Виды и показатели рентабельности

Чтобы оценить сравнительную эффективность отдельных отраслей и предприятий, которые выпускают различные виды продукции в разных объемах, используют показатели рентабельности. Эти показатели показывают отношение полученной прибыли к затраченным ресурсам на производство продукции. Из всех показателей наиболее часто применяются такие, как показатели рентабельности продукции и рентабельности производства.

Прибыльность или доходность предприятия обычно оценивают как при помощи абсолютных, так и относительных показателей. При этом абсолютные показатели обычно отражают прибыль, которая измеряется в стоимостном выражении. Если рассматривать относительные показатели, характеризующие рентабельность, то они измеряются в процентах или отражаются в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в меньшей степени, чем величина прибыли зависят от инфляции, так как являются относительными величинами, связанными с прибылью и затратами предприятия.

Важнейшими из этих показателей является рентабельность активов, который еще называют рентабельностью имущества. Для его определения необходимо оставшуюся в распоряжении предприятия прибыль разделить на среднюю величину активов предприятия. Этот показатель характеризует прибыль, которую предприятие получает с каждого рубля, отнесенного к  затратам на формирование его активов. Он выражает меру доходности всего предприятия в конкретном периоде. В нем учитываются не только величина прибыли, но также изменение стоимости основных средств, оборотных и внеоборотных активов. В целом этот важный показатель включает в себя показатели рентабельности основных производственных фондов и оборотных активов.

Рассматривая другие виды и показатели рентабельности нужно отметить такой важный показатель, как рентабельность инвестиций. С его помощью определяется эффективность использования тех средств, которые направляются на развитие данного предприятия.

Следующим важным для экономического анализа показателем является рентабельность продукции. Для его определения остающуюся в распоряжении предприятия прибыль делят на полный объем себестоимости реализованной продукции. Также для подсчета может использоваться не вся общая прибыль, а только прибыль, полученная от реализации продукции. Величина этого показателя отражает то количество прибыли, которое предприятие имеет с каждого рубля, вложенного в производство и затраченного на реализацию продукции. Он может рассчитываться как по всему предприятию, так и по отдельным подразделениям предприятия и отдельным видам выпускаемой продукции. В ряде случаев для расчета этого показателя  используют отношение оставшейся в распоряжении предприятия прибыли к общей сумме выручки, полученной от реализации продукции.

Последним важным фактором, характеризующим показатели рентабельности, является рентабельность продаж. Чтобы подсчитать этот показатель, необходимо полученную от реализации продукции прибыль разделить на общую выручку от реализации продукции. С его помощью определяется,  какой удельный вес составляет прибыль в составе всей выручки от реализации продукции предприятия. Этот показатель еще называют нормой рентабельности. При его рассмотрении видно, что когда рентабельность продаж начинает снижаться, то такой фактор свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке, следовательно, спрос на продукцию сокращается. Чтобы увеличить уровень доходности продаж, нужно ориентироваться на изменение рыночной конъюнктуры, отслеживать изменение цен на продукцию, постоянно контролировать уровень производственных затрат, затраты на реализацию продукции и осуществлять гибкую политику в области ассортимента выпуска и реализации продукции.

 

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.