Николай Олялин вошел в историю советского кино как непревзойденный актер военной тематики. Его герои отличались правдивостью и достоверностью. Зрители верили каждому слову и жесту Олялина на экране, так искренне и естественно он играл.
Первая главная роль в фильме «Освобождение» сделала Николая Олялина настоящей кинозвездой. Миллионы зрителей полюбили образ смелого и решительного командира Цветаева. Актер как будто сошел с полотен военных художников.
Начало творческого пути
Николай Олялин родился в 1941 году в небольшой деревне Опихалино Вологодской области. С детства увлекался актерским мастерством, посещая драмкружок в местном Доме офицеров. После окончания школы поступил в ЛГИТМиК на курс Алексея Яна, несмотря на то, что отец хотел видеть его военным. В институте Олялин избавился от своего провинциального говора и выработал красивую сценическую речь.
После окончания института в 1964 году Николай Олялин по распределению попал в Красноярский ТЮЗ. Однако отношения с руководством театра не сложились, и актеру доставались в основном эпизодические роли. Тем не менее, Олялин сумел блеснуть талантом даже в малых ролях и был признан лучшим комическим актером Красноярского края.
В 1968 году Николай тайно от руководства театра прошел кинопробы на роль капитана Цветаева в фильме «Освобождение» и получил эту роль. После успеха фильма Олялин решил покинуть Красноярский ТЮЗ и перебраться на киностудию им. Довженко в Киеве, чтобы продолжить кинокарьеру.
Слава пришла с ролью в «Освобождении»
В 1968 году на киностудии им. Довженко начались съемки грандиозной военной киноэпопеи «Освобождение» по мотивам повести Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Первая серия получила название «Огненная дуга» и вышла на экраны в 1969 году. Это был совершенно новый и правдивый взгляд на войну, который потряс зрителей.
Роль капитана Цветаева в фильме сыграл Николай Олялин. Его герой прошел путь от рядового бойца до командира роты, пережил страшные испытания войной. Игра Олялина была настолько правдивой и реалистичной, что многие фронтовики узнавали в его герое самих себя. Образ капитана Цветаева принес актеру всесоюзную славу и признание.
В 1970 году вышло продолжение фильма - «Прорыв», где Николай Олялин вновь сыграл Цветаева. В том же году начались съемки заключительной серии киноэпопеи - «Направление главного удара», которая вышла на экраны в 1971 году. Так Олялин поучаствовал во всех трех частях легендарного фильма, сыграв одну из лучших ролей в своей карьере.
Незабываемый образ в «Обратной дороги нет»
В 1970 году Николай Олялин сыграл главную роль лейтенанта Ивана Ветрова в фильме «Обратной дороги нет». Это была военная драма о судьбе молодого офицера, прошедшего через ад войны. Режиссер фильма Владимир Боголепов долго искал исполнителя на эту роль и остановил свой выбор на Олялине.
Актер сумел мастерски передать характер своего героя - стойкого, мужественного, готового выполнить приказ ценой собственной жизни. За эту роль Николай Олялин был удостоен Государственной премии СССР. Образ Ивана Ветрова навсегда вошел в золотой фонд советского кино, а для самого актера эта работа стала одной из лучших в его карьере.
Успех фильма «Обратной дороги нет» еще раз продемонстрировал высочайшее драматическое мастерство Николая Олялина и умение создавать запоминающиеся образы на военную тему.
Актерское мастерство в других фильмах
Помимо легендарных ролей в фильмах о Великой Отечественной войне, Николай Олялин блеснул своим талантом и в других кинолентах. В 1971 году он сыграл полковника милиции в популярной комедии Леонида Гайдая «Джентльмены удачи». Эта роль показала комедийный талант актера.
В 1973 году на экраны вышел фильм «Иван да Марья» с участием Олялина. Он исполнил роль председателя колхоза Митрофанова. Актеру удалось тонко передать хитрость и ловкость своего персонажа. В том же году Николай сыграл главную роль Сергея Куликова в драме «Бег» о судьбе военнопленного.
В 1982 году на экраны вышел фильм «Легенда о княгине Ольге» по одноименной повести Валентина Иванова. Николай Олялин исполнил в нем роль князя Игоря. Актеру удалось показать сложный внутренний мир своего героя, его любовь к жене Ольге. Эта роль еще раз продемонстрировала драматическое дарование Олялина.