Кто изобрел Тетрис, того необходимо считать гением

Тетрис - одна из самых известных и популярных компьютерных игр в истории. Эту головоломку изобрел советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году, работая в Вычислительном центре АН СССР. Идея игры пришла к нему после экспериментов с фигурками пентамино. Первоначальная версия Тетриса была написана на языке Паскаль для компьютера Электроника-60.

Вскоре после создания игра стала стремительно набирать популярность и распространяться по всему миру. Она была портирована практически на все существующие компьютерные платформы. Огромную известность Тетрис приобрел благодаря версиям для игровых консолей Nintendo, в частности, карманной консоли Game Boy, в комплект которой эта игра входила. Миллионы людей во всем мире сыграли в Тетрис, сделав его поистине культовой игрой в истории индустрии компьютерных развлечений.

В этой статье мы расскажем об истории создания знаменитой головоломки, ее основных правилах и интересных фактах о ее феноменальной популярности по всему миру.

Как зародилась идея создания Тетриса

Идея создания легендарной головоломки Тетрис пришла в голову советскому программисту Алексею Пажитнову в 1984 году, когда он работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. Ему часто приходилось сталкиваться с задачами распознавания образов и искусственного интеллекта, для которых он использовал различные головоломки.

Однажды Пажитнов решил создать компьютерную версию популярной в СССР настольной игры пентамино. Однако вычислительных мощностей тогдашних компьютеров не хватало для полноценной реализации этой идеи с пятиклеточными фигурками. Тогда Пажитнов решил упростить задачу, использовав вместо пентамино четырехклеточные фигурки, названные им «тетрамино».

Так зародилась основная идея Тетриса – фигурки случайным образом падают сверху, а заполненные горизонтальные ряды исчезают.

  • кто изобрел Тетрис - Алексей Пажитнов, советский программист
  • где изобрели Тетрис - в Вычислительном центре АН СССР в Москве
  • изобретатель Тетриса Алексей Пажитнов придумал игру в 1984 году
  • первый Тетрис был написан Пажитновым на языке Паскаль в 1984 году

Первоначально Пажитнов планировал создать компьютерный вариант популярной в СССР настольной головоломки пентамино. Однако ограниченные вычислительные мощности компьютеров того времени не позволяли эффективно работать с пятиклеточными фигурами.

Тогда Пажитнов упростил задачу, заменив пентамино на четырехклеточные фигурки, названные им «тетрамино». Это натолкнуло его на идею создания принципиально новой компьютерной головоломки, в которой фигурки случайным образом падают сверху, а заполненные горизонтальные ряды автоматически исчезают.

Черно-белая фотография изобретателя Тетриса Алексея Пажитнова за работой на компьютере

Первая версия игры на языке Паскаль

«Тетрис» был впервые написан Алексеем Пажитновым 6 июня 1984 года на компьютере Электроника-60. Работая в Вычислительном центре АН СССР, он занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Для обкатки идей Пажитнов применял головоломки, в том числе классическое пентамино.

Первоначальная версия «Тетриса» была написана Пажитновым на языке программирования «кто изобрел тетрис» Паскаль для компьютера «Электроника-60». В основе игры лежала идея использования геометрических фигур «тетрамино» — разновидности полимино, состоящих из четырех квадратов. «где изобрели тетрис» Полимино в разных видах применялись в головоломках задолго до Пажитнова.

Для IBM PC первый тетрис игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым. Она быстро распространилась сначала по Москве, а затем и по всему миру.

Мировая популярность благодаря версии для Game Boy

Одной из наиболее популярных версий «Тетриса» стала версия для портативной игровой консоли Game Boy, выпущенная в 1989 году японской компанией Nintendo. Игра поставлялась в комплекте с каждой консолью Game Boy, что во многом определило успех как самой консоли, так и «Тетриса».

По словам Хенка Роджерса, руководителя The Tetris Company, только для Game Boy было продано более 35 миллионов копий «Тетриса». Это делает версию для Game Boy одной из самых коммерчески успешных версий «Тетриса» за всю историю.

Успех «Тетриса» на Game Boy во многом объясняется простотой и удобством самой консоли. Играть в «Тетрис» можно было в любом месте и в любое время. Кроме того, продуманный геймплей, красивая графика и запоминающаяся музыкальная тема сделали «Тетрис» на Game Boy по-настоящему культовой игрой.

Картриджи с игрой Тетрис для игровой консоли Game Boy компании Nintendo

Основные правила головоломки Тетрис

Головоломка «Тетрис» основана на использовании фигурок, состоящих из четырех квадратов - тетрамино. Случайным образом формируются семь различных фигурок тетрамино.

