Советская школа авиастроения в свое время на практике многократно доказала своими разработками, что она действительно была одной из лучших во всем мире. За несколько десятилетий в СССР было создано великое множество авиамашин разного назначения. Среди всего этого многообразия особо стоит отметить самолет Ил-18. Об этом настоящем чуде отечественного машиностроения мы и расскажем максимально подробно в статье.
Вступление
После окончания Великой Отечественной войны количество военных самолетов значительно превышало число судов гражданской направленности. В связи с этим на повестке дня тогда очень остро встал вопрос об обеспечении авиапарка новыми машинами, способными значительно увеличить количество пассажирских перевозок по воздуху, спрос на которые после завершения боевых действий рос день ото дня.
Уже тогда было понятно, что в условиях постоянно повышающейся потребности в авиаперелетах самолеты, оборудованные поршневыми двигателями, уже не могли удовлетворить все запросы в полной мере. И потому перед руководством СССР возникла задача, решение которой в конечном счете было доверено уважаемому конструкторскому бюро Ильюшина.
Краткая историческая справка
Весной 1945 года легендарный инженер-конструктор С. В. Ильюшин начал активно разрабатывать проект, на основе которого впоследствии был создан самолет Ил-18. Разработчик планировал установить на данную машину четыре мощнейших авиационных мотора АЧ-72, созданных А. Д. Чаромским.
В 1956 году Совет Министров СССР издал постановление, которое предусматривало создание турбовинтового самолета. Разработка машины протекала очень быстро, а опытный образец поднялся в воздух спустя довольно короткий промежуток времени. В 1957 году модель самолета Ил-18 была представлена тогдашней партийной верхушке Советского Союза и членам правительства. Судно очень понравилось Генеральному секретарю СССР Никите Хрущеву, а самой машине присвоили собственное имя «Москва». Именно такое прозвище предложила дать самолету первый секретарь Московского комитета КПСС Фурцева Е. А.
Предназначение
Самолет Ил-18, фото которого приведено в статье, по задумке своих легендарных создателей должен быть способен обеспечить комфортабельную перевозку пассажиров в количестве 60-65 человек на расстояние в пределах 5000 километров. При этом крейсерская скорость воздушного судна планировалась в пределах 450 километров в час, а высота полета рассчитывалась в диапазоне 7500 метров.
Планировалось, что небольшой парк Ил-18 будет осуществлять полеты без выполнения дополнительных посадок по самым длинным маршрутам как внутри СССР, так и за пределами государства. В частности, Москва – республики Средней Азии, Москва – Закавказье, Москва – Дальний Восток, Москва – промышленная часть Урала. В то время по этим направлениям выполнялось основное движение пассажиров, грузов и почты. Кроме того, такой серьезный, можно даже сказать, абсолютно комплексный подход к созданию воздушного флота гражданской авиации на практике в Советском Союзе осуществлялся в первый раз за всю его длительную историю.
Описание
Внешний вид и многие конструктивные решения новосозданного Ил-18 были во многом позаимствованы от модели четырехдвигательного высотного воздушного судна Ил-12. Однако новейшая разработка Ильюшина при этом получила гораздо большие линейные размеры и собственный вес.
Что касается аэродинамической компоновки крыла, то она смогла обеспечить идеальное совершенство аэродинамики и, как следствие, высокий уровень безопасности Ил-18. В конструкторском бюро было принято решение получить очень высокие показатели аэродинамических качеств и крейсерской скорости полета, и поэтому на самолете было использовано крыло с чрезвычайно большим геометрическим удлинением, которое составляло 12.
Также была предусмотрена очень внушительная удельная нагрузка на крыло, равная 310-340 килограмм на один квадратный метр. Такой подход буквально потребовал от инженеров в процессе его создания разрешить несколько очень сложных инженерных задач, направленных на достижение требуемой прочности и жесткости при минимально возможных весовых затратах с параллельным обеспечением оптимальной критической скорости флаттера.
Конструктивные тонкости механизма крыла самолета и наличие щелевых закрылок Фаулера, а также продуманные параметры шасси давали возможность эксплуатировать судно на грунтовых и бетонированных взлетно-посадочных полосах, протяженность которых составляла менее 1000 метров. С практической точки зрения это значительно расширяло сферу эксплуатации самолета, ведь далеко не каждая машина подобного рода могла взлетать или садиться на столь короткие ВПП.
Фюзеляж
Пассажиры и экипаж Ил-18 (СССР – страна-производитель этого самолета) находились в полностью герметичном фюзеляже, который обязательно оборудовался системой вентиляции с отбором воздуха для поставки его в кабину от турбированных компрессоров силовых двигателей.
Изначально было разработано несколько вариантов компоновки фюзеляжа, но в итоге был выбран чертеж с круглым поперечным сечением, диаметр которого составлял 3,5 метра. Такой фюзеляж обладал минимально возможной массой умноженной на хорошую жесткость и прочность. Конфигурация основной части самолета дала возможность расположить багажно-грузовые помещения внизу, непосредственно под полом пассажирской части.
Стоит отметить особую педантичность Ильюшина, который уделил самое пристальное внимание проектировке фюзеляжа. Так, например, инженер выявил, что окна овальной формы, применяемые ранее, на практике зарекомендовали себя не очень хорошо. Было ясно, что на больших высотах по краям таких окон появлялись трещины и деформации, со временем приводившие к окончательной разгерметизации всего фюзеляжа. В связи с этим Ил-18 получил круглые окна, а сам фюзеляж позволял разместить кабину пилотов, радиста, бортового механика, отсек для пассажиров, туалет, буфет и гардероб. Проект предусматривал изначально установку 66 кресел для людей, летящих в первом классе.
Варианты
Помимо основного варианта, был разработан самолет, рассчитанный на 40 высоко комфортабельных мест. Также был спроектирован и ночной вариант, где устанавливались 28 спальных мест. Более того, Ил-18, характеристики которого по тем временам были передовыми, мог быть использован и как десантное судно, способное перевозить на своем борту 90 солдат. Грузовой вариант самолета позволял транспортировать 8 тонн груза самых различных размеров.
Первые серьезные конструктивные изменения
Летом 1945 года первый Ил-18, двигатели которого изначально были АЧ-72, получил новые силовые установки АШ-73ТК бензинового типа с воздушным охлаждением и турбокомпрессорами ТК-19. Взлетная мощность этих моторов составляла 2400 лошадиных сил. Каждый из них вращал воздушные четырехлопастные винты АВ-46НМ-95. Но в итоге и от них отказались, а в середине 50-х годов спроектировали совершенно новый самолет.
Уровень безопасности
Ил-18, фото которого имеется в статье, оснащался оборудованием, которое позволяло эксплуатировать судно и днем, и ночью, причем даже в крайне сложных метеоусловиях, в которых многие другие самолеты даже не пытались бы поднять в воздух.
Оптимальная безопасность полета была гарантирована целым комплексом различных радионавигационных средств, а также применением особой защиты от обледенения фонаря кабины, стекол, лопастей винтов, киля, стабилизатора и кромок крыльев. Система электрообогрева заключалась в использования продуманных секций токопроводящей резины, которая прогревала требуемые элементы конструкции самолета за счет использования четырех довольно мощных генераторов, смонтированных непосредственно на двигателях.
Первый полет
17 августа 1946 года Ил-18 впервые поднялся в воздух во главе с опытнейшим летчиком-испытателем Коккинаки. По итогам этого мероприятия самолет получил исключительно положительные отзывы. В процессе эксплуатации было выявлено, что взлет машины очень прост, уход в воздух и разбег прошли в штатном режиме. Во время набора высоты судно показало устойчивость и стабильность. Планирование в воздухе прошло спокойно, а посадка не вызвала затруднений.
Очень высоко оценили комфорт самолета и пассажиры. Шум во время работы двигателей не вызывал дискомфорта, и люди вполне могли общаться между собой в салоне, не повышая голос и хорошо слыша друг друга, что было редкостью для полетов того времени. Отопительная система в зимний период обеспечивала максимально оптимальные температурные показатели.
Продолжение испытаний
В августе 1947 года Ил-18 поднялся в небо во главе колоны других самолетов в подмосковном Тушино и был продемонстрирован в ходе парада. После этого судно неоднократно эксплуатировалось еще во многих программах. В 1948-1949 годах машину оборудовали специальным устройством для буксировки тяжелого планера Ил-32. Со временем Ил-18 получил вместо поршневых двигателей турбовинтовые АИ-20.
Окончательный ввод в эксплуатацию
В 1959 году самолет после прохождения всех обязательных государственных проверок начал совершать многочисленные полеты внутри Советского Союза. Машина была крайне неприхотлива в техническом обслуживании, надежна и потому довольно долго оставалась востребованной в стране, вплоть до 1970-х годов.
Хорошие эксплуатационные показатели судна позволили продавать его в большинство стран социалистического лагеря и прочие дружественные державы, где оно было положительно встречено как местными специалистами, так и рядовыми пассажирами. Но ничего вечного в мире техники не бывает, и уже в середине 1970-х годов масштабы производства Ил-18 стали сильно уменьшаться, поскольку у него возникли серьезные конкуренты в виде Ил-62 и Ту-154. Эти самолеты уже начали, в свою очередь, использовать реактивные двигатели, а не турбовинтовые. Кроме того, начало сказываться и моральное устаревание самолета.
Основные параметры
Ил-18, технические характеристики которого позволяли ему долгое время быть в числе лидеров, и по сей день еще эксплуатируется в некоторых странах мира. В числе его главных показателей значатся:
- Длина машины – 35900 мм.
- Высота – 10200 мм.
- Вес (пустой) – 33760 кг.
- Размах крыла – 37400 мм.
- Площадь каждого из крыльев – 140 кв. м.
- Скорость (крейсерская) – 625 км/ч.
- Максимально возможная скорость – 685 км/ч.
- Потолок полета – 10000 метров.
- Силовые установки – 4 х АИ-20.
- Максимально возможное количество пассажирских мест может достигать 120 человек.
- Максимально допустимый взлетный вес – 64 000 кг.
- Емкость баков для горючего – 23700 литров.
- Протяженность разбега – 1000 м.
- Длина пассажирского салона – 24 м.
- Ширина салона – 3,2 м.
- Высота салона – 2 м.
Модификации
За все время производства Ил-18 было спроектирован и выпущен в эксплуатацию целый ряд его вариантов, среди которых:
- А – первая серийная модель с двигателями НК-4.
- «Салон» – машина, специально разработанная для чиновников высшего ранга страны.
- «Полоса» – судно, оснащенное оборудованием для полностью автоматизированного полета, посадки и взлета.
- Ил-18В – самолет, имеющий три салона для пассажиров.
- Д – укомплектован топливными баками с повышенной вместимостью. Использовался для выполнения полетов в район Северного полюса.
- Ил-18Гр – грузовой вариант самолета.
- «Помор» – машина, созданная для выполнения рыбной разведки.
- «Циклон» – судно для проведения метеорологических исследований и разведки.
- Ил-18Е – самолет с салоном повышенной комфортности, способным вмещать 110 человек.
- ЛЛ – полностью автономная летающая научно-исследовательская лаборатория.
- Ил-18РТ – судно, применяемое для сбора и регистрации телеметрической информации.
- Т – транспортно-санитарный вариант.
- Ил-18ТД – десантно-транспортный самолет, используемый в военных целях.
Заключение
В завершение статьи можно с уверенностью сказать, что Ил-18 - первый среднемагистральный пассажирский лайнер Советского Союза, прослуживший несколько десятилетий. За годы его эксплуатации с ним практически не случалось каких-либо серьезных поломок, но век реактивных машин сумел лишить его пальмы первенства в вопросе авиаперевозок пассажиров и грузов.
Однако были и трагические моменты в истории полетов Ил-18. Так, в декабре 2016 года неподалеку от населенного пункта Тикси самолет Военно-космических сил РФ разбился, в результате чего на его борту пострадали 32 военнослужащих. Причиной аварии послужил отказ в работе системы подачи топлива, хотя рассматривалась версия и ошибки экипажа, и плохие погодные условия.