения, когда в обществе господствовали разум, наука и прогресс. Писатели того времени в своих произведениях поднимали острые социальные и философские вопросы. В начале XVIII века в Англии господствовал классицизм с его строгими правилами и нормами. Однако постепенно на смену ему пришли сентиментализм и предромантизм. Писатели стали больше внимания уделять внутреннему миру человека, его чувствам и переживаниям.

Сатира Джонатана Свифта

Одним из ярчайших представителей английской литературы 18 века был Джонатан Свифт, известный своими сатирическими произведениями. Его перу принадлежат такие шедевры, как «Путешествия Гулливера» и «Сказка бочки». В них Свифт бичевал пороки английского общества своего времени.

«Сказка бочки» вышла в 1704 году и является одним из первых сатирических произведений Свифта. Это иносказательная история о трех братьях Питере, Мартине и Джеке, которые унаследовали от отца старую бочку с вином. Каждый из них по-своему распорядился своей долей наследства, что послужило поводом для Свифта высмеять католиков, протестантов и атеистов.

В 1726 году вышло главное сатирическое произведение Свифта - роман «Путешествия Гулливера». Это история мореплавателя Гулливера, попавшего сначала в страну лилипутов, а затем в страну великанов. Свифт использовал вымышленные страны и народы, чтобы провести сатирические параллели с реалиями «английская литература 18 века» Англии того времени. Например, мелкие распри лилипутов высмеивали политическую борьбу в парламенте, а невежество великанов - ограниченность ученых.

  • Сатирические памфлеты Свифта отличает остроумие и язвительность.
  • Его герои - обобщенные типы, олицетворяющие те или иные недостатки.
  • Язык произведений прост и лаконичен, но в то же время точен и выразителен.

Таким образом, Свифт внес огромный вклад в развитие английской сатиры 18 века. Его произведения и сегодня не утратили актуальности и по-прежнему вызывают интерес читателей своей непревзойденной сатирической силой.

Портрет Джонатана Свифта, ирландского сатирика, прославившегося «Путешествиями Гулливера»

Реализм Даниэля Дефо

Даниэль Дефо - одна из ключевых фигур английской литературы 18 века. Его перу принадлежат такие всемирно известные романы, как «Робинзон Крузо» и «Молль Флендерс». В этих произведениях Дефо воплотил принципы реализма и создал образцы «романа факта». «Робинзон Крузо» вышел в 1719 году и основан на реальных событиях - истории моряка Александра Селькирка, проведшего в одиночестве более 4 лет на необитаемом острове. Дефо мастерски воссоздает быт героя, его внутренний мир. Читатель словно сам оказывается на острове - настолько реалистичны все детали.

Другой шедевр Дефо «Молль Флендерс» (1722) повествует о жизни женщины из низов общества, прошедшей через множество испытаний. Здесь Дефо также тщательно реконструировал социальную среду и бытовые подробности Англии того времени. По сути, «Молль Флендерс» - первый реалистический «английская литература 18 века» роман, где женщина стала главной героиней.

Отличительные черты реализма Дефо:

  • документальная точность в описании быта и нравов;
  • внимание к социальной среде и психологии персонажей;
  • отказ от идеализации в изображении героев - показ их с сильными и слабыми сторонами.

Благодаря творчеству Дефо классицистический роман уступил место реалистическому, ориентированному на правдивое отражение действительности. Произведения Дефо положили начало не только английскому, но и европейскому реалистическому роману Нового времени.

Сентиментализм Сэмюэля Ричардсона

Сэмюэль Ричардсон - один из родоначальников сентиментализма в европейской и английской литературе 18 века. Его перу принадлежит знаменитый эпистолярный роман «Кларисса, или История одной девушки». Это произведение оказало огромное влияние на развитие реалистической прозы.

«Кларисса» вышла в 1748 году и имела колоссальный успех. Читателей потрясла трагическая судьба главной героини - юной девушки Клариссы Харлов, ставшей жертвой коварного светского растлителя Ловеласа. Их отношения Ричардсон изобразил через обмен письмами, что придало роману особую достоверность и психологизм.

Характерной чертой «Клариссы» является утрированная чувствительность. Автор максимально обостряет эмоциональное восприятие, чтобы как можно сильнее тронуть читателя. Отсюда обилие слез, вздохов, обмороков героини. Так Ричардсон культивировал моду на чувствительность в литературе «английская литература 18 века».

Другие черты сентиментализма Ричардсона:

  • внимание к внутреннему миру героев;
  • морализаторство;
  • апелляция к эмпатии читателей.

