Любое современное развитое государство уделяет самое пристальное внимание защите не только своих сухопутных границ, но и контролю над небесным пространством. Именно поэтому ВВС Польши – один из самых мощных родов войск в этой европейской державе. Нынешнее руководство страны прекрасно понимает, что без надлежащей обороны неба защита государственной целостности и суверенитета просто немыслимы. Эта статья будет посвящена ВВС Польши. О них мы и поговорим подробнее.
Краткая справка
Польские Воздушные силы были созданы уже в далеком от нас 1918 году параллельно с провозглашением независимости государства. Эти войска принимали участие в войне Польши и Советской России.
После того как немцы оккупировали Польшу в 1939 году, ее авиация вошла в состав ВВС Великобритании, а несколько позже – в Польскую народную армию, которая была сформирована на территории СССР.
Свое нынешнее название – Siły Powietrzne – ВВС Польши получили 1 июля 2004 года, и носят его по сей день.
Исторический экскурс
В перый день сентября 1939 года произошли два воздушных боя, которые, по сути, дали старт началу Второй Мировой войны. Именно тогда ВВС Польши, фото которых приведено ниже, впервые показали свою силу и мощь.
Капитан Мечислав Медведцкий со своим ведомым – подпоручиком Владиславом Гнышем – поднялись в воздух по тревоге и увидели перед собой немецкий бомбардировщик, возвращавшийся с боевого задания. Заметив, что его преследуют, пилот Ю-87Б открыл огонь по самолету Мечислава и сбил его. В ответ на это подпоручик ушел вниз и обнаружил под собой еще два самолета фашистов – До-17Е. Владислав принял решение атаковать и в итоге сбил две машины врага. Именно таким было начало войны между фашистской Германией и Польшей.
Перед началом этой кровавой многолетней бойни авиация в Польше не являлась отдельно взятым войсковым подразделением. Почти 750 самолетов самых различных типов, которые были сведены в 6 авиационных полков, базировались дивизионами на базах неподалёку от Кракова, Варшавы, Познани, Лиды, Вильно, Торуни и Львова. В те времена авиацию в польском государстве рассматривали как второстепенную силу. Поэтому в июле 1939 года руководство страны приняло решение передать большую часть военных самолетов в подчинение сухопутным войскам с одновременным формированием из оставшихся самолётов бомбардировочной и истребительной бригад. Однако реорганизация реально началась лишь в последней декаде августа и проходила плохо. К новшествам не были приспособлены ремонтные базы, очень плохо функционировала система обеспечения запасными частями и горючим.
Таким образом, изначально ВВС Польши во Второй Мировой войне с фашистами не сыграли ключевой роли по одной простой причине – они просто не были готовы к вызову, брошенному развитой в военном плане Германией.
Оборонительная война
В период 1939 года важную роль в противостоянии с немцами сыграла истребительная бригада Польши, состоявшая из двух дивизионов, в каждом из которых, в свою очередь, было две эскадрильи. В бригаде насчитывалось три десятка истребителей Р-11с, 15 самолетов 15Р-11а, 10 достаточно изношенных Р-7а и самолет, обеспечивающий связь, - РВД-8. Командовал бригадой герой Первой мировой войны, летчик-истребитель полковник Стефан Павликовский, который выступил инициатором создания отдельного именно истребительного подразделения.
Бригада начала свою боевую работу уже в первый день войны. Около 7 утра со взлетной полосы Понятув в небо поднялись 52 истребителя-перехватчика. Именно эта группа атаковала немецкие бомбардировщики Не-111, летевшие под прикрытием Ме-110.
Уже за первые шесть суток войны польские летчики смогли сбить 38 бомбардировщиков врага. Практически главной задачей бригады была противовоздушная оборона Варшавы. В качестве основной тактики польских истребителей были выбраны засады на пути следования немецких бомбардировщиков. Активные действия польских ВВС продолжились лишь неделю. При этом сильно сократилось количество боевых вылетов.
Потери
В боях было потеряно 52 истребителя. Непосредственно на земле поляки потеряли 36 Р-7 и Р-11. Также были уничтожены тринадцать бомбардировщиков «Лось» и два десятка легких бомбардировщиков «Карась», пять самолетов связи и один транспортный. Всего же польская армия потеряла 357 самолетов. Что касается немецких ВВС, то за сентябрь 1939 года они не досчитались 285 самолётов, в числе которых были не только истребители и бомбардировщики, но и самолеты связи, транспорта, морская авиация. Во многом из-за таких серьёзных потерь Гитлер перенес нападение на Францию лишь на 1940 год.