Эти фигурки падают сверху в прямоугольный стакан. Игрок может поворачивать падающие фигурки, а также двигать их влево или вправо. Цель игрока - укладывать фигурки таким образом, чтобы заполнялись горизонтальные ряды по всей ширине стакана.

Как только образуется заполненный горизонтальный ряд, он исчезает, а все фигурки выше этого ряда опускаются на одну клетку вниз. За каждый исчезнувший ряд игрок получает очки. Чем больше рядов исчезает за один раз, тем больше очков получает игрок.

Со временем скорость падения фигурок увеличивается, что усложняет задачу. Игра заканчивается тогда, когда очередная фигурка не может поместиться в стакан из-за накопившихся ниже фигурок. То есть цель игры - укладывать фигурки как можно дольше, набирая максимум очков.

Хотя правила Тетриса довольно просты и интуитивно понятны, за счет случайности выпадения фигурок каждая новая игра уникальна. Это обеспечивает практически неограниченный повторный игровой процесс.

Рекорды популярности среди компьютерных игр

«Тетрис» по праву считается одной из самых популярных компьютерных игр в истории. Огромные продажи, множество портированных версий, узнаваемость в поп-культуре - это лишь некоторые показатели успеха «Тетриса».

По оценкам, общее количество загрузок и установок мобильной версии «Тетриса» к 2014 году превысило 425 миллионов. Это делает «Тетрис» самой скачиваемой мобильной игрой в истории.

В 2007 году «Тетрис» был включен в топ-10 важнейших видеоигр всех времен по версии программы «Видеоигры в Библиотеке Конгресса». «Тетрис» был признан игрой, которая оказала значительное культурное влияние и имеет историческую ценность.

Также «Тетрис» неизменно входит в различные рейтинги лучших игр по отдельным платформам и в целом за всю историю индустрии видеоигр. Эти факты наглядно демонстрируют исключительную популярность «Тетриса».

Портирование Тетриса на разные платформы

«Тетрис» был портирован практически на все существующие платформы - персональные компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны, карманные устройства и многое другое. Это еще одно подтверждение колоссальной популярности игры.

Первоначально «Тетрис» был создан для компьютера «Электроника-60». Затем последовали версии для персональных компьютеров семейства IBM PC. Дальнейшее портирование происходило практически на любые популярные на тот момент аппаратные платформы.

Особенно стоит отметить мобильные версии «Тетриса» для карманных устройств и смартфонов. «кто изобрел тетрис» Портативность этих гаджетов в сочетании с простым игровым процессом Тетриса сделали мобильные версии чрезвычайно популярными. Миллионы загрузок подтверждают это.

В настоящий момент практически не существует значимой аппаратной или программной платформы, которая не получила бы свою версию легендарной головоломки.

Музыкальная тема из игры

Одним из узнаваемых элементов «Тетриса» стала музыкальная тема из игры. В оригинальной версии для Электроники-60 музыки не было. Но в дальнейшем практически для каждой значимой версии «Тетриса» создавалась своя уникальная музыкальная композиция.

Наиболее популярная во всем мире тема «Тетриса» - это русская народная песня «Коробейники» в обработке японского композитора Хирокадзу Танаки для версии игры на платформе Nintendo Game Boy. Именно эта мелодия теперь ассоциируется с «Тетрисом» для большинства людей.

Многие музыкальные коллективы создавали свои кавер-версии «темы из Тетриса». Также эта мелодия использовалась в качестве основы или сэмпла для электронной танцевальной музыки. Это еще один показатель узнаваемости «кто изобрел тетрис» бренда Тетрис в поп-культуре.

Тетрис в культуре и искусстве

«Тетрис» как одна из самых известных компьютерных игр оказал значительное влияние на поп-культуру и искусство. Образы, персонажи и музыкальные темы из Тетриса узнаваемы миллионами людей по всему миру.

Существует множество произведений живописи, графики, скульптуры и даже архитектуры, посвященных «Тетрису» или использующих его образы. Например, на фасаде одного из домов в Германии нарисована гигантская фигурка тетрамино.

Помимо «Темы из Тетриса», вошедшей в музыкальный мейнстрим, существуют песни, стихи и даже мюзиклы о «Тетрисе» и его создателе «кто изобрел тетрис». Можно с уверенностью сказать, что «Тетрис» стал неотъемлемой частью мировой поп-культуры, получив признание как образец выдающегося видеоигрового искусства.

Математический анализ игры

Тетрис, несмотря на кажущуюся простоту правил, является очень сложной в математическом плане головоломкой. Ученые доказали, что некоторые задачи, с которыми сталкивается игрок в процессе игры, относятся к классу NP-полных задач.