«Кларисса» положила начало не только европейскому сентиментализму, но и «роману страданий» - жанру, прославившемуся благодаря таким произведениям, как «Страдания юного Вертера» Гете. Таким образом, вклад Ричардсона в развитие прозы 18 века поистине неоценим.

Сэмюэл Ричардсон, английский писатель, создатель жанра эпистолярного романа

Комедии Ричарда Шеридана

Одним из ярчайших драматургов английской литературы 18 века был Ричард Шеридан. Его остроумные комедии до сих пор не сходят со сцен театров и вызывают восторг зрителей. Наиболее известная комедия Шеридана - «Школа злословия» (1777). Это история о хитроумной леди Тизл, которая пытается свести вместе свою подругу с нелюбимым женихом. При этом она вовлекает в интригу множество персонажей, что и создает комизм положений.

Другая популярная комедия - «Дуэнья» (1775). Здесь две сводные сестры оказываются вовлечены в любовный роман с одним и тем же молодым человеком. Шеридан мастерски жонглирует переодеваниями, розыгрышами и прочими уловками героев.

Отличительные черты комедий Шеридана:

  • остроумный, искрометный диалог;
  • запутанный сюжет с обилием комичных ситуаций;
  • пародирование сентиментализма.

Шеридан синтезировал традиции английской «английская литература 18 века» комедии (Конгрив, Фаркуар) и французского водевиля. Его пьесы и сегодня актуальны и любимы зрителями за великолепный юмор и сатиру на человеческие пороки.

Предромантизм Вильяма Блейка

Одной из ключевых фигур переходного периода между классицизмом и романтизмом в английской литературе 18 века был поэт и художник Вильям Блейк. Его творчество заложило фундамент британского романтического искусства следующего столетия. В 1789 году Блейк опубликовал поэтический сборник «Песни невинности», а в 1793 - «Песни опыта». Эти произведения объединены не только названием, но и особой символикой, образами-антитезами. Если в «Песнях невинности» воспеваются радость, чистота, добро, то в «Песнях опыта» - их трагическое уничтожение несправедливым миром.

Отличительные черты поэзии Блейка:

  • мистицизм, религиозные мотивы;
  • символизм, многозначность образов;
  • музыкальность, певучесть стиха.

Блейку удалось сплавить средневековую мистериальность и пуританский морализм с передовыми идеями «английская литература 18 века» эпохи Просвещения. Его поэзия стала мостом от классицизма к романтизму и оказала влияние на творчество Кольриджа, Вордсворта, Шелли.

Шотландский фольклор в творчестве Роберта Бернса

Роберт Бернс - великий шотландский поэт, внесший неоценимый вклад в развитие английской литературы 18 века. В своем творчестве он широко использовал мотивы народного творчества, фольклора и этнографии родной Шотландии. Бернс родился в семье простого фермера и с детства был погружен в крестьянскую среду с ее песнями, сказаниями, обрядами. Эти впечатления легли в основу его знаменитого сборника «Песни и баллады» (1786). Здесь особое место занимают стихи на шотландском диалекте, пропитанные духом народной поэзии.

Так, баллада «Джон Ячменное Зерно» повествует о популярном в Шотландии аграрном культе, приуроченном ко дню сбора урожая. А стихотворение «Веселые нищие» юмористически описывает нравы бродячих шотландских ремесленников и артистов.

Другие произведения Бернса на фольклорную тематику:

  • «Тэм О’Шентер» - история о пьяном фермере, столкнувшемся с ведьмами;
  • «Джон Барликорн» - персонификация виски в народных поверьях;
  • «Айрширский бал» - описание традиционной деревенской свадьбы.

Благодаря Бернсу мир узнал о богатстве шотландского фольклора. А использование им диалектов и народной лексики способствовало развитию всей «английская литература 18 века» англоязычной поэзии.

Готический роман Горация Уолпола

Гораций Уолпол - одна из ключевых фигур английской литературы 18 века. Его перу принадлежит жанрообразующее произведение готической прозы - роман «Замок Отранто», увидевший свет в 1764 году. Сюжет романа разворачивается в вымышленном замке Отранто в Италии. Главный герой - тиран Манфред - во что бы то ни стало хочет женить своего сына на юной Изабелле. Однако в развязку его планам мешают призраки, тайны и кровавые события прошлого.

Важной особенностью «Замка Отранто» является обилие мистики, тайн и ужасов - отсюда название жанра. Уолпол мастерски создает атмосферу неизвестности и потусторонних сил. Его роман задал каноны готической прозы на долгие годы.

