В связи с переходом на рыночную экономику, ранее широко применявшиеся в России, методика расчета показателей рентабельности и другие традиционные критерии индикации эколого-экономических нововведений были инкорпорированы в общую теорию эффективности капиталовложений, образованную постулатами маржинального экономикса, основоположниками которого были экономисты-математики В. Джевонс, Л. Вальрас и К. Менгер. Впоследствии задача финансовой и природозащитной оценки превентивных технологических инноваций традиционно решалась посредством механизма эколого-экономического моделирования, прогнозирования и анализа, в рамках которых приоритетными направлениями научных исследований можно признать следующие:
— разработка общетеоретических основ имитационно-оптимизационных моделей экологически устойчивого развития (Р. Крумберг, А. Аронс, Р. Аткинсон и др.);
— определение экономико-математических принципов моделирования стратегии природохозяйственного менеджмента (Е. Ушаков, С. Бобылев, Б. Стоун, П. Холлт, И. Крафитс, Дж. Харрисон, А. Рапс);
— функционально-стоимостная интерпретация результативности природовосстановительных действий хозяйствующих субъектов (П. Нестеров, Г. Геланс, К. Тауб, В. Джонс, В. Уилли и др.).
Упомянутые авторы и многие другие ученые — исследователи современных проблем охраны среды подвергли анализу различные аспекты процесса альтернативного выбора варианта производственно-экологической санации. В результате длительных научных исследований образовался обширный диапазон различных точек зрения, идей и направлений исследований, что, в отсутствие единой методологии, признанной всеми участниками эколого-экономических дискуссий, дает большой набор различных решений в каждой конкретной ситуации. В данном контексте очевидна потребность в создании такой комплексной теоретико-методологической концепции, которая выступила бы в роли единого согласованного инструментария, позволяющего производить расчет показателей рентабельности любой компании при помощи рыночных эколого-экономических индикаторов и обеспечить всестороннюю оценку финансовых и природоохранных критериев превентивных технологических инноваций.
Эффективность природооздоровительного курса, представляет собой систему критериев, синтезирующих экономические и экологические приоритеты. В связи с этим, задачу методологического решения следует рассмотреть как исследование эколого-экономических последствий и перспектив выбора природозащитного варианта путем использования специальных природоохранных и финансовых критериев с целью существенного упрощения процедуры инвестирования в природоохранные технологии и переход на расчет показателей рентабельности в соответствии с ними.
Думается, что в современных экономических условиях при выборе из различных взаимоисключающих превентивных инженерных решений оптимально сочетание абсолютных и относительных рыночных характеристик, установленные применением процедур функционально-стоимостного анализа и соответствующий ей расчет показателей рентабельности. Они отличаются от других систем возможностью всесторонней оценки финансовых и природозащитных аспектов процесса генезиса санирующих технологий.
Исчерпывающаяся характеристика основополагающих теоретических основ функционально-стоимостной теории представлена, разработана и рекомендована к практическому использованию НИИ социальных и экономических проблем. Функционально-стоимостной метод и расчет показателей рентабельности, основанный на нем, применительно к условиям нынешнего периода развития российской экономики, определяет практически все категории эколого-экономической эффективности, и базируется на применении дисконтированных показателей, например – «доход — затраты» или расчетного прогноза «поток наличности — выгодность вложения капитала».
Таким образом, именно функционально-стоимостной подход и методика анализа показателей рентабельности, основанная на нем, в экологических исследованиях представляется максимально результативным научно-практическим инструментарием, назначение которого состоит в том, чтобы, в равной степени отражая экономические и экологические приоритеты, уравновесить естественное в условиях свободного предпринимательства стремление природопользователей к прибыли и задачи охраны природы, чем весьма существенно стимулировать эффективность государственной природозащитной политики.