Это означает, что на данный момент не существует эффективного алгоритма их решения. Также была доказана теорема, согласно которой даже идеальный игрок, принимающий мгновенные и оптимальные решения, в конечном счете проиграет, если количество фигурок S и Z в последовательности будет достаточно велико. Хотя вероятность такой ситуации крайне мала.

Создатель Tetris Алексей Пажитнов смог придумать настолько увлекательную и в то же время сложную в математическом плане головоломку. До сих пор ученые находят в Tetris новые интересные математические свойства.

Количество возможных состояний доски 10x20 2,2*10^47

Такое огромное число возможных состояний игры делает невозможным перебор всех вариантов даже самыми мощными компьютерами. Поэтому требуются эвристические алгоритмы для нахождения хороших, но не обязательно оптимальных решений в Tetris.

NP-полнота некоторых задач Тетриса

Тетрис на первый взгляд кажется простой головоломкой. Однако при более детальном анализе выясняется, что некоторые проблемы, с которыми сталкивается игрок, являются NP-полными. Это означает, что до сих пор неизвестен эффективный алгоритм для их решения. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - так говорят об Алексее Пажитнове, сумевшем создать игру, скрывающую в себе сложные вычислительные задачи.

Одна из NP-полных проблем в Тетрисе - это задача определения, существует ли последовательность из 7 следующих фигурок, которая приведет к проигрышу при любых манипуляциях игрока. Доказательство того, что эта задача действительно NP-полна, довольно сложное. Но интуитивно понятно, что перебор всех вариантов того, как можно разместить 7 случайно выбранных фигурок в поле 10х20, требует астрономического количества вычислений.

Еще одной интересной NP-полной задачей является вопрос о существовании последовательности из n фигурок, после которой любая следующая фигурка приведет к проигрышу. Было показано, что даже при фиксированном небольшом n эта проблема является NP-полной. А значит, мы не можем эффективно проверить, существует ли, например, последовательность из 10 фигурок, после которой игра обречена на провал.

  • Задача оптимальной укладки фигурки
  • Определение возможности заполнения квадратного отверстия заданного размера
  • Поиск способа удаления максимального числа линий заданным набором фигурок

Все эти задачи, возникающие в процессе игры в Тетрис, оказались NP-полными. Это еще раз подчеркивает тот факт, что Алексей Пажитнов сумел создать по-настоящему сложную в вычислительном плане головоломку. Ученые до сих пор находят в Тетрисе новые интересные особенности, порой даже удивляясь тому, насколько хорошо Пажитнов спрятал математическую сложность в простых правилах.

Влияние на развитие жанра головоломок

Тетрис оказал огромное влияние на развитие жанра головоломок. Благодаря простым правилам и бесконечному геймплею Тетрис завоевал популярность по всему миру. Успех Тетриса вдохновил многих разработчиков на создание похожих головоломок. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - эти слова как нельзя лучше отражают вклад Алексея Пажитнова в развитие жанра.

Одним из наиболее известных клонов Тетриса является Puzzle Bobble. Цель игры - выстраивать цепочки одинаковых шариков, чтобы они исчезали. Принцип очень похож на Тетрис - нужно заполнять горизонтальные линии для того, чтобы они пропадали. Разница лишь в том, что вместо падающих фигурок используются цветные шарики.

Еще одна популярная головоломка, вдохновленная Тетрисом - Candy Crush. Цель игры также заключается в построении цепочек одинаковых элементов для их удаления. В данном случае в роли элементов выступают разноцветные конфеты. Идея очень похожа на цветной вариант Тетриса под названием Tetcolor.

Многие современные мобильные головоломки используют те же принципы, что и Тетрис, в основе своего геймплея. Элементы падают сверху в ограниченное пространство, и задача игрока - манипулировать ими так, чтобы заполнить горизонтальные или вертикальные линии. После заполнения линии элементы в ней исчезают, а на их месте появляются новые элементы.

Так что главная заслуга Алексея Пажитнова не только в создании самой головоломки Тетрис. Его идея породила целое направление головоломок, которое активно развивается и по сей день на различных платформах - компьютерах, игровых приставках и мобильных устройствах.

Различные модификации игры

За десятилетия существования Тетриса было создано множество его модификаций. Некоторые из них значительно усложняют оригинальную головоломку или добавляют абсолютно новые элементы геймплея. «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» - эта фраза в полной мере относится и к создателям успешных модификаций Тетриса.

Одним из наиболее интересных вариантов является 3D-версия под названием Blockout. В этой игре действие происходит не на плоской двумерной поверхности, а в трехмерном пространстве, где падающие фигурки могут двигаться вверх, вниз, влево, вправо и даже в глубину экрана. Управление фигурками становится значительно сложнее.