Отличительные черты готического романа Уолпола и его последователей:

  • мрачные замки, руины, подземелья;
  • потусторонние явления - привидения, предзнаменования;
  • атмосфера таинственности и ужаса.

Готический роман Уолпола оказал огромное влияние на всю европейскую литературу ужасов. А «Замок Отранто» по праву считается прообразом мистических бестселлеров вплоть до «английская литература 18 века» наших дней.

Философские баллады Уильяма Вордсворта

Уильям Вордсворт — один из самых ярких поэтов английского романтизма конца 18 века. Он стал основоположником так называемой «озерной школы» в поэзии, которая отличалась устремленностью к природе, простотой и искренностью чувств. Вордсворт писал преимущественно лирические произведения, среди которых особое место занимают его философские баллады.

В 1798 году Вордсворт в соавторстве с Сэмюэлем Тейлором Кольриджем выпустил сборник «Лирические баллады». Эта книга стала своего рода манифестом нового литературного направления. Среди произведений сборника особо выделяются баллады Вордсворта, в которых он размышляет о человеке и его месте в мире.

Одной из самых известных баллад Вордсворта является «Странник» («The Wanderer»). В ней поэт описывает встречу уставшего путника с мудрым старцем, который дает ему советы о смысле жизни. Главная мысль произведения в том, что человек должен ценить простые радости и красоту окружающего мира. Еще одна философская баллада Вордсворта — «Разбойник» («The Robber»). Здесь рассказывается история о грабителе, который после смерти жены и детей утратил смысл жизни и стал преступником. Но в конце он раскаивается в содеянном и понимает ценность человеческих чувств.

Также широкую известность получили баллады «Идиот» («The Idiot Boy»), «Безумный матрос» («The Mad Mother»), «Элегия, написанная на сельском кладбище» («Elegy Written in a Country Churchyard») и другие. В них Вордсворт с сочувствием писал о простых людях, их переживаниях и внутреннем мире. Философские баллады Вордсворта оказали огромное влияние на развитие европейской литературы. Они открыли путь к углубленному психологизму в поэзии и прозе 19 века. А их гуманистические идеи не потеряли актуальности и в наши дни.

Романы о нравах Генри Филдинга

Генри Филдинг - один из самых ярких представителей английской литературы 18 века. Он прославился как автор реалистических романов о нравах эпохи Просвещения. Его главные произведения - «История приключений Джозефа Эндрюса», «История Тома Джонса, найденыша» и «Амелия».

В своих романах Филдинг выступал как подлинный новатор жанра. До него английская литература не знала столь масштабных реалистических полотен, детально изображающих современную автору действительность. Филдинг отказался от традиционных авантюрных сюжетов в пользу правдоподобных историй из повседневной жизни разных слоев общества.

Особенно ярко талант Филдинга-реалиста проявился в романе «История Тома Джонса, найденыша». Это история взросления сироты Тома, который преодолевает множество жизненных испытаний, прежде чем обретает счастье и любовь. Филдинг мастерски воссоздал атмосферу английской провинции 18 века, показал различные социальные типы того времени.

Особенность романов Филдинга - насыщенность остроумными отступлениями, лирическими и сатирическими. Автор то и дело обращается к читателю, комментирует происходящее. Эти отступления позволяют ему высказать свое отношение к изображаемым событиям и героям.

Филдинг остроумно высмеивал пороки современного ему общества - лицемерие, ханжество, взяточничество. Особенно доставалось представителям высших классов, чье привилегированное положение зачастую не соответствовало их нравственным качествам. В то же время писатель воспевал такие добродетели, как честность, благородство, справедливость.

Главные герои романов Филдинга - положительные персонажи, носители лучших моральных качеств. Это благородный, отзывчивый Том Джонс, добродетельная София, верная Амелия. Их противопоставление отрицательным героям позволяло автору проводить свои гуманистические идеи. Творчество Генри Филдинга оказало огромное влияние на развитие реализма в европейской и мировой литературе. Его традиции продолжили такие писатели, как Тобайс Смоллет, Лоренс Стерн, Даниель Дефо. Романы Филдинга до сих пор не утратили своей художественной ценности и продолжают радовать читателей остроумием, меткими наблюдениями и гуманизмом.

Поэмы Оссиана Джеймса Макферсона

Одним из самых загадочных явлений английской литературы 18 века стали так называемые «Поэмы Оссиана», опубликованные шотландским писателем Джеймсом Макферсоном. Эти произведения произвели настоящий фурор в литературных кругах Европы и оказали большое влияние на развитие романтизма. В 1760-х годах Макферсон опубликовал переводы древних поэм, якобы принадлежавших кельтскому барду Оссиану. Это были героические сказания о подвигах легендарных воинов - Фингала, Оскара, Дермида. Действие поэм разворачивалось в древней Шотландии.