Северная группа войск
После окончания войны по решению советского руководства была создана специальная группировка войск, базировавшаяся в городке Бжег:
В состав СГВ ВВС (Бжег, Польша) в разные годы ее существования входили:
- 164-й Отдельный гвардейский керченский разведывательный авиаполк Ордена Красного Знамени. Это подразделение находилось на базе с конца 1958 года под 1 августа 1990 года. Вооружение полка было представлено такими самолётами: Миг-25 РБ, Миг-25 БМ, Су-24МР.
- 151-й Отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы. Его сформировали летом 1984 года на основе 151-й отдельной эскадрильи. Полк дислоцировался на базе в период 1960-1989 годов. В качестве вооружения в разные годы применялись самолеты МиГ-21Р, Як-28ПП. Основной задачей полка было прикрытие групп ударных фронтовых самолетов и полное уничтожение радиолокационных станций противника. Для постановки активных и пассивных помех использовался самолет Як-28 ПП. Лето 1989 года полк был переведён на белорусский аэродром «Щучино».
- 55-й Отдельный Севастопольский боевой вертолетный полк. Был расположен на базе с 1981 по 1989 год. На вооружении подразделения значились вертолеты Ми-8 и Ми-24.
- 871 Померанский истребительный полк авиации. Базировался с 1989 по 1990 гг.
Перехват
В конце июля 2016 года произошел неприятный инцидент с участием россиянина. Как заявило Минобороны Польши, ВВС республики перехватили российский самолет, который незаконно пересек воздушное пространство государства. В ведомстве отметили, что для перехвата судна были подняты в воздух самолеты американского производства F-16, которые и осуществили сопровождение самолета.
Как оказалось, ВВС Польши перехватили легкомоторный самолет из РФ, который, по неофициальным данным, направлялся в город Радом для участия в последующих соревнованиях по воздушной акробатике. Столь пристальное внимание к малым воздушным судам было приковано потому, что в период последней недели июля в Польше действовали жесткие ограничения на полеты для малых воздушных суден в связи с тем, что в стране находился папа римский Франциск, принимавший участие во Всемирных днях католической молодежи.
Также пресс-секретарем оборонного министерства было отмечено, что после того как ВВС Польши перехватили российский самолет, его пилоту по радио и с использованием жестов объяснили, что именно он должен был сделать. В итоге судно приземлилось в аэропорту Радома и было отправлено в авиационный ангар, а его пилота задержала местная полиция. Кроме того, польские военные указали на тот факт, что ВВС Польши перехватили самолет России в связи с тем, что он вошёл в запретную зону без предварительного получения для этого специального разрешения. Несмотря на активный интерес СМИ к данному происшествию, более подробной информации Министерство обороны не предоставило. Во многом поэтому известие о том, что ВВС Польши перехватили российский самолет, не сразу стало доступно общественности.
Наши дни
ВВС Польши 2015 года практически идентичны сегодняшним. Хочется отметить, что эта страна на данный момент времени является единственной в мире, где на вооружении имеются одновременно как МиГ-29, так и F-16. Причем поляки приобрели все имеющиеся у немцев и чехов МиГ-29 уже после развала страны Советов. Таких самолетов у Польши насчитывается 32 штуки.
Что касается F-16, то эти истребители являются новыми, специально построенными США именно для поляков в период 2003-2004 годов. Такая ситуация выставляет ВВС Польши, состав которых мы с вами рассматриваем, в очень выгодном свете, поскольку эти F-16 – практически одни из новых машин в мире данной модификации, за исключением лишь нескольких самолетов других стран.
Многие из нас могут задуматься по поводу того, почему же США поставило на вооружение Польшу самолеты лучше, чем себе. Здесь ответ достаточно прост. Учитывая тот факт, что Польша находится на переднем восточном крае военного блока НАТО, который проявляет все признаки агрессивно-наступательной стратегии в процессе своего развития, вполне легко понять причину такой заботы и внимания американцев о своих европейских партнерах, напрямую граничащих с Россией.
Также на вооружении Польши стоят:
- 16 штук CASA C-295 М – самолеты испанского производства.
- 5 штук C-130E Геркулес – производимые в США военно-транспортные самолеты.