Еще одна популярная модификация - Tetris Battle. Эта версия превращает Тетрис в соревнование двух игроков. Каждый игрок играет в классический Тетрис на своем поле, но при заполнении линий может отправлять мусорные блоки на поле соперника, мешая тому выстраивать конструкции.

Tetrisphere представляет собой трехмерную версию, в которой задачей игрока является укладывать падающие фигурки на сферу таким образом, чтобы покрывать ее поверхность. Это значительно усложняет задачу по сравнению с двумерным вариантом.

Существует также целый ряд модификаций с измененными типами фигурок. Например, в Pentix игровыми элементами являются фигурки от одного до пяти квадратов. В Tetraminos используются не 7, а 28 различных тетрамино. А в TetriX наряду с квадратами есть еще и треугольные элементы.

Тетрис сегодня

Спустя почти 40 лет после создания, Тетрис остается одной из самых популярных компьютерных игр в мире. Во многом это заслуга гениальной идеи, предложенной Алексеем Пажитновым. Слова про изобретателя-гения не теряют актуальности и по сей день.

И в наши дни Тетрис регулярно появляется в рейтингах лучших видеоигр всех времен и на всех платформах. Каждый год выходят новые версии Тетриса на консолях, мобильных устройствах и в виде онлайн игр. Несмотря на конкуренцию со стороны современных блокбастеров, Тетрису удается сохранять интерес миллионов игроков благодаря простым и вечным правилам головоломки.

Помимо продолжающегося выпуска новых версий игры, Тетрис регулярно проводит крупные официальные чемпионаты среди профессиональных игроков со всего мира. Эти соревнования показывают, что даже в простой на первый взгляд игре можно добиться впечатляющих успехов при должной тренировке и мастерстве.

Так что для миллионов игроков Тетрис навсегда останется игрой No1 - вне конкуренции по простоте и глубине геймплея. Гениальное творение Алексея Пажитнова по-прежнему удивляет и радует нас спустя десятилетия.

Попытки клонирования и защита авторских прав

Успех Тетриса породил множество попыток создать похожие игры-клоны без согласия автора оригинальной головоломки Алексея Пажитнова. Но, к сожалению, не все разработчики готовы были признать его авторство и платить лицензионные отчисления.

Особенно много клонов Тетриса появлялось в 1990-х годах на волне популярности игры. Эти клоны позволяли избежать выплаты лицензионных отчислений Пажитнову, иногда лишь слегка меняя правила или визуальное оформление. Примерами таких игр-двойников являются Block Buster, Block Out, Hatris и многие другие.

Для борьбы с нарушением авторских прав в 1996 году Алексей Пажитнов создал компанию The Tetris Company. Она начала активно преследовать в судебном порядке компании, выпускающие клоны Тетриса. Был выигран ряд громких судебных процессов, что позволило несколько уменьшить поток нелегальных копий этой головоломки.

Однако и сегодня периодически появляются новые попытки обойти защиту прав Пажитнова на интеллектуальную собственность. Поэтому борьба за признание его авторства и получение справедливого вознаграждения за создание одной из самых успешных игр в истории продолжается по сей день.

Перспективы развития Тетриса

Несмотря на почтенный возраст, Тетрис продолжает активно развиваться. У игры есть огромный потенциал для расширения аудитории и внедрения инноваций. Слова про гения справедливы, как никогда, ведь гениальное творение Алексея Пажитнова до сих пор вдохновляет разработчиков на создание новых версий легендарной головоломки.

Одним из перспективных направлений являются массовые многопользовательские соревнования. Уже сейчас существуют версии, где десятки игроков одновременно соревнуются друг с другом. Но потенциал для роста количества участников почти неограничен – в перспективе могут проводиться турниры на сотни или даже тысячи человек.

Еще одно многообещающее направление – дополненная реальность. Представьте, что фигурки падают прямо на ваш рабочий стол или кухонный стол. А друзья могут присоединиться к игре, находясь в соседних комнатах! Технологии дополненной реальности как раз позволяют воплотить такие сценарии в жизнь.

Разумеется, Тетрис будет и дальше адаптироваться к новым игровым платформам по мере их появления. Мы уже видели версии Тетриса в виртуальной реальности – игра идеально подходит для VR благодаря простому игровому процессу. Вероятно, головоломка Пажитнова будет портирована на новые поколения игровых консолей и выйдет на стриминговых сервисах вроде Google Stadia.

В общем, несмотря на солидный возраст, у Тетриса еще много путей развития. Этот бессмертный хит обязательно будет радовать нас новыми версиями и расширять армию своих поклонников! Ведь «Кто Тетрис изобрел, того гением считать надо» – эти слова актуальны, как никогда.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.