«Поэмы Оссиана» поражали читателей своей уникальной поэтикой. В них воспевались суровая северная природа, туманные горы и вересковые пустоши. Герои поэм были одинокими гордыми воинами, тоскующими о былой славе. Их речи были проникнуты глубоким лиризмом и меланхолией. Многие читатели восприняли «Поэмы Оссиана» как подлинные реликты древней эпохи. Однако вскоре выяснилось, что на самом деле это мистификация Макферсона. Собрав отрывочные данные о кельтском фольклоре Шотландии, он сам сочинил эти поэмы, выдав их за переводы с гэльского языка.

Несмотря на раскрытие мистификации, «Поэмы Оссиана» не утратили своего огромного влияния на литературу. Их мрачный колорит, образ героя-одиночки глубоко повлияли на творчество прерафаэлитов, а также таких поэтов, как Байрон, Лермонтов, Пушкин. Эти произведения Макферсона стали одним из истоков европейского романтизма конца 18 - начала 19 веков. Хотя «Поэмы Оссиана» и оказались мистификацией, они представляют несомненную художественную ценность. Макферсон сумел создать убедительный образ древнего героического мира, наполненного печалью и красотой суровой природы. Эти произведения навсегда вошли в золотой фонд английской и мировой литературы 18 века.

Нравоучительная литература Оливера Голдсмита

Оливер Голдсмит - один из самых популярных писателей английской литературы 18 века. Он прославился как автор нравоучительных произведений, в которых с юмором и сатирой изображал нравы современного ему общества. Главным произведением Голдсмита стал роман «Векфильдский священник», опубликованный в 1766 году. Это история сельского священника Чарльза Примроуза и членов его семьи. Повествование ведется от лица самого Примроуза, мудрого и добродушного рассказчика.

«Векфильдский священник» - образец «сентиментального» романа, в центре которого - не героические приключения, а обыденная семейная жизнь. Голдсмит с теплым юмором рисует забавные сценки из жизни священника, его жены и детей. При этом каждый эпизод несет глубокий нравственный смысл. Главная идея романа - прославление патриархальных семейных ценностей. Голдсмит показывает, что счастье кроется не в богатстве и роскоши, а в любви, взаимопонимании и мудрости. Его идеальная семья Примроузов противопоставлена аристократическим семьям, разъедаемым пороками.

Особенность поэтики Голдсмита - тонкий, добродушный юмор. Он высмеивает слабости своих героев, но делает это с любовью и сочувствием к ним. Язык писателя прост и ясен, а повествование исполнено оптимизма.

Помимо «Векфильдского священника» Голдсмиту принадлежат повести «Гражданин мира» и «Важная дама», поэма «Опустевшая деревня». Все эти произведения проникнуты гуманистическими идеалами и мягким юмором автора. Творчество Оливера Голдсмита пользовалось огромной популярностью в Англии 18 века. Его книги были настольными у многих читателей благодаря их доброте, оптимизму и мудрому юмору. Голдсмит внес большой вклад в развитие жанра «сентиментального» романа, оказавшего влияние на всю последующую европейскую литературу.

Женский взгляд Марии Эджворт

Мария Эджворт - одна из немногих женщин-писательниц в английской литературе 18 века. Ее творчество внесло свежую женскую ноту в литературный процесс того времени. Наиболее известный роман Эджворт - «Замок Рэкрент» (1800). Это история ирландской семьи, живущей в замке Рэкрент. Повествование ведется от лица девушки Мэри, которая остроумно описывает нравы своих эксцентричных родственников.

В центре романа - женские образы, whats показаны Эджворт более глубоко и многогранно, чем это было принято в литературе того времени. Ее героини обладают сильным характером, стремятся к самореализации вопреки устоям патриархального общества. Тонкий психологизм, ирония, остроумие - отличительные черты прозы Эджворт. Она мастерски передает диалоги, комичные ситуации, характеры персонажей. При этом ее взгляд не лишен критического отношения к нравам высшего сословия.

Помимо романов, Эджворт писала нравоучительные повести для детей и юношества. Они пользовались большой популярностью благодаря интересным сюжетам и гуманистическим идеям автора. Творчество Марии Эджворт высоко ценили Вальтер Скотт, Джейн Остин и другие писатели. Она внесла женский вклад в развитие реализма в английской литературе 18 века. Ее остроумная ироничная проза не утратила своей привлекательности и в наши дни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.