- 23 штуки PZL M28B Bryza TD – польские самолеты.
- 28 штук PZL-130TC-1 Orlik – тренировочные самолеты польского производства.
- 32 штуки TS-11 Iskra bis DF – тренировочные самолеты.
- 2 штуки Embraer ERJ 175 – VIP-транспорт (Бразилия).
Вертолетный парк Польши представлен такими машинами:
- Ми-8 – 9 штук.
- Ми-17 – 8 штук.
- PZL Mi-2 – 16 штук.
- PZL Sokół – 21 штука.
- PZL SW-4 Puszczyk - 24 штуки.
Списание старых самолетов
В период до 2016 года были выведены из эксплуатации самолеты Су-22, от модернизации которых Польша отказалась. Это объясняется тем, что как моральный, так и физический ресурс данных самолетов оказался полностью исчерпанным, и никакого смысла в их реконструкции руководство страны не увидело.
Реконструкция
Первый модернизированный МиГ-29 поступил на вооружение ВВС Польши в июле 2013 года. Этому самолету был присвоен бортовой номер 89, а местом его постоянного нахождения стала военная база в сорока километрах от Варшавы.
В целом же модернизации подверглись 16 самолетов данного типа. Все необходимые работы производил завод WZL-2, с которым был заключен контракт на сумму порядка 40 миллионов долларов. Благодаря такому техническому усовершенствованию машины смогут прослужить до 2028 года. Особое внимание в процессе переоснащения было уделено навигационной системе, радиостанции и прочему бортовому оборудованию.
В конце 2015 года Министерство обороны Польши решило организовать тендер, целью которого было приобретение девяти авиационный двигателей РД-33 второй серии, служащих для оснащения Миг-29.
Первая тройка двигателей будет поставлена на протяжении 2016 года, а последний должен быть получен поляками в 2018-м. Основная проблема заключается в том, что вторая серия данного двигателя уже нигде и никем не производится, и потому силовую установку такого образца в скором времени будет приобрести практически невозможно, ведь сейчас пришло время двигателей третьего поколения. Поэтому Польша даже рассматривает вопрос покупки отревизированных двигателей, межремонтный период которых должен быть не менее 350 часов, а технический ресурс насчитывать не менее 700 часов. При этом поставщик двигателей будет обязан представить полноценную гарантию того, что установки безаварийно проработают 200 летных часов или же два календарных года.
Техника из Италии
В июле 2016 года польские средства массовой информации сообщили о том, что в Италии прошли успешные летные испытания первого самолета М-346, который был построен по специальному заказу для Польши.
На взлетную полосу машина была торжественно вывезена 6 июля. Произошло это в Ломбардии. Изначально на самолет нанесли знаки польских ВВС, однако непосредственно перед вылетом борт судна от них был полностью очищен во избежание нарушения местного законодательства и создания дополнительной, никому ненужной напряженности.
Контракт с итальянской компанией был заключен на сумму в 280 миллионов евро в 2013 году. Соглашение предусматривает создание и поставку в Польшу восьми самолетов. Кроме того, польские военные получат специальные летные тренажеры. Также фирма будет нести полную ответственность за осуществление обучения всего инженерного и летного персонала польских ВВС. В компетенцию итальянцев также войдет и полноценное, длительное техническое обслуживание реализуемых ими воздушных судов.
Первая пара М-346 будет доставлена в Польшу в ноябре 2016 года. Оставшиеся шесть воздушных суден поступят в Польшу в феврале, мае и октябре 2017 г. Все эти самолеты будут базироваться в четвертом авиационном крыле, расквартированном в Демблине.
Контракт с Украиной
До конца осени 2016 года на 23-ю авиационную-тактическую базу в Минске-Мазовецком будет доставлено 40 ракет Р-27Р1, которые производит киевская ГАХК "Артем". Эти ракеты средней дальности, имеющие полуактивную радиолокационную систему наведения, будут устанавливаться на модернизированные МиГ-29 ВВС Польши.
Система противовоздушной обороны
Говоря о наземной ПВО Польши, нельзя не заметить, что страна-участник НАТО уже имеет несколько батарей американской зенитно-ракетной системы «Патриот». Также оборону с воздуха держат 13 дивизионов ЗРК С-125, по одному полку С-200 и «Круг», которые в некоторой степени уже являются устаревшими, но все же они вполне способны нести полноценное боевое дежурство.