Пассажирский лайнер Ту-154М, ставший самым распространенным в Советском Союзе реактивным самолетом, задумывался как замена для Ил-18 и Ан-10, которые в начале шестидесятых составляли основу авиационного парка Аэрофлота. Требовалась новая, более скоростная, экономичная и комфортабельная машина, примерно такая, как американский Боинг-727.
Сходность технических требований продиктовало и похожую схему - моноплан со стреловидным низко расположенным крылом, хвостовое оперение со стабилизаторами над рулем высоты и три двигателя: один встроенный центральный и два на пилонных кронштейнах по бокам хвостовой части фюзеляжа.
В 1968 Ту-154 подняли в небо. Уже четыре года спустя, в 1972-м, началась коммерческая эксплуатация на линии Москва–Минеральные воды.
Первая модификация называлась Ту-154 А. Усовершенствование заключалось главным образом в установке двигателей НК-2-У - более мощных, чем предполагалось в начальном варианте.
Начиная с 1976 года, лайнер снова модифицировали, на этот раз изменения были более масштабные, им подверглись и механизация крыла, и пассажирский салон, и бортовое оборудование. В этом виде самолет стал называться Ту-154Б и выпускался до 1981 года. Хотя изначально предлагалось переименовать его в Ту-164, настолько существенными были конструктивные усовершенствования. При плановом ремонте авиалайнеры ранних выпусков переоснащались до технического уровня последней модификации.
Однако напряжения, возникающие в планере, продолжали вызывать нарекания техников, обслуживающих самолет. Во время каждого из рейсов из обшивки выпадали заклепки, их приходилось восстанавливать. Этот недостаток, а также ряд других проблем удалось устранить в ходе третьей основной (а всего их было свыше двух десятков) модификации.
В 1984 году окончились работы по созданию Ту-154М. Этих лайнеров было построено более трех сотен. В результате получился отличный самолет. Число пассажиров увеличилось до 180 человек, а надежность лайнера существенно повысилась. Доказательством "живучести" летательного аппарата в сложных условиях стала мастерски выполненная посадка на заброшенном аэродроме в районе города Ухта в 2010 году, когда пилотам удалось спасти жизни пассажиров при полном отказе бортового электрооборудования. Самолет Ту-154М восстановлен, его эксплуатация продолжена.
Катастрофа президентского самолета ВВС Польши в Смоленске, произошедшая в том же году, дала повод говорить о ненадежности авиатехники советского производства, однако проведенное расследование доказало, что вызвана она была принуждением пилота к посадке в сложных метеоусловиях, в которых любой, самый современный, лайнер вел бы себя примерно так же.
В целом же считается, что моторесурс Ту-154 М позволяет ему служить четверть века или находиться в воздухе пятнадцать тысяч часов. Крейсерский потолок превышает 12 километров, а скорость – 900 км/ч. Находящиеся в распоряжении многих авиакомпаний России, ближнего и дальнего зарубежья самолеты, добротно сделанные и способные выполнять пассажирские перевозки, могут модернизироваться, оснащаться цифровой авионикой и даже после некоторой доработки использовать в качестве топлива сжиженный газ. С конца девяностых годов КБ им. А.Н. Туполева предлагает выполнить работы по продлению моторесурса и доведению Ту-154М до уровня современных требований, предъявляемых к авиалайнерам. Заказчики